г. Москва |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А40-40577/12-153-412 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Латыповой Р. Р., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "РЖД" - Горбунов В.Н. - дов. от 17.10.2012 г.
от ответчика ФАС России - Алексеева А.А. - дов. от 01.11.2013 г. N АЦ/43495/13, Макорина А.А. - дов. от 12.08.2013 г. N ИА/31356/13
рассмотрев 26 февраля 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)
на решение от 20 сентября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 25 ноября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (ОГРН: 1037739877295)
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"0 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 13.02.2012 г. по делу N 1 14.31/309-11.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2012 г., оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 г. и Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.08.2012 г., в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2013 г. N 13046/12 принятые судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 г., заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФАС России обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании поддержали доводы поданной жалобы. Полагают, что вынесенные судами решение и постановление незаконны и приняты с нарушением норм действующего законодательства.
Представитель общества против доводов жалобы возражал, отметив законность обжалуемых судебных актов. Просит оставить их без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление ФАС России по Нижегородской области приказом от 25.12.2009 г. N 617 возбудило в отношении общества дело N 1175-ФАС 52-ТР-10-03/12-09 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое впоследствии передано на рассмотрение ФАС России с присвоением N 1 10/168-10.
По результатам рассмотрения дела N 1 10/168-10 антимонопольный орган 11.07.2011 г. вынес решение, в соответствии с которым признал общество нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ в связи с экономически и технологически необоснованным установлением различных цен на один и тот же товар (установлением различной цены (платы) за технологическое обслуживание комплекта терминального оборудования АСУ "Экспресс", предназначенного для продажи проездных документов (билетов) на железнодорожный транспорт дальнего следования, используемого организациями, не входящими в группу лиц общества).
На основании принятого решения ФАС России 27.10.2011 г. возбудила в отношении общества дело N 1 14.31/309-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, антимонопольный орган 13.02.2012 г. вынес постановление, которым признал общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 184 962 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу статьи 14.31 КоАП РФ размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, злоупотребившее доминирующим положением на товарном рынке, определяется исходя из суммы его выручки от реализации соответствующего товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
Расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за период, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ: за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Судами установлено, что дело в отношении общества по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждено 25.12.2009 г., доказательств прекращения производства по нему не имеется. Следовательно, размер штрафа подлежал исчислению исходя из суммы выручки за 2008 год.
В то же время из обжалуемого постановления ФАС России следует, что период совершения правонарушения с 01.01.2010 г. по настоящее время, то есть по день вынесения данного постановления - 13.02.2012 г.
Таким образом, как верно отметили суды, антимонопольным органом при возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства 25.12.2009 г. было выявлено иное деяние, нежели то, за которое общество привлечено к административной ответственности.
Кроме того, из обжалуемого постановления следует, что факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением ФАС России.
Согласно решению ФАС России дело N 1175-ФАС 52-ТР-10-03/12-09 возбуждено по жалобе ООО "БилетСервис" в отношении навязывания невыгодных условий договора от 30.10.2008 г. "Об оформлении железнодорожных проездных документов", а оспариваемым постановлением общество привлечено за экономически и технологически необоснованное установление различных цен на один и тот же товар в разных субъектах Российской Федерации, то есть за иное деяние.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина общества во вменяемом ему постановлением от 13.02.2012 г. правонарушении ФАС России не доказана и судами не установлена.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 года по делу N А40-40577/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.