Обсудив доклад Министерства здравоохранения Российской Федерации, выездная Коллегия отмечает, что здоровье сельских жителей, составляющих около 27% населения страны, резко ухудшается.
При отрицательом воспроизводстве населения в стране рождаемость в сельской местности остается несколько выше, чем в городах и составила в 1999 году 9,6 (город - 7,9). Общероссийский коэффициент рождаемости составил в 2000 году 8,7. Вместе с тем снижение рождаемости на селе происходит значительно более быстрыми темпами, чем в городе. За истекшее 5-летие рождаемость в сельской местности снизилась на 12% (в среднем на 2,4% в год), в городах - на 8,2% (1,6% в год).
В сельской местности остается высоким показатель младенческой смертности и в 1999 году он составил 18,8 на 1000 родившихся живыми против 16,1 в городах.
Как и в предыдущие годы, высокий уровень младенческой смертности на селе обусловлен увеличением числа потерь детей в постнеонатальном периоде, уровень которых на 28% выше, чем в городах.
Уровень материнской смертности среди женщин села в 1999 году соответствовал 56,4 на 100000 родившихся живыми, превысив на 27,6% среднероссийский показатель среди всего женского населения (44,2) и на 45,4% среди городских женщин (38,8).
Смертность сельских жителей чаще всего обусловлена сердечнососудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, инфекциями, а также травмами и отравлениями.
Частота травматизма в отрасли вдвое выше, чем в среднем по народному хозяйству. Особенно высок уровень травматизма в Республике Карелия, Архангельской, Ярославской, Вологодской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Ленинградской областях.
Напряжена эпидемическая обстановка по инфекциям. В районах Сибири, Поволжья и Северного Кавказа сохраняется высокая заболеваемость туберкулезом, которая усугубляется распространением туберкулеза среди сельскохозяйственных животных. Бычий тип возбудителя выделяют у 14% больных в селе, что вдвое чаще, чем в городе. Заметно выросла заболеваемость сельских жителей бруцеллезом, клещевым энцефалитом, сыпным тифом, столбняком, что в основном связано с недостаточным проведением профилактической работы.
Сельское население хуже городского обеспечено медицинской помощью как по объему, так и по качеству, и этот процесс нарастает. Вместе с тем работа по укреплению сельского здравоохранения ведется неудовлетворительно. Сокращается объем профилактической работы, специализированная медицинская помощь жителям села, особенно в краевых, областных и республиканских больницах, стала малодоступна.
Материально-техническая база большинства сельских учреждений здравоохранения не отвечает современным требованиям. Ухудшается состояние основных фондов, отмечается низкий уровень газификации, обеспечения горячим водоснабжением и канализацией, средствами связи. Около 80% диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело. Сельские медицинские учреждения недостаточно обеспечены лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, мягким и твердым инвентарем.
Неудовлетворительное техническое состояние автотранспорта службы скорой медицинской помощи в большинстве территорий, плохое состояние дорог увеличивает время прибытия бригад по вызову.
Сельскими администрациями зачастую не выделяются средства на оплату транспортных расходов больным для выезда их на консультацию и лечение в областных и республиканских учреждениях здравоохранения. Перестала существовать система дежурств автотранспорта предприятий агропромышленного комплекса для доставки ургентных больных в стационар.
Недостаточна обеспеченность сельских учреждений здравоохранения медицинскими кадрами, особенно врачами. Штаты скорой медицинской помощи укомплектованы в основном фельдшерами. Высока текучесть кадров, связанная с условиями труда и быта, ограниченными перспективами творческого роста.
Не преодолена ориентация на затратное стационарное лечение. В больницах нередко лечатся больные, требующие амбулаторного лечения, либо по медико-социальным показаниям.
Утрачена система санаторно-курортной помощи жителям села. За последние десять лет число сельских жителей, получающих санаторнокурортное лечение, уменьшилось в различных регионах в 10-15 раз.
Финансирование сельских лечебных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования сдерживается тем, что большинство из них не являются юридическими лицами. Не везде отрегулированы вопросы ценообразования на медицинские услуги.
Малочисленны научные исследования по вопросам состояния здоровья сельских жителей. Почти нет и мало планируется исследовательских работ, касающихся вопросов реформирования сельского здравоохранения.
Вместе с тем органами управления здравоохранением и лечебнопрофилактическими учреждениями ряда административных территорий Российской Федерации накоплен большой опыт по повышению эффективности и качества медицинской помощи сельскому населению.
Результативно работают межрайонные центры специализированной помощи жителям села в Московской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Самарской, Свердловской, Тверской, Тульской, Тюменской областях, Республиках Марий Эл, Коми, Татарстан, Красноярском и Ставропольском краях.
Эффективно развиваются выездные формы медицинского обслуживания сельского населения в Саратовской области, Ставропольском крае, Республике Коми, Ростовской, Нижегородской областях. Еврейской АО, в том числе детей, - в Тверской, Калужской областях, Чувашской Республике.
В Тульской, Нижегородской областях работают Центры медицинской профилактики. Развивается сеть медико-социальных отделений, домов сестринского ухода для лечения и реабилитации пожилых, инвалидов, в т.ч. на дому (Кемеровская, Смоленская, Тульская области, Республики Коми, Карелия, Татарстан).
Коллегия считает, что имеющие место серьезные недостатки в оказании медицинской помощи сельским жителям являются следствием серьезной недооценки значимости этой работы со стороны органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральных научно-исследовательских институтов, отвечающих за решение проблем сельского здравоохранения, отсутствия координации действий в области охраны здоровья сельского населения между медицинскими учреждениями и производителями сельскохозяйственной продукции.
В целях устранения недостатков и совершенствования организации здравоохранения в сельских регионах страны Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации решила:
1. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Рогожников В.А.), Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.) совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации завершить работу по формированию проекта федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" по разделу "Здравоохранение".
Срок - до 1 октября 2001 г.
2. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Рогожников В.А.), Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту развития и экономики здравоохранения (Хальфин Р.А.):
2.1. пересмотреть структуру и нормативы деятельности медицинских учреждений в сельской местности для приведения их в соответствие с территориальными и социально-экономическими условиями в стране.
Срок - 1 полугодие 2002 год.
2.2. провести специальное выборочное исследование по изучению заболеваемости населения в сельских территориях.
Срок 2002 год.
3. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Рогожников В.А.),
Департаменту развития и экономики здравоохранения (Хальфин Р.А.) совместно с РАМН разработать типовые положения: о межрайонных стационарных клинических центрах; о передвижных формах медицинской помощи; о станциях и подстанциях скорой медицинской помощи на селе.
Срок - 2001 год.
4. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Рогожников В.А.), Департаменту развития и экономики здравоохранения (Хальфин Р.А.) разработать предложения по расширению участия учреждений здравоохранения в сельской местности в реализации программы госгарантий.
Срок 2001 год.
5. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в Федеральных округах внести на рассмотрение заседаний Координационных советов вопросы по совершенствованию оказания медицинской помощи сельскому населению, обеспечению межведомственного взаимодействия в решении проблем охраны здоровья жителей сельских районов.
Срок - 2001 год.
6. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):
6.1. Разработать план мероприятий по формированию правовой базы и расширению практики целевой подготовки медицинскими ВУЗами врачей для работы в сельской местности.
Срок - 2001 год.
6.2. Активизировать подготовку специалистов и врачей общей практики для медицинских учреждений первичного звена сельских районов.
Срок - постоянно.
6.3. Пересмотреть систему непрерывной подготовки и переподготовки руководящих кадров с целью повышения квалификации главных врачей центральных, участковых больниц и врачебных амбулаторий.
Срок - 2002 год.
6.4. Включить в учебно-производственные планы дополнительные циклы повышения квалификации врачей первичного звена и, прежде всего, врачей из сельских местностей.
Срок - 2001 год.
7. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (С.Б. Ткаченко) совместно с РАМН разработать проект отраслевой научно-исследовательской программы "Разработка научных основ оказания медицинской помощи сельскому населению Российской Федерации".
Срок 2002 год.
8. Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Рогожников В.А.) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (Кулаков В.И.) и Московским научно-исследовательским институтом педиатрии и детской хирургии Минздрава России (Царегородцев А.Д.) разработать модель оказания медицинской помощи беременным и детям раннего возраста (до 3 лет) в условиях сельских лечебно-профилактических учреждений.
Срок - 2001 год.
9. Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Иванов С.И.)
9.1. Активизировать работу в сельских районах обратив внимание на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний;
Срок - постоянно.
9.2. Подготовить отраслевую программу борьбы с распространением паразитарных заболеваний на селе.
Срок - 1 полугодие 2002 г.
9.3. Усилить контроль за распространением и профилактикой особо опасных антропозоонозных инфекций в сельской местности, за уровнем загрязнения воздуха, воды и почвы, санитарно-гигиеническим состоянием рабочих мест;
Срок - постоянно.
9.4. Обеспечить согласно действующим инструктивным документам контроль за полнотой охвата и результативностью массовых ежегодных осмотров лиц, работающих в сфере производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Срок - постоянно.
10. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 октября 2001 года рассмотреть на заседаниях коллегии вопросы оказания медицинской помощи сельскому населению, обратив внимание на решение проблем:
- принятия действенных мер по укреплению материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений;
- развития межрайонных форм специализированной медицинской помощи с созданием мобильных диагностических и лечебных подразделений;
- укрепления скорой и неотложной медицинской помощи сельскому населению материальными ресурсами и кадрами;
- формирования системы профилактической помощи сельскому населению.
11. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Председатель Коллегии, |
Ю.Л.Шевченко |
Секретарь Коллегии |
А.В.Веремеенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 22 мая 2001 г. "О состоянии и мерах по улучшению медицинской помощи сельскому населению Российской Федерации" (протокол N 10)
Текст решения официально опубликован не был