Функции дефектара аптеки включают выполнение ряда разнородных работ на протяжении рабочего дня, которые требуют обширных знаний в области технологии приготовления лекарств, организации и экономики фармацевтического дела, фармацевтической химии, фармакологии др.
Изучение существующей организации труда и рабочих мест дефектаров аптек, проведенное сотрудниками кафедры организации и экономики фармации 1 ММИ им.И.М.Сеченова с помощью методов фотографии производственного процесса, хронометража и анкетирования, показало, что труд их организован не всегда рационально, о чем свидетельствуют потери рабочего времени, которые составляют около 13% от общей продолжительности рабочего дня, а рабочее место дефектара требует усовершенствования.
В целях более рационального использования рабочего времени, повышения производительности и улучшения условий труда дефектара рекомендуется оптимальный график чередования видов работ.
В начале смены дефектар должен подготовить свое рабочее место и затем произвести пополнение запасов медикаментов на рабочих местах ассистентов и готовых лекарственных средств на рабочих местах рецептаров- контролеров.
Рабочее место дефектара для пополнения медикаментов должно быть расположено в материальной комнате для хранения медикаментов. Штанглазы с запасами медикаментов должны размещаться в материальных шкафах, высота которых не должна превышать 180 см, располагать медикаменты целесообразно по фармако-терапевтическому признаку. Причем лекарственные средства Списка А необходимо хранить в железных шкафах или сейфах, Списка Б - в запирающихся шкафах, с учетом температурного режима, лекарственные средства для наружного применения - отдельно от лекарственных средств для внутреннего применения*.
На внутренней стороне дверок шкафов следует иметь список размещения лекарственных средств с указанием их шифра, высших разовых и суточных доз для ядовитых и сильнодействующих веществ, оптовых и розничных цен, а также сроков годности. Удобнее вместо полок в шкафах для хранения медикаментов "ангро" устанавливать вертушки, а для готовых лекарственных средств в конволютах - выдвижные ящики.
Рабочий стол, на котором производится пополнение запасов медикаментов, должен быть приспособлен для выполнения работы стоя и иметь следующие параметры:
1) размеры верхней рабочей поверхности - 700 х 1500 мм;
2) высота рабочего стола - 1000 мм;
3) цвет рабочей поверхности стола - неинтенсивно желтый.
Заполнение штанглазов медикаментами, оказывающими раздражающее действие на организм, должно производиться в материальной комнате в вытяжном шкафу, где скорость движения воздуха при открытых дверцах должна быть 0,5 - 0,7 м/с.
Пополнение бюреточной установки растворами медикаментов в ассистентской комнате проводится дефектаром ежедневно, поэтому запасы этих растворов, а также дублированные штанглазы целесообразно хранить в специальных шкафах в ассинтентской комнате. Это уменьшит потери времени на хождение за штанглазами в материальную комнату. Растворы термолабильных веществ должны храниться в холодильнике.
Для выполнения дефектаром работы по приготовлению внутриаптечных заготовок, концентрированных растворов медикаментов и полуфабрикатов (лабораторная работа) в аптеках рекомендуется иметь специальную комнату. Двери в ней должны быть открывающиеся наружу и иметь минимальную ширину (0,9 м однопольные). Для связи с кабинетом химика-аналитика и фасовочной целесообразно оборудовать шлюз-окна (500 х 500 мм) для передачи заготовок на анализ и расфасовку. Штукатурные карнизы этой комнаты должны быть простого профиля, не допускающие скопления пыли, вертикальные углы закруглены. Стены комнаты должны быть облицованы кафельными плитками или легко моющимися синтетическими материалами на высоту не менее 1,6 м, пол покрыт линолеумом или релином темно-коричневого цвета. В комнате должны быть установлены бактерицидные лампы и предусмотрено необходимое энергоснабжение всех аппаратов и приборов, используемых в работе. При входе в комнату оборудуется умывальник-раковина с подводкой горячей и холодной воды.
Рабочий стол дефектара для выполнения лабораторных работ следует устанавливать перпендикулярно стене с оконными проемами. С учетом характера труда дефектара, рекомендаций НИИ труда и средних антропометрических данных предлагаются следующие основные параметры рабочего стола для выполнения лабораторных работ:
1) размер верхней рабочей поверхности стола - 700 х 2000 мм;
2) высота стола - 900 мм;
3) под столом должно быть свободное пространство для ног высотой 680 мм, шириной 500 мм, глубиной 450 мм;
4) цвет рабочей поверхности стола - неинтенсивно желтый.
Стулья должны быть со спинкой подъемно-поворотной конструкции для обеспечения правильного соотношения высоты рабочей поверхности стола и стула (дифференциация 270 - 300 мм).
Справа от стола на расстоянии вытянутой руки (69 см) следует поставить напольную вертушку (конструкции ЦАНИИ) для размещения необходимой в процессе работы посуды, слева - передвижную тумбочку с огнеупорным покрытием для установки нагревательных приборов и аппаратов и тележку для использованной посуды. На рабочем столе поместить вертушки для штанглазов с медикаментами, необходимыми при выполнении лабораторных работ; справа - для внутреннего применения, слева - для наружного. Это исключит хождение дефектаров за каждым штанглазом к шкафам в материальной комнате при приготовлении внутриаптечных заготовок, концентратов и полуфабрикатов и обеспечит возможность работы в положении рабочей позы "сидя - стоя".
К рабочему месту дефектаров для выполнения лабораторных работ следует подвести трубопровод с дистиллированной водой и установить достаточно емкую бюретку для ее отмеривания.
Все необходимые предметы: весы, инвентарь, средства механизации, посуда и вспомогательные материалы - должны размещаться на рабочем месте с учетом оптимальной досягаемости и удобств при выполнении той или иной работы. Все предметы должны иметь свои строго определенные места.
Непосредственно на столе для выполнения лабораторных работ должны находиться весы, настольные вертушки с медикаментами, подставки для ручных весочков, ручка, разновесы, ножницы, клей или устройство для нанесения клея, подставка с тампонами для протирания весочков. В выдвижных ящиках стола необходимо разместить бумагу, капсулы, целлулоидные скребки, этикетки, журнал учета лабораторных работ и др. предметы. На напольной вертушке и в тумбах рабочего стола дефектара следует разместить необходимое количество мерной и рабочей посуды, ступок, пестиков и др. Запас посуды размещается в специальному шкафу.
Справочную литературу: фармакопею, таблицы растворимости лекарственных средств, таблицу изотонирования глазных капель, прейскурант цен, таблицы совместимости лекарственных средств, необходимые приказы и распоряжения, регламентирующие деятельность дефектара, - целесообразно размещать на настенной полке, возле рабочего места.
При приготовлении внутриаптечных заготовок, концентратов и полуфабрикатов дефектар обязан строго соблюдать правила технологии и инструктивные указания. При этом следует вести приготовление заготовки лишь по одной прописи и возвращать штанглазы с медикаментами на определенное место сразу же после отвешивания нужного количества для данной заготовки.
В целях повышения производительности труда дефектара рекомендуется использовать имеющиеся средства механизации и оргтехники (приложение 1).
Для ускорения растворения порошкообразных медикаментов рекомендуется использовать магнитные мешалки. Для фильтрации растворов используют
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по рациональной организации труда и рабочих мест дефектаров аптек (утв. Главным аптечным управлением Минздрава СССР 30 декабря 1974 г.)
Текст рекомендации официально опубликован не был