г. Москва |
|
1 апреля 2014 г. |
Дело N А40-139176/12-41-1141 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Агапова М. Р., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителей: Юлова Е.Г. - паспортГончаров В.В. - паспорт
от ответчиков Росреестр - Веренич Ю.В. - дов. от 23.08.2013 г. N 20/163-ИАот Управления Росреестра по Владимирской области - не явился (извещен надлежаще)от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" - Федонин Н.В. - дов. от 28.06.2012 г. N 99/2012-18 от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Владимирской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц Администрация Владимирской области - не явился (извещен надлежаще)от Межрайонной ИФНС России N 11 по Владимирской области - не явился (извещен надлежаще)от Администрации муниципального образования Петушинского района Владимирской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 25 марта 2014 г. в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение от 15 августа 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление от 25 ноября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.
по заявлению Юловой Е.Г., Гончарова В.В.
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки
третьи лица: Администрация Владимирской области; Межрайонная ИФНС России N 11 по Владимирской области; Администрация Петушинского района Владимирской области
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 г., удовлетворены требования Юловой Е. Г. и Гончарова В. В. (далее - заявители) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 33:13:080108:175 площадью 6 000 кв. м. по адресу: Владимирская обл., Петушинский район, западнее дер. Логинцево, внесенный в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2009 г. размер кадастровой стоимости указанного земельного участка (8 175 480 руб.) и размер удельного показателя кадастровой стоимости (1 362 руб. 58 коп. за 1 кв.м.). С 01.01.2009 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости (115 800 руб.). Кроме того суды обязали ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Владимирской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2009 г. сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 115 800 руб.
Законность и обоснованность принятых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационными жалобами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление по Владимирской области), в которых просят отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции представители Росреестра доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали, а заявители, возражая против удовлетворения жалобы, указали на отсутствие оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Управление по Владимирской области, Администрация Владимирской области, Межрайонная ИФНС России N 11 по Владимирской области, Администрация Петушинского района Владимирской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами, заявители являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 33:13:080108:175 площадью 6 000 кв. м. по адресу: Владимирская обл., Петушинский район, западнее дер. Логинцево, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.11.2005 г., договором купли продажи земельного участка от 31.10.2005 г.
Согласно кадастровому паспорту от 17.09.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на указанную дату составила 8 175 480 руб. Иных сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка не имеется (в кадастровом паспорте 2005 года нормативная цена земли не указана).
В адрес заявителей поступили налоговые уведомления об уплате земельного налога в размере 61 316 руб. 10 коп., согласно которым подлежащий уплате налог исчислен по налоговой ставе 1,5%, исходя из кадастровой стоимости 8 175 480 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка исчислена неверно, заявители обратились в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса РФ, пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 г.
Вместе с тем, судами не учено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 14.06.2005 г. и вошел в перечень земельных участков, подлежащих оценке по состоянию на 01.01.2009 г.
Из материалов дела следует, что постановлением Губернатора Владимирской области от 03.10.2011 г. N 1061 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Владимирской области" определена кадастровая стоимость в размере 8 175 480 руб. и налог на земельный участок подлежал уплате с 01.01.2012 г., исходя из указанной кадастровой стоимости.
До 2011 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 3 360 235 руб.
Между тем, суды установили кадастровую стоимость земельного участка в размере 8 174 480 руб. по состоянию на 01.01.2009 г., когда постановления Губернатора Владимирской области от 03.10.2011 г. N 1061 еще не существовало.
Таким образом, выводы судов о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г. по аналогии с его стоимостью по состоянию на 01.01.2012 г. не могут считаться законными и обоснованными.
На основании пунктов 1-4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Правилами в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 г. по делу N 913/2011 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков, была изменена и определена практика применения положений статьи 66 Земельного кодекса РФ, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценки, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Между тем, судебные акты приняты без учета позиции ВАС РФ, дело рассмотрено не по правилам искового производства, кадастровая стоимость земельного участка определена по аналогии по состоянию на 01.01.2012 г., без учета заключения экспертизы о ее стоимости по состоянию на 01.01.2009 г., что не может считаться законным и обоснованным.
При новом рассмотрении дела судам следует устранить допущенные нарушения, правильно применить положения действующего законодательства и с учетом правовой позиции ВАС РФ, а также мнения и возражения лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 года по делу N А40-139176/12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.