Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Методики
выбора школ для эпидемиологического исследования
Метод выборки пропорционально численности школьников
Это метод используется, если в вашем распоряжении имеется полный список школ обследуемой местности с достаточно точным количеством учащихся. В качестве примера, мы возьмем список школ гипотетической Иваново-Петровской области (табл.1).
В первой колонке указаны номера (названия) всех школ в данной области. Во второй колонке - количество учеников в каждой из школ. В третьей колонке представлено кумулятивное количество школьников, которое рассчитывается путем прибавления численности школьников в каждой из школ к общей численности школьников в предшествующих в списке школах. Например, к численности учащихся в школе N 1 г.Плесецка (600) добавляется количество учащихся в школе N 2 (700); к полученной сумме (1300) прибавляется численность учащихся в школе N 3 (350); к полученной сумме (1650) вновь прибавляется количество учеников в школе N 4 и т.д. Список школ может составляться в любом порядке.
Этап 1. Сначала рассчитывается интервал выборки (k). Для этого общая численность школьников в обследуемой местности (в нашем примере - 24940 чел.) делится на количество кластеров, которое всегда составляет 30.
24940 : 30 = 831
Этап 2. Затем определяется начальная точка отсчета, которая должна находиться в пределе от 1 до k (в нашем примере в пределе от 1 до 831). Для этого используется таблица случайных чисел (прилож.7). В этом же приложении объясняется, как пользоваться таблицей случайных чисел. Предположим, что с помощью таблицы мы случайно выбрали число 710.
Этап 3. Определяем школу, на которую выпадает первый кластер исследования. В этой школе должен находиться 710-й школьник из общего числа учащихся данной местности. По табл. 5 (третья колонка) 710-й ученик находится в школе N 2 г.Плесецка. В этой школе будет первый кластер.
Этап 4. Для определения второго кластера к полученному случайному числу (в нашем примере - 710) прибавляется интервал выборки k (в нашем примере - 831).
710 + 831 = 1541
Второй кластер выпадает на школу, где имеется 1541-й ученик (третья колонка), т.е. на школу N 4 г.Плесецка.
Для определения третьего и последующих кластеров (вплоть до тридцатого) к предшествующей сумме постоянно прибавляется число интервала (шага) выборки. Так, для определения третьего кластера к 1541 прибавляется 831:
1541 + 831 = 2372
Следовательно, третий кластер приходится на школу с 2372-ым учеником (3 колонка таблицы), т.е. в нашем примере на школу N 6 г.Плесецка. Таким же образом определяют все последующие школы, на которые может приходиться один или более кластеров.
Из примера (таблица) видно, что на ряд школ с большим числом учащихся может выпадать 2 и более кластера. Например, на школу N 10 г.Иваново-Петровска, в которой обучаются 3500 учеников, приходится целых 5 кластеров. Вместе с тем, в этой школе имеется много учеников интересующего нас возраста (например, 8 - 10 лет) и выделение нескольких кластеров не представит труда. Более подробно методика выбора учеников в каждой из школ будет описана ниже.
Таблица 1
Список школ и число учеников Иваново-Петровской области
Школа | Число учащихся | Кумулятивное число |
Кластер |
г.Плесецк N 1 | 600 | 600 | |
N 2 | 700 | 1300 | 1 |
N 4 | 350 | 1650 | 2 |
N 6 | 680 | 2380 | 3 |
д.Синицино | 430 | 2810 | |
д.Рощино | 220 | 3030 | |
д.Птицино | 40 | 3070 | |
п.Логино | 150 | 3220 | 4 |
г.Мостов N 2 | 90 | 3310 | |
N 3 | 300 | 3610 | |
N 4 | 430 | 4040 | 5 |
N 5 | 150 | 4190 | |
N 8 | 380 | 4570 | |
N 10 | 310 | 4880 | 6 |
Интернат N 1 | 2000 | 6880 | 7, 8 |
г.Рыбаков N 1 | 750 | 7630 | 9 |
N 2 | 250 | 7880 | |
N 4 | 420 | 8300 | 10 |
N 5 | 180 | 8480 | |
N 6 | 300 | 8780 | |
N 8 | 100 | 8800 | |
п.Прохоров N 1 | 710 | 9590 | |
N 2 | 190 | 9880 | |
д.Змеевка | 150 | 10030 | |
д.Мысково | 450 | 10480 | |
д.Ватино | 400 | 10880 | 13 |
д.Пурково | 220 | 11100 | |
д.Круглино | 140 | 11240 | |
д.Ямково | 80 | 11320 | |
д.Каменка | 410 | 11730 | 14 |
д.Кировка | 280 | 12010 | |
д.Валенки | 330 | 12340 | |
д.Багвино | 440 | 12780 | 15 |
д.Армаки | 320 | 13100 | |
д.Коровки | 120 | 13220 | 16 |
д.Лычки | 60 | 13280 | |
г.Ивано-Петровск N 1 |
320 |
13600 |
|
N 2 | 1780 | 15380 | 17, 18 |
N 3 | 390 | 15770 | 19 |
N 6 | 1500 | 17270 | 20 |
N 7 | 960 | 18230 | 21, 22 |
N 8 | 420 | 18650 | |
N 9 | 270 | 18900 | |
N 10 | 3500 | 22400 | 23, 24, 25, 26, 27 |
д.Хлябино | 400 | 22800 | |
д.Фомки | 40 | 22840 | |
д.Мешки | 50 | 22890 | |
п.Обдирка | 350 | 23240 | 28 |
Интернат N 2 | 1440 | 24680 | 29 |
д.Сурки | 250 | 24940 | 30 |
Метод систематического выбора школ
На практике число школ в обследуемой области (регионе) редко бывает таким небольшим, как в описанном выше примере. Более того, далеко не всегда имеются сведения о численности учащихся в каждой из школ. Если в вашем распоряжении имеется полный список школ, но нет данных о числе учеников в каждой из них, то следует использовать метод систематического выбора школ.
Предположим, что в гипотетической Саксаульской области имеется 315 школ. Как из этого числа выбрать 30 школ (кластеров) для эпидемиологического обследования?
Этап 1. Сначала рассчитываем интервал выборки (k). Для этого общее число школ в обследуемой области (в нашем примере - 315) делится на количество кластеров, которое всегда составляет 30.
315 : 30 = 10,5
Полученное дробное число необходимо округлить до ближайшего целого числа, а именно 10. Таким образом, интервал выборки составляет 10.
Этап 2. Затем определяется начальная точка отсчета, которая должна находиться в пределе от 1 до k, (в нашем примере в пределе от 1 до 10). Для этого используется таблица случайных чисел (прилож.7). Предположим, что с помощью этой таблицы мы случайно выбрали число 3. Таким образом, первый кластер выпадает ка третью школу из общего списка 315 школ области.
Этап 3. Для определения второго кластера к полученному случайному числу (в нашем примере - 3) прибавляется интервал выборки k (в нашем примере - 10). Следующий кластер выпадает на школу под номером 13. Далее мы вновь прибавляем число k и получаем номера третьего и последующего кластеров (в нашем примере 23, 33, 43 и т.д.), вплоть до тридцатого.
Учитывая то, что при расчете интервала выборки мы округлили число k, то на практике мы получим не 30, а 31 кластер. Для исключения лишней школы следует вновь использовать таблицу случайных чисел (прилож.7): по случайно выбранному числу определить порядковый номер школы, которую необходимо исключить из обследования. Если, напротив, число школ (кластеров) не достигло 30, то данную процедуру следует повторить для выбора дополнительной школы (кластера) для обследования.
Метод случайного выбора школ
При очень большой численности населения представляется крайне сложным выбирать школы для эпидемиологического исследования методом ПЧШ и систематического выбора. Например, в г.Москве и Московской области проживает более 18 млн.человек. Если даже в принципе можно получить список всех городских и сельских школ в этом регионе, то составление полного списка и выбор школ для обследования описанными выше методами потребует затрат большого количества времени и сил. В этом случае можно использовать метод случайного выбора.
Этап 1. По образцу таблицы составьте список районов, городов, крупных населенных пунктов, где находятся школы для обследования (1 колонка), численность населения в каждом районе или населенном пункте (2 колонка) и вычислите кумулятивное число населения (3 колонка). Затем, используя метод выборки пропорционально численности населения, описанный выше, определите месторасположение 30 кластеров для эпидемиологического исследования.
Этап 2. Теперь в каждом районе (городе) необходимо случайным образом выбрать одну или несколько школ (в зависимости от числа кластеров). Допустим, в районе имеется 56 школ. Составьте их список, пронумеровав от 1 до 56. Используя таблицу случайных чисел (прилож. 7), выберите число (от 1 до 56). Это число будет соответствовать школе, в которой необходимо провести эпидемиологическое исследование. Если на район приходится более 1 кластера, тем же образом выберите еще одно число.
Хотя описанный выше метод не является идеальным с точки зрения статистики, при определенных обстоятельствах он может быть использован для выбора школ для эпидемиологического обследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.