г. Москва |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А40-88398/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Эквифакс Кредит Сервисиз" Клеточкина Д.В. по доверенности от 08 июля 2013 года
от ответчика Центрального банка Российской Федерации Кутейникова А.А. по доверенности от 02 сентября 2013 года N 357
рассмотрев 04 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Центрального банка Российской Федерации
на решение от 16 октября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Полукаровым А.В.
на постановление от 23 декабря 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.
по делу N А40-88398/13
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эквифакс Кредит Сервисиз" (ООО "ЭКС", ОГРН 1047820008895) к Центральному банку Российской Федерации (Банк России, ОГРН 1037700013020) об оспаривании постановления Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эквифакс Кредит Сервисиз" (далее - ООО "ЭКС", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России), в настоящее время Центральный банк Российской Федерации (Банк России, административный орган), о признании незаконным и отмене постановления ФСФР России N 13-314/пн от 27.06.2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей, за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013, признано незаконным и отменено полностью постановление ФСФР России N 13-314/пн от 27.06.2013 о привлечении ООО "ЭКС" к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, так как в его действиях отсутствует событие вмененного административного правонарушения. Общество выполнило в установленный срок предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
В кассационной жалобе Банк России просит признать незаконным и отменить принятые по делу судебные акты. При этом излагая обстоятельства дела указывается на не выполнение обществом в установленный срок законного предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. При этом Банк России полагает, что событие вмененного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В судебном заседании представитель Банка России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "ЭКС", также как и в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность её доводов.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами на основании обращения Карданова Р.В. в целях проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность бюро кредитных историй, ФСФР России выдано предписание ООО "ЭКС" от 25.04.2013 о предоставлении документов.
Данным предписанием ООО "ЭКС" указывалось в течение трех рабочих дней с даты получения настоящего предписания представить в ФСФР России следующие документы и сведения: копии всех обращений и документов (в том числе запросов на предоставление кредитного отчета по кредитной истории, заявлений о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю), поступивших в адрес Бюро от Карданова Р.В. (его уполномоченного представителя) в период с 01.01.2012 по дату исполнения настоящего предписания включительно (далее - Период); копии ответов Бюро Карданову Р.В. по результатам рассмотрения его обращений (запросов на предоставление кредитного отчета по кредитной истории, заявлений о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю) в Период, с приложением копий документов, подтверждающих их направление Карданову Р.В., а в случае если ответ на какое-либо из обращений (запросов на предоставление кредитного отчета по кредитной истории, заявлений о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю) Карданову Р.В. не давался, объяснения по данному факту с приложением копий подтверждающих документов; сведения обо всех сообщениях источников формирования кредитной истории, поступивших в Бюро в Период, на основании которых в кредитную историю Карданова Р.В. были внесены изменения, с указанием дат поступления таких сообщений и дат внесения Бюро изменений в кредитную историю Карданова Р.В.; в случае если в кредитную историю Карданова Р.В. в Период были внесены изменения справку, содержащую информацию о состоянии сведений титульной и основной частей кредитной истории Карданова Р.В. до и после внесения изменений (было - стало); в случае если сведения, запрошенные в предыдущем абзаце настоящего предписания, Бюро не могут быть предоставлены, пояснения по данному факту.
Указанные в предписании документы были представлены ООО "ЭКС" в адрес ФСФР России 14.06.2013.
Посчитав, что в законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков не выполнено обществом в установленный срок, ФСФР России 18.06.2013 был составлен протокол N 13-351/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением ФСФР России от 27.06.2013 ООО "ЭКС" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления.
При этом они указали, что в соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О кредитных историях" уполномоченный государственный орган проводит контрольно-ревизионные мероприятия на основании утвержденного плана, а также в случае наличия письменных обращений субъектов кредитных историй, источников формирования кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй или бюро кредитных историй, при этом предметом контроля являются качество предоставляемых бюро кредитных историй услуг (в том числе точность и достоверность информации), соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В соответствии с п. 6.1 Положения Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имела право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции ФСФР России вопросам.
Согласно п. 5.4.15 Положения ФСФР России выдает предписания, в том числе юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по мнению судов, в рассматриваемый период ФСФР России являлась органом, уполномоченным на осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).
В оспариваемом обществом постановлении административный орган указал на то, что предписание ФСФР России N 13-ЕК-04/14200 от 19.04.2013 было вручено обществу 06.05.2013, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. При этом в указанный в предписании трехдневный срок с даты получения предписания общество не предоставило в ФСФР России запрашиваемую информацию.
Суду было представлено почтовое уведомление о вручении почтового отправления 11904961369526, которое, по мнению административного органа, свидетельствует о вручении оспариваемого предписания ООО "ЭКС" 06.05.2013.
Однако в соответствии с п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, вручение регистрируемых почтовых отправлений, к которым относятся заказные письма с уведомлениями о вручении, адресатам (законным представителям) осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
Из представленного уведомления следует, что почтовое отправление вручено Лагуткину 06.05.2013.
Между тем генеральный директор Общества Лагуткин О.И. факт личного получения почтового отправления 06.05.2013 отрицает, указывая на отсутствие в указанный период в г. Москве. В обоснование своих доводов обществом представлен электронный билет на поезд "С.Петербург - Москва" на 06.05.2013 в 17 ч. 49 мин.
Кроме того, как отметили суды, названное уведомление в графе "Получил" (в которой согласно Правилам должна содержаться подпись и расшифровка подписи лица, получившего корреспонденцию) не содержит подписи лица, которому вручено почтовое отправление.
Также согласно справке УФПС г. Москвы - Филиал ФГУП "Почта России" Московский межрайонный почтамт N 3 от 01.08.2013 документы о вручении почтового отправления 11904961369526 лично Лагуткину О.И. в отделении почтовой связи 129090 отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды не нашли достоверно установленным факт вручения оспариваемого предписания законному представителю общества 06.05.2013.
Общество указывает, что предписание ФСФР России от 25.04.2013 о предоставлении документов было получено им 10.06.2013 и исполнено в установленный срок.
При рассмотрении спора суды отклонили доводы административного органа о том, что при условии получения обществом предписания 10.06.2013 оно должно было быть исполнено не позднее 14.06.2013.
Общество 14.06.2013, то есть в установленный предписанием срок (с учетом выходных дней) передало документы, адресованные ФСФР России в качестве исполнения требования предписания, по накладной 13-7959-2412 в организацию связи ОАО "Фрейт Линк" (торговая марка PonyExpress), осуществляющую деятельность на основании лицензии на осуществление услуг почтовой связи.
Так как в соответствии с п. 4 ст. 4.8 КоАП РФ если заявление, жалоба, другие документы были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным, то факт сдачи необходимых документов в организацию связи равносилен факту передачи документов в уполномоченный орган.
Таким образом, по мнению судов, обществом в надлежащий срок передан в организацию связи ответ на предписание, в связи, с чем в действиях ООО "ЭКС" отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 5.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела, проверенные о обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2013 года по делу N А40-88398/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.