Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР*
(утв. Минздравом СССР и Президиумом ЦК профсоюза медработников от 13, 17 июня 1959 г. N 121-5/10-20)
II. Медицинское освидетельствование и допуск к работе
10. В противотуберкулезные учреждения и противотуберкулезные отделения других учреждений принимаются на работу лица не моложе 18 лет.
11. Все принимаемые на работу должны обязательно подвергаться медицинскому освидетельствованию с обязательным рентгенологическим обследованием (рентгенография грудной клетки) и проведением туберкулиновой пробы. В дальнейшем все без исключения работники должны подвергаться медицинскому обследованию с обязательной рентгенографией грудной клетки 1 раз в год.
12. При отрицательной реакции Манту 2 ТЕ необходимо решить вопрос о ревакцинации БЦЖ или профилактических мероприятиях для принимаемого. После появления поствакцинальной аллергии (через 8 недель) принимаемый может быть допущен к работе в служебных помещениях, где возможен контакт с больными.
13. На каждого работника противотуберкулезного учреждения должна быть заведена индивидуальная медицинская карта, которая передается врачу диспансеризатору. Если у поступающего на работу или работающего сотрудника обнаружено какое-либо проявление туберкулеза, на него заполняется подробная история болезни и проводится необходимое лечение.
14. Лица, больные туберкулезом, могут приниматься на работу в противотуберкулезные учреждения в зависимости от характера процесса и трудоспособности, исключением являются должности, зачисление на которые не допускается по эпидемиологическим соображениям (аптека, кухня, склады продуктов, чистого белья и инвентаря, столовые, буфеты, водопроводные сооружения).
15. Не допускается прием на работу в детские туберкулезные учреждения больных активным туберкулезом.
16. Лица, больные туберкулезом, не допускаются также к работе, являющейся противопоказанной для больных туберкулезом с точки зрения возможности отрицательного влияния на состояние их здоровья (душевые, канализационные сооружения, котельные и др.).
17. При поступлении на работу, а в последующем не реже одного раза в год главный врач или заведующий отделением проводит со всеми работниками подробный инструктаж, в котором разъясняет специфические особенности работы в противотуберкулезном учреждении, правила внутреннего распорядка для персонала и больных, дает подробные наставления о выполнении мероприятий по предупреждению заражения туберкулезом и соответствующему поведению персонала.
Результаты проведения инструктажа регистрируются в журнале учета инструктажа по следующей форме:
Фамилия, имя, отчество, получившего инструктаж |
Дата зачисле- ния на работу по данной специаль- ности |
Специаль- ность (профессия) |
Тема прове- дения инстру- ктажа |
Дата проведения инструктажа |
Подпись | ||
Проводившего инструктажа |
Прошедшего инструктажа |
Руководи- тель отд. (участка работы) о допуске к работе прошедшего инструктаж |
|||||
III. Обеспечение гигиенического режима для работников противотуберкулезных учреждений
18. В противотуберкулезных учреждениях и противотуберкулезных отделениях других учреждений должны быть предусмотрены:
а) отдельная гардеробная комната для сотрудников, в которой размещается вешалка для верхней одежды, шкафы на всех сотрудников с двумя отделениями в каждом (в одном из них хранится личная одежда, в другом спецодежда);
б) душевая комната пропускного типа (желательно вблизи гардеробной) для принятия душа персоналом по окончании работы, кроме того, в операционном блоке должна быть душевая типа санпропускника для персонала операционной;
в) туалетные комнаты для сотрудников (отдельные от больных);
г) умывальники для мытья рук персонала во всех кабинетах, палатах;
д) специальное помещение для приема горячей пиши персоналом (столовая или буфет). Питание персонала непосредственно на отделениях, а также появление в буфете или столовой в спецодежде категорически воспрещается.
19. Работникам противотуберкулезных учреждений вменяется в обязанность:
а) надевать в гардеробной свою спецодежду. Запрещается персоналу надевать верхнюю одежду на спецодежду, появляться в отделении или на рабочем месте без спецодежды, а также выходить за пределы противотуберкулезных учреждений в спецодежде;
б) при посещении больных на дому иметь при себе в специальной укладке халат и шапочку, которые надеваются при входе в жилище больного. По уходе из очага персонал должен снимать спецодежду и после этого тщательно мыть руки с мылом;
в) мыть руки с мылом обильным количеством воды после каждого процесса работы (кормление больных, уборка помещения, посуды, подача и уборка суден, перестилание постели, сортировка грязного белья и т.д.);
г) протирать индивидуальные шкафчики 5% раствором хлорамина не реже одного раза в неделю.
20. Лица, соприкасавшиеся с инфицированным материалом (работники прозекторских, бактериологических лабораторий и вивариев, зубные врачи, врачи-отоларингологи и др.), обязаны носить маски.
Примечание. Маски должны надевать и другие сотрудники по специальным показаниям (в перевязочных, операционных, стерилизационных, при работе с антибиотиками, в микробиологических лабораториях при проведении специальных исследований и др.).
21. Запрещается персоналу бактериологических лабораторий вести разговоры во время производства манипуляций.
22. Работы, связанные с возможностью загрязнения рук мокротой или другими выделениями больного (собирание и перенос плевательниц, наполненных мокротой, приготовление мазков и т.д.) должны производиться в резиновых перчатках. После работы перчатки обрабатываются кипячением или замачиванием их в 0,25% активированном растворе хлорамина 1 час.
23. Персонал (санитарки, буфетчицы) обязаны надевать прорезиненный передник при собирании грязной посуды в палатах или в столовой, а также во время мойки посуды.
24. Ванщицы обязаны надевать во время купания больных прорезиненный передник, а во время уборки ванной комнаты - галоши.
25. Дезинфекторы во время нахождения в грязной половине помещения дезкамеры или помещения, где они производят обработку плевательниц и других предметов, должны надевать халат, косынку, прорезиненный передник, перчатки, респираторы, очки и галоши. По окончании работы дезинфекторы должны оставлять на грязной половине дезкамеры или помещения для обработки плевательниц указанную одежду, тщательно мыть руки и по возможности принять душ, после чего переходить в чистое отделение, где надевать другой халат.
26. Смена халатов, шапочек (косынок) производится 1-2 раза в неделю. При загрязнении мокротой или другими выделениями больных спецодежда меняется немедленно.
IV. Санитарно-гигиенические условия труда
27. Все служебные помещения учреждений должны быть обеспечены естественным освещением и приточно-вытяжной вентиляцией и проветриваться не менее 2 раз в день.
28. Во всех помещениях полы должны быть покрыты линолеумом, а в санитарных узлах - метлахской плиткой. Стены во всех помещениях покрываются масляной краской, а в санитарных узлах глазированной плиткой.
29. Уборка помещений и инвентаря должна производиться не реже 2 раз в день влажно-механическим способом с обязательным обеззараживанием материала и предметов уборки (тряпки, щетки и др.). Мусор должен собираться в ведра с крышками и по мере наполнения обязательно сжигаться.
Для хранения уборочного инвентаря (половых щеток, тряпок, полотеров, ведер, совков, лестниц и др.) должны выделяться помещения, допускается использование для этих целей шкафов.
30. Во всех противотуберкулезных учреждениях должны выделяться помещения:
а) для мойки и стерилизации плевательниц и обеззараживания мокроты химическим или термическим путем, б) для аппаратов автоматической мойки и стерилизации суден и мочеприемников. При мойке суден и мочеприемников персонал должен пользоваться прорезиненным передником и резиновыми перчатками.
31. В каждом стационарном отделении выделяется буфетная комната с горячим и холодным водоснабжением и раковинами для мойки посуды и отдельно для мытья рук. В буфетных комнатах должны быть оборудованы столики отдельно для грязной и отдельно для чистой посуды. Столовая посуда, поступающая от больных, тщательно, с помощью щетки, отчищается от остатков пищи, обязательно обеззараживается термическим или химическим путем, а затем моется. Остатки пищи подлежат обязательному обеззараживанию.
32. В помещениях регистратуры для защиты работников от капельной инфекции при разговоре с больным оборудуются окна с двойным стеклом и боковым отверстием для передачи документов.
33. При производстве рентгенограммы экран протирается 96% спиртом после каждого исследования.
34. Администрация противотуберкулезных учреждений обязана обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в соответствии с "Инструкцией по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)", утвержденной Приказом МЗ СССР от 04.08.83 N 916.
35. Все помещения должны проветриваться не менее 4 раз в сутки, бактерицидные облучатели устанавливаются на высоте не менее 2 метров от пола из расчета: один облучатель ОВН-150 на 30 куб.м, ОБП-300 на 60 куб.м.
V. Санитарно-просветительная работа среди больных
36. В противотуберкулезных учреждениях при поступлении больных, а затем систематически должна проводиться санитарно-просветительная работа с больными. В целях предохранения персонала от заражения особое внимание должно быть обращено на правила поведения, обязательные для больных.
37. При выписке больному должны быть разъяснены правила его поведения дома и в общественных местах, предупреждающие заражение туберкулезом окружающих лиц.
38. В основу данных правил взяты "Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях" системы МЗ СССР от 13.06.59, дополнение и изменения внесены на основании Приказа от 04.08.83 N 916 МЗ СССР "Об утверждении Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)".
______________________________
* "Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР" переработаны и дополнены сотрудниками Российского НИИ фтизиопульмонологии Минздрава России. (Приводятся с учетам дополнений).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР (утв. Минздравом СССР и Президиумом ЦК профсоюза медработников от 13, 17 июня 1959 г. N 121-5/10-20)
Настоящие правила вступают в силу с момента их опубликования
Текст правил официально опубликован не был