город Москва |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А41-15915/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Нужнова С.Г., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Строительное управление N 155" - Бусурина Ю.А. по дов. от 10.09.2013,
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Бадмаев С.А. по дов. от 23.12.2013,
рассмотрев 06 февраля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 23 августа 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковой Е.В.,
и постановление от 19 ноября 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Строительное управление N 155"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на квартиры,
УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество "Строительное управление N 155" (далее - заявитель, ЗАО "СУ-155") обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Московской области) с заявлением о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на квартиры и обязании провести испрашиваемую государственную регистрацию.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2013 года были выделены в отдельные производства требования:
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации квартир N N 570, 569, 565, 563, 559, 546, 535, 533, 660, 656, 653, 156, 157, 155, 153, 149, 186, 193, 112, 440, 439, 437, 427, 424, 423, 422, 418, 417, 4, 459, 203, 212, 215, 218, 219, 226, 232, 236, 242, 245, 402, 401, 403, 394, 387, 374, 373, 365, 362, 346, 111, 105, 103, 483, 490, 485, 496, 498, 530, 532, 145, 477, 470, 446, 461, 596, 597, 440, 649, 646, 641, 628, 607, 605, 444, 447, 448, 449, 507, 179, 176, 174, 164, 162, 160, 116, 130, 93, 82, 84, 90, 99, 133, 113, 114, 115, 116, 137, 137, 124, 123, 122, 121, 120, 655, 174, 483, 631, 671, 667, 673, 695, 708, 709, 508, 168, 175, 173, 177, 627 по адресу: Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, д.17;
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации квартир N N 117, 178, 125, 179, 126, 141, 134, 135, 136, 137, 139, 149, 172, 136, 131, 128, 138 по адресу: Московская область, г. Красногорск, Подмосковный бульвар, д.12;
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации квартир N N 56, 72, 48, 73, 31, 37, 40, 53 по адресу: Московская область, г. Люберцы, проспект Гагарина, д.23.
Требование в отношении признания незаконным отказа в государственной регистрации квартиры N 571 по адресу: Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, д.17 выделено 14 июня 2013 года в отдельное производство с присвоением делу номера N А41-15915/13.
Судом приняты уточнения исковых требований, заявленные обществом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда 19 ноября 2013 года, заявление удовлетворено: суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации квартиры N 571, расположенной по адресу: Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, д. 17, обязав регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанную квартиру.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, регистрирующий орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судами нарушены и неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов регистрирующий орган указал, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте помещения от 15.03.2012, выданном Московским областном филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", отсутствовал кадастровый номер спорной квартиры, который в соответствии с действующим законодательством присваивается органом кадастрового учета при внесении сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, соответственно, такой объект считается не учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре. Таким образом, наличие кадастрового паспорта, выданного Ростехинвентаризацией, подтверждало, что спорный объект капитального строительства (квартира) прошел только государственный технический учет. Для прохождения кадастрового учета сведения об объекте должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой. На момент принятия решения об отказе в государственной регистрации в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения по спорной квартире, кадастровый номер данной квартире был присвоен только 04.06.2013, что подтверждается сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель регистрирующего органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В представленном отзыве на кассационную жалобу заявитель по делу указал, что спорный объект недвижимости (квартира) прошел процедуру технического (государственного) учета в установленном законодательством порядке и является учтенным в соответствии с Законом о кадастре. Законодатель не ставит присвоение кадастрового номера объекту недвижимости в зависимость исключительно от постановки данного объекта на государственный кадастровый учет. Государственный технический учет ранее учтенного объекта недвижимости юридически приравнен к государственному кадастровому учету. Представленная ответчиком информация о внесении сведений о спорной квартире в государственный кадастр недвижимости и присвоении кадастрового номера квартире 04.06.2013 не отвечает требованию допустимости доказательств, в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответственно, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства. Отсутствие сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости на момент отказа в государственной регистрации подтверждают лишь факт неисполнения возложенной законом на Росреестр обязанности по обеспечению включения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2013, но не свидетельствуют о том, что спорный объект недвижимого имущества не является учтенным в соответствии с Законом о кадастре. Таким образом, отказ регистратора в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (квартиру) являлся незаконным и необоснованным.
Явившийся в судебное заседание представитель заявителя поддержала доводы отзыва, возражала против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, ЗАО "СУ-155" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру N 571, расположенную по адресу: Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, д. 17, и представило комплект документов, в том числе, инвестиционные договоры с дополнительными соглашениями, акт о частичной реализации инвестиционного договора, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, учредительные документы, платежные поручения и кадастровый паспорт помещения, выданный ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Письмом от 11.02.2013 N 61/013/2013-24 регистрирующий орган уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, мотивировав приостановление тем, что в ходе проведения правовой экспертизы не удалось установить, учтена ли квартира в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", имеются ли сведения о ней в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, предложил заявителю представить дополнительные документы, устраняющие причины, препятствующие государственной регистрации.
Письмом от 11.03.2013 N 61/012/2013-24 регистрирующий орган уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиры N 571, расположенной по адресу: Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, д.17, на основании абзаца 12 пункта 1 и пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации, указанных в направленном ранее уведомлении от 12.02.2013 N 61/013/2013-24.
Полагая, что данный отказ в государственной регистрации, мотивированный отсутствием в кадастровом паспорте помещения кадастрового номера, который в соответствии с действующим законодательством присваивается органом кадастрового учета при внесении сведений об объекте недвижимости, неправомерен, ЗАО "СУ-155" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды со ссылкой на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с учетом правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришли к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения и признали незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации объекта недвижимости, обязав ответчика произвести регистрацию права собственности на данный объект.
Выводы судов кассационная коллегия признает правомерными и обоснованными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Закона являются основаниями для государственной регистрации прав либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества, на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В соответствии со статьями 9, 13 Закона о регистрации прав в проведение государственным органом регистрации прав включается правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии, в частности, с пунктом 1.2. настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) 01 января 2013 года закончился переходный период, в течение которого не применялись положения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 11 статьи 33 Закона о регистрации после 01 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимости имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со статьями 3, 5 Закона о кадастре с 01 января 2013 года кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), которые присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно статье 28 Закона о регистрации право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, перечисленным в статье 20 настоящего Закона, в том числе по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 20 Закона.
В силу статьи 23 Закона о кадастре при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета обязан выдать заявителю кадастровый паспорт объекта недвижимости, который является подтверждением постановки на учет указанного объекта недвижимости.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 45 указанного Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществляется в установленной законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 01 января 2013 года, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в соответствии с которым, на Росреестр в срок до 01 января 2013 года возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
Согласно пунктам 5, 8, 12 указанного Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды обеих инстанций установили, что все необходимые документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, для проведения государственной регистрации были представлены заявителем в регистрирующий орган.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судами, заявитель представил в регистрирующий орган одновременно с заявлением, помимо иных документов, кадастровый паспорт спорной квартиры, подтверждающий факт кадастрового учета объекта недвижимости с указанием индивидуализирующих данных объекта, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для признания спорной квартиры не учтенной.
При этом, как правильно указано судами, в соответствии с действующим законодательством отсутствие кадастрового номера в кадастровом паспорте не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на основании пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации.
Материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимого имущества является учтенным в соответствии с Законом о кадастре, а необходимая в соответствии с требованиями действующего законодательства информация для государственной регистрации права собственности была предоставлена в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Наряду с этим, суды правильно сослались на то, что не является в силу закона основанием для отказа в государственной регистрации неполучение ответа на запрос в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с целью предоставления документов для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, поскольку заявители не могут нести ответственность за ненадлежащее исполнение органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них обязанностей.
Таким образом, кассационная коллегия признает, что суды правомерно удовлетворили заявленные требования на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязав регистрирующий орган устранить допущенные нарушения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе основанные на представленной информации о факте внесения сведений о спорной квартире в государственный кадастр недвижимости и присвоения кадастрового номера только 04.06.2013, были исследованы и правомерно отклонены арбитражным судом апелляционной инстанции, соответственно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2013 года по делу N А41-15915/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.