г. Москва |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А40-148247/12-57-1419 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.,
судей Малюшина А.А., Завирюха Л.В.,
при участии в заседании:
от истца - Бачугин С.В. - доверенность от 10.10.2013,
от ответчиков - Минобороны России - Гончаренко Д.Ю. - доверенность от 20.11.2013, ФГКУ "ЦТУИО МО", Ворсин В.А. - доверенность от 23.07.2013,ФГКУ "СТУИО МО" - Ерыкова Н.Ю. - доверенность от 09.01.2014,
рассмотрев 10 февраля 2014 г. в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного казённого учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казённого учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 27 августа 2013 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Ждановой Ю.А., на постановление от 24 октября 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Баниным И.Н., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
по иску закрытого акционерного общества "Ивановская тепловая блок-станция" (ОГРН 1023700542513, г. Иваново)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19), Федеральному государственному казённому учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208, г. Москва) и Федеральному государственному казённому учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, г. Москва)
о взыскании долга и процентов,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное обществе "Ивановская тепловая блок-станция" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за предоставленные истцом коммунальные услуги, управление и содержание незаселенных жилых помещений (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013, исковые требования удовлетворены.
С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны РФ в пользу Закрытого акционерного общества "Ивановская тепловая блок-станция" взыскана задолженность в размере 3 735 242 07 коп., за период с 01.01.2011 г. по 30.09.2012 г., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 155 165 руб. 22 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 36 750 руб. 62 коп.
С Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Закрытого акционерного общества "Ивановская тепловая блок-станция" взыскана задолженность в размере 811 855 руб. 52 коп. за период с 01.06.2012 г. по 30.09.2012 г., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10 786 руб. 61 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 187 руб. 50 коп.
С Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Закрытого акционерного общества "Ивановская тепловая блок-станция" взыскана задолженность в размере 487 078 руб. 48 коп., за период с 01.01.2011 г. по 30.09.2012 г., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 062 руб. 50 коп., расходы за изготовление выписок из ЕГРП в размере 10 800 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Федеральное государственное казённое учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казённое учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об их отмене и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы заявителей мотивированы тем, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами неполно исследованы доказательства, представленные в материалы дела.
В жалобе заявители указывают на то, что не являются собственниками спорных квартир.
В заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб по доводам, изложенным в отзыве на них.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по государственным контрактам N 230709/1 от 23.08.2009, N 280809/10 от 28.08.2009, N 010310/15 от 01.03.2010, N 010310/17 от 01.03.2010, N 010310/14 от 01.03.2010., N 010310/20 от 01.03.2010, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и ЗАО "Верхне-Волжская инвестиционно-строительная компания", ОАО "Ивановская Домостроительная компания" для нужд Министерства обороны Российской Федерации были приобретены квартиры по адресу: г. Владимир, ул. Фатьянова, дома N4 в количестве 122 единицы, N 6 - 122 единицы, N 8 - 58 единиц, N 12 -131 единица, N16 - 71 единицы, N 18 - 33 единицы; в доме N 2А в количестве 52 единиц; г. Владимир, ул. Нижняя Дуброва, дом N7 в количестве 182 единицы.
Согласно договорам N 9-В от 23.11.2009 г. и N 13 от 01.05.2010 г., заключенным между ЗАО "Ивановская тепловая блок-станция" и ЗАО "Верхне-Волжская Инвестиционно-строительная компания", а также договорам N 21 от 07.11.2011 г., N 22 от 05.12.2011 г., N 23 от 05.12.2011 г., N 24 от 2.12.2011 г., N 25 от 12.12.2011 г., N 26 от 12.12.2011 г., заключенным между ЗАО "Ивановская тепловая блок-станция" и ОАО "Ивановская Домостроительная компания", Закрытое акционерное общество "Ивановская тепловая блок-станция" осуществляет управление эксплуатацией жилых домов, расположенных по адресу: г. Владимир, ул. Фатьянова, дома N 18, 16, 12, 8, 6, 4, 2А, а также домом N 7, расположенном по ул. Нижняя Дуброва до проведения общего собрания собственников жилья о выборе способа управление многоквартирным домом.
Факт приобретения жилья подтверждается актами приема-передачи квартир, представленными в материалы дела.
Судом установлено, что спорные квартиры закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Владимирская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации на основании Приказом Министра обороны Российской Федерации.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации N 187117.12.2010, Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении N 2. В пункте 7 указанного приложения значится Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Владимирская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее объектом недвижимости (в рассматриваемом случае жилыми помещениями) несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
На основании изложенных норм права бремя содержания должны нести не только собственники, но и юридические лица, которым помещение в жилом многоквартирном доме принадлежит на ином вещном праве (хозяйственном ведении или оперативном управлении).
Часть 3 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает что, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. В ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего помещения.
Судом установлено, что истцом были оказаны коммунальные услуги, а также услуги по управлению и содержанию незаселенных жилых помещений, которые ответчики не оплатили.
С учетом установленного и на основании названных норм права суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Представленный в материалах дела истцом расчет процентов судом проверен и признан составленным верно, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в связи, с чем судом правомерно сделан вывод о необходимости взыскания с ответчиков в пользу истца суммы процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителями жалоб установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Ссылка заявителей на подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит отклонению судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Согласно п. 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. от 11 мая 2010 года N 139) глава 25.3 Кодекса не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения пп. 1 и пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Кодекса.
В настоящем деле Федеральное государственное казённое учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации выступают в арбитражном процессе, не связанном с защитой ими государственных и (или) общественных, то есть публичных интересов, поскольку выступают стороной сделки, действуют в своих интересах, и, соответственно, не могут претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины на основании п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на их заявителей.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27 августа 2013 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 24 октября 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-148247/12-57-1419 - оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенное учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационным жалобам по 2 000 руб. с каждого.
Председательствующий судья |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
А.А.Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.