Приказ Минздрава РФ от 11 сентября 1998 г. N 272
"О совершенствовании организации медицинской помощи лицам пожилых и старческих возрастов в Российской Федерации"
В соответствии с письмом Минюста РФ от 1 декабря 1998 г. N 8099-ВЭ настоящему приказу отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 1999 г., N 1)
См. также приказ Минздрава РФ от 28 июля 1999 г. N 297
В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста.
Численность лиц пенсионного возраста составляет более 30 млн. человек или пятую часть всего населения Российской Федерации, при этом 3,2 млн. человек - в возрасте 80 лет и старше. Процесс постарения населения особенно выражен в европейской части России (Волго-Вятский, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы), где доля лиц старше трудоспособного возраста превышает 23%,
Это приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым.
Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых (60-74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.
Указанные группы населения используют значительные ресурсы здравоохранения, однако потребность в получении ими квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном и стационарном этапах удовлетворяется не в полной мере.
По данным научных исследований, потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2-4 раза выше, чем у лиц трудоспособных возрастов, в то время как по сложившимся показателям указанное соотношение составляет 1 к 1,5.
Уровень госпитализации в этой возрастной группе составляет около 165 случаев на 1000 человек, что также несколько ниже расчетной потребности. Необходимость только в медико-социальной стационарной помощи составляет 49 случаев госпитализации на 1000 лиц старше трудоспособного возраста.
Потребность в госпитализации по отдельным видам специализированной медицинской помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия и другим) для лиц старших возрастов в 1,5-3 раза превышает аналогичные показатели для трудоспособного населения.
При планировании сети больничных учреждений для лечения указанного контингента также необходимо учитывать, что длительность пребывания на больничной койке у лиц пожилого и престарелого возрастов выше.
Однако, существующая система организации оказания медицинской помощи практически не учитывает указанных особенностей и требует осуществления целенаправленных мер по созданию системы гериатрической помощи, повышению уровня знаний по гериатрии врачей общей лечебной сети и проведению научных-исследовательских работ в области геронтологии и гериатрии, в том числе и по вопросам профилактики преждевременного старения населения.
Организация медико-социальной помощи требует более тесного взаимодействия органов здравоохранения с органами и учреждениями системы социальной защиты населения и в ряде случаев совместного решения поставленных задач на основе интеграции финансовых и других ресурсов.
С целью повышения объемов и качества оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии: приказываю:
1. Внести дополнения и изменения в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздрава России от 09.04.98 N 110 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" (Приложение 1).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Организовать гериатрические центры и обеспечить их деятельность в соответствии с положением (Приложение 2). Возлагать функции гериатрических центров на существующие многопрофильные гериатрические больницы или госпитали для ветеранов войн.
2.2. При проведении реструктуризации коечного фонда принять меры к созданию сети гериатрических больниц и отделений (Приложение 3), учреждений медико-социальной помощи (хосписов, домов и отделений сестринского ухода) в соответствии с потребностью. Обеспечить их деятельность согласно утвержденным положениям.
Утвердить в установленном порядке правила госпитализации в гериатрические больницы (отделения) и больницы (отделения) медико-социальной помощи.
2.3. Организовать в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп, инвалидам лечебно-реабилитационных мероприятий в том числе на дому, в соответствии с положением (Приложение 4).
2.4. Разработать с учетом рекомендуемых дифференцированных расчетных нормативов обеспечения и стоимости стационарной специализированной медицинской и медико-социальной помощи населению трудоспособного и пенсионного возрастов (Приложение 5) тарифы на медицинские услуги и утвердить их в установленном порядке.
2.5. Рассмотреть совместно с территориальными органами социальной защиты населения возможность долевого участия в финансировании гериатрических, медико-социальных больниц (отделений) и медико-социальных отделений поликлиник.
При необходимости внести соответствующие предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.6. С учетом потребности и предполагаемого развития сети гериатрических и медико-социальных учреждений (подразделений) принять меры по подготовке и повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по гериатрии, а также по повышению уровня знаний врачей общей лечебной сети по актуальным вопросам гериатрии.
2.7. Утвердить должности внештатных главных специалистов-гериатров (геронтологов) и назначить исполнителей.
2.8. Сертификацию врачей по специальности "гериатрия", работающих в лечебно-профилактических учреждениях, реорганизованных в гериатрические центры, гериатрические больницы и отделения, а также в госпиталях ветеранов войн и отделениях медико-социального ухода, проводить на общих основаниях. Врачей, приступивших к исполнению трудовой деятельности в указанных ЛПУ до 01 января 1995 г. и имеющих непрерывный стаж работы в вышеперечисленных учреждениях (отделениях) не менее пяти лет, разрешить сертифицировать по специальности "гериатрия" после обучения на цикле усовершенствования по гериатрии продолжительностью не менее 144 часов очной части.
2.9. Сформировать аттестационные комиссии по присвоению квалификационных категорий по специальности "гериатрия". Деятельность комиссий осуществлять на общих основаниях.
3. Ректорам высших медицинских образовательных учреждений и руководителям учреждений среднего медицинского образования обеспечить последипломную подготовку по гериатрии врачей, фельдшеров и медицинских сестер общей лечебной сети по заявкам органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
4. Научно-исследовательскому институту геронтологии Минздрава России:
4.1. Принять меры по формированию в течение 1998-1999 годов в структуре института научно-исследовательских и клинических подразделений по гериатрической кардиологии, гериатрической неврологии, гериатрической ортопедии и проблемам профилактики преждевременного старения.
4.2. Совместно с главным геронтологом Минздрава России обеспечить научно-методическое руководство по созданию и функционированию сети гериатрических учреждений (подразделений).
4.3. В рамках Межведомственного научного совета по геронтологии и гериатрии РАМН и МЗ РФ обеспечить координацию научных исследований по геронтологии и проблемам преждевременного старения.
5. Научно-производственному объединению "Медсоцэкономинформ" Минздрава России:
5.1. При проведении мониторинга за ходом реформирования и развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации, с 1999 года осуществлять анализ работы по формированию сети и организации деятельности гериатрических и медико-социальных учреждений и подразделений.
5.2. Проводить выборочные социологические исследования среди населения старших возрастных групп по актуальным вопросам охраны здоровья и обеспечения качества жизни.
6. Управлению организации медицинской помощи населению:
6.1. Оказывать методическую и практическую помощь органам и учреждениям здравоохранения Российской Федерации по вопросам организации гериатрической и медико-социальной помощи.
6.2. Изучить опыт работы медико-социальных учреждений и подразделений и во II квартале 1999 года направить соответствующее информационное письмо в территории.
6.3. Провести в сентябре 1998 года в г. Ярославле Международную конференцию по вопросам улучшения качества жизни пожилых, развитию и совершенствованию медицинской помощи лицам старших возрастных групп.
6.4. Изучить опыт внедрения стационарозамещающих технологий лечения больных пожилого и старческого возраста. По результатам подготовить и в III квартале 1999 года направить в органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации информационное письмо.
7. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений:
7.1. В I квартале 1999 года внести изменения и дополнения в учебные программы в системе вузовского и дополнительного образования, включив в них вопросы геронтологии и гериатрии.
7.2. Создать временный творческий коллектив для подготовки в течение 1998-1999 годов учебного пособия по гериатрии для систем среднего, вузовского и дополнительного медицинского образования.
7.3. Организовать в течение 1998-1999 годов разработку Квалификационных тестов для средних медицинских работников гериатрических и медико-социальных учреждениях и подразделениях.
7.4. В IV квартале 1999 года разработать совместно с главным геронтологом Минздрава России, Межведомственным научным советом по геронтологии и гериатрии РАМН и МЗ РФ, специалистами НИИ геронтологии Минздрава России, и других научных и образовательных медицинских учреждений и утвердить в установленном порядке Программу научно-исследовательских работ по геронтологии на 1999-2003 годы.
8. Управлению планирования, финансирования и развития предусмотреть финансирование мероприятий, указанных в пункте 7 настоящего приказа, в соответствии с договорами на НИИОКР в пределах средств выделяемых по разделу 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" бюджета Минздрава России на 1999 год.
9. В связи с объявлением ООН 1999 года "Годом пожилого человека" и по согласованию с администрацией Самарской области, провести Всероссийский съезд геронтологов и гериатров в 1999 году в г. Самаре.
10. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Зурабова М.Ю., заместителей министра Стародубова В. И., Володина В.Д. в соответствии с возложенными на них функциями.
Министр |
О.В. Рутковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 11 сентября 1998 г. N 272 "О совершенствовании организации медицинской помощи лицам пожилых и старческих возрастов в Российской Федерации"
В соответствии с письмом Минюста РФ от 1 декабря 1998 г. N 8099-ВЭ настоящему приказу отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 1999 г., N 1)
Текст приказа официально опубликован не был