г. Москва |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А40-84184/13-153-828 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Мосводоканал" - Чубаров К.В. - доверенность от 1 января 2014 года N (30)24-103/14; Казармина А.П. - доверенность от 1 января 2014 года N (30)24-133/14;
от заинтересованного лица: Росприроднадзор - Читанава И.О. - доверенность от 17 декабря 2013 года N 190; Нестерова Н.Д. - доверенность от 11 февраля 2014 года N 200; Арапова А.В. - доверенность от 11 февраля 2014 года N 201
рассмотрев 25 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Росприроднадзора по ЦФО
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 09 октября 2013 года,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 16 декабря 2013 года,
принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Поташовой Ж.В.,
по заявлению ОАО "Мосводоканал" (ОГРН: 1127747298250)
о признании незаконным решения Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 11 марта 2013 года
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Росприроднадзор), оформленного письмом от 11 марта 2013 года N 06-25/3667 об отказе принять решение о проведении зачета средств в размере 577.225.960 руб., затраченных обществом на выполнение природоохранных мероприятий, в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду; обязать ответчика принять решение о проведении зачета средств в размере 577.225.960 руб., затраченных заявителем на выполнение природоохранных мероприятий.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Росприроднадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что не все проведенные обществом мероприятия относятся к природоохранным мероприятиям; программа проведенных мероприятий не была согласована с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды.
В судебном заседании представители Росприроднадзора доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представители ОАО "Мосводоканал" в судебном заседании и представленном отзыве возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, во исполнение решений судов по делу N А40-14194/11-2-96 Росприроднадзор повторно рассмотрел заявление ОАО "Мосводоканал" от 17 ноября 2010 года N 02-04-1548/10 и письмом от 11 марта 2013 года N 06-25/3667 отказал в принятии решения о проведении зачета средств в размере 577.225.960 руб., затраченных на проведение природоохранных мероприятий, со ссылкой на то, что для решения вопроса о возможности зачета денежных средств, затраченных на природоохранные мероприятия, в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо дополнительно представить следующие документы: акты выполненных работ, приемки в эксплуатацию и другие документы, подтверждающие выполнение работ по реконструкции очистных сооружений, строительства сооружений для обработки осадков сточных вод Восточной станции водоподготовки; документы, подтверждающие прекращение сброса производственных и ливневых сточных вод в р. Чернавка; отчеты по форме 2тп-водхоз за периоды 2008 - 2010 гг. по объектам, включенным в план мероприятий; документы, подтверждающие снижение концентрации загрязняющих веществ на сбросе в водные объекты и эффективность мероприятий по выпускам, включенным в план мероприятий; расчеты платы по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты, за период 2008 - 2010 гг. по выпускам, включенным в план мероприятий.
Полагая, что указанный отказ принят незаконно и без достаточных на то оснований, ОАО "Мосводоканал" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Указа Президента РФ от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Минюсте 24 марта 1993 года N 190, с учетом изменений и дополнений), пришли к обоснованному выводу, что отказ Росприроднадзора провести зачет платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконен и нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не позволяет зачесть средства, затраченные на природоохранные мероприятия, в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Постановления Правительства РФ N 632 от 28 августа 1992 года органы исполнительной власти с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов РФ осуществляют корректировку размера платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
В форме расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядке заполнения и представления формы расчета платы, утвержденных Приказом Ростехнадзора N 204 от 05 апреля 2007 года "Об утверждении Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" предусмотрена возможность принятия к зачету средств на выполнение природоохранных мероприятий, принимаемых к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Приложением N 2 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрировано в Минюсте 24 марта 1993 года N 190, с учетом изменений и дополнений) в перечень природоохранных мероприятий включены, в том числе, охрана и рациональное использование водных ресурсов; строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки; внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов; осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны; строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жидких отходов и кубов из остатков; реконструкция или ликвидация накопителей отходов; создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
В силу пунктов 6.5, 6.6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются: повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов; снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
При этом в случае, если природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то включение конкретного мероприятия в "Перечень природоохранных мероприятий" производится на основании решения территориального органа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Из представленных обществом документов следует, что на основании пункта 6.3 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", Предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Общество представило в Росприроднадзор Программу природоохранных мероприятий не согласованную с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на 2008 - 2010 гг., согласованную в уполномоченных органах исполнительной власти.
В связи с проведенной на основании Указа Президента РФ от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" административной реформой, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ прекратило существование.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ на момент обращения с заявлением в Росприроднадзор о проведении зачета средств не имело территориальных органов, в связи с чем общество согласовало Программу природоохранных мероприятий на 2008 - 2010 гг. с органом, осуществлявшим функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (заместителем руководителя Д.С. Тукновым), руководителем Московско-Окского Бассейнового Водного Управления Н.И. Зубчинским, заместителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты право потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко, руководителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы А.Б. Цыбиным.
Как установлено судами, документы, представленные обществом, подтверждают работы, являющиеся частями выполнения рабочего проекта "Обработка осадков природных вод Восточной станции водоподготовки" (Архитектурно - строительные решения: том 8 - 11, книга 2, том 13, книга 1, Охрана окружающей среды - том 27). При этом, реализация рабочего проекта является мероприятием, затраты на выполнение которого могут засчитываться в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Так, завершение строительства сооружений для обработки осадков сточных вод Восточной станции водоподготовке согласовано природоохранными органами в Программе природоохранных мероприятий Московского государственного унитарного предприятия "Мосводоканал" на 2008 - 2010 гг. в качестве мероприятия, затраты на выполнение которого могут засчитываться в счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Что же касается иных доводов кассационной жалобы, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 октября 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 года по делу N А40-84184/13-153-828 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.