Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Методики
выбора школ для эпидемиологического исследования
Метод выборки пропорционально численности школьников
Это метод используется, если в вашем распоряжении имеется полный список школ обследуемой местности с достаточно точным количеством учащихся. В качестве примера, мы возьмем список школ гипотетической Иваново-Петровской области (табл.1).
В первой колонке указаны номера (названия) всех школ в данной области. Во второй колонке - количество учеников в каждой из школ. В третьей колонке представлено кумулятивное количество школьников, которое рассчитывается путем прибавления численности школьников в каждой из школ к общей численности школьников в предшествующих в списке школах. Например, к численности учащихся в школе N 1 г.Плесецка (600) добавляется количество учащихся в школе N 2 (700); к полученной сумме (1300) прибавляется численность учащихся в школе N 3 (350); к полученной сумме (1650) вновь прибавляется количество учеников в школе N 4 и т.д. Список школ может составляться в любом порядке.
Этап 1. Сначала рассчитывается интервал выборки (k). Для этого общая численность школьников в обследуемой местности (в нашем примере - 24940 чел.) делится на количество кластеров, которое всегда составляет 30.
24940 : 30 = 831
Этап 2. Затем определяется начальная точка отсчета, которая должна находиться в пределе от 1 до k (в нашем примере в пределе от 1 до 831). Для этого используется таблица случайных чисел (прилож.7). В этом же приложении объясняется, как пользоваться таблицей случайных чисел. Предположим, что с помощью таблицы мы случайно выбрали число 710.
Этап 3. Определяем школу, на которую выпадает первый кластер исследования. В этой школе должен находиться 710-й школьник из общего числа учащихся данной местности. По табл. 5 (третья колонка) 710-й ученик находится в школе N 2 г.Плесецка. В этой школе будет первый кластер.
Этап 4. Для определения второго кластера к полученному случайному числу (в нашем примере - 710) прибавляется интервал выборки k (в нашем примере - 831).
710 + 831 = 1541
Второй кластер выпадает на школу, где имеется 1541-й ученик (третья колонка), т.е. на школу N 4 г.Плесецка.
Для определения третьего и последующих кластеров (вплоть до тридцатого) к предшествующей сумме постоянно прибавляется число интервала (шага) выборки. Так, для определения третьего кластера к 1541 прибавляется 831:
1541 + 831 = 2372
Следовательно, третий кластер приходится на школу с 2372-ым учеником (3 колонка таблицы), т.е. в нашем примере на школу N 6 г.Плесецка. Таким же образом определяют все последующие школы, на которые может приходиться один или более кластеров.
Из примера (таблица) видно, что на ряд школ с большим числом учащихся может выпадать 2 и более кластера. Например, на школу N 10 г.Иваново-Петровска, в которой обучаются 3500 учеников, приходится целых 5 кластеров. Вместе с тем, в этой школе имеется много учеников интересующего нас возраста (например, 8 - 10 лет) и выделение нескольких кластеров не представит труда. Более подробно методика выбора учеников в каждой из школ будет описана ниже.
Таблица 1
Список школ и число учеников Иваново-Петровской области
Школа | Число учащихся | Кумулятивное число |
Кластер |
г.Плесецк N 1 | 600 | 600 | |
N 2 | 700 | 1300 | 1 |
N 4 | 350 | 1650 | 2 |
N 6 | 680 | 2380 | 3 |
д.Синицино | 430 | 2810 | |
д.Рощино | 220 | 3030 | |
д.Птицино | 40 | 3070 | |
п.Логино | 150 | 3220 | 4 |
г.Мостов N 2 | 90 | 3310 | |
N 3 | 300 | 3610 | |
N 4 | 430 | 4040 | 5 |
N 5 | 150 | 4190 | |
N 8 | 380 | 4570 | |
N 10 | 310 | 4880 | 6 |
Интернат N 1 | 2000 | 6880 | 7, 8 |
г.Рыбаков N 1 | 750 | 7630 | 9 |
N 2 | 250 | 7880 | |
N 4 | 420 | 8300 | 10 |
N 5 | 180 | 8480 | |
N 6 | 300 | 8780 | |
N 8 | 100 | 8800 | |
п.Прохоров N 1 | 710 | 9590 | |
N 2 | 190 | 9880 | |
д.Змеевка | 150 | 10030 | |
д.Мысково | 450 | 10480 | |
д.Ватино | 400 | 10880 | 13 |
д.Пурково | 220 | 11100 | |
д.Круглино | 140 | 11240 | |
д.Ямково | 80 | 11320 | |
д.Каменка | 410 | 11730 | 14 |
д.Кировка | 280 | 12010 | |
д.Валенки | 330 | 12340 | |
д.Багвино | 440 | 12780 | 15 |
д.Армаки | 320 | 13100 | |
д.Коровки | 120 | 13220 | 16 |
д.Лычки | 60 | 13280 | |
г.Ивано-Петровск N 1 |
320 |
13600 |
|
N 2 | 1780 | 15380 | 17, 18 |
N 3 | 390 | 15770 | 19 |
N 6 | 1500 | 17270 | 20 |
N 7 | 960 | 18230 | 21, 22 |
N 8 | 420 | 18650 | |
N 9 | 270 | 18900 | |
N 10 | 3500 | 22400 | 23, 24, 25, 26, 27 |
д.Хлябино | 400 | 22800 | |
д.Фомки | 40 | 22840 | |
д.Мешки | 50 | 22890 | |
п.Обдирка | 350 | 23240 | 28 |
Интернат N 2 | 1440 | 24680 | 29 |
д.Сурки | 250 | 24940 | 30 |
Метод систематического выбора школ
На практике число школ в обследуемой области (регионе) редко бывает таким небольшим, как в описанном выше примере. Более того, далеко не всегда имеются сведения о численности учащихся в каждой из школ. Если в вашем распоряжении имеется полный список школ, но нет данных о числе учеников в каждой из них, то следует использовать метод систематического выбора школ.
Предположим, что в гипотетической Саксаульской области имеется 315 школ. Как из этого числа выбрать 30 школ (кластеров) для эпидемиологического обследования?
Этап 1. Сначала рассчитываем интервал выборки (k). Для этого общее число школ в обследуемой области (в нашем примере - 315) делится на количество кластеров, которое всегда составляет 30.
315 : 30 = 10,5
Полученное дробное число необходимо округлить до ближайшего целого числа, а именно 10. Таким образом, интервал выборки составляет 10.
Этап 2. Затем определяется начальная точка отсчета, которая должна находиться в пределе от 1 до k, (в нашем примере в пределе от 1 до 10). Для этого используется таблица случайных чисел (прилож.7). Предположим, что с помощью этой таблицы мы случайно выбрали число 3. Таким образом, первый кластер выпадает ка третью шко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.