г. Москва |
|
11 апреля 2014 г. |
Дело N А40-9785/13-143-98 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Алексеева С.В.
судей Дербенева А.А., Тихоновой В.К.
при участии в заседании:
от истца - Погосбекян В.Л., дов. от 25.09.2012
от ответчика - Уткина В.М., дов. от 20.11.2013 N 212/3703, Шаргаева Н.Д., дов. от 20.11.2012 N 212/3704
от третьего лица - извещен, не явился
рассмотрев 10 апреля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Росгосстрах"
на постановление от 25.12.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Чепик О.Б., Гармаевым Б.П., Титовой И.А.,
по иску ОАО "Росгосстрах"
к Министерству обороны РФ,
о взыскании убытков
третье лицо ОАО "ВСК"
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российская государственная страховая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 339 522 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2013 иск удовлетворен.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2013 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель сослался на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и на несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятое по делу постановление законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанция пришёл к выводу о том, что на основании ч. 1 ст. 288 АПК РФ в связи с несоответствием выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дел, установленным арбитражным судом апелляционной инстанции и неправильном применении норм материального и процессуального права судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны РФ (страхователем) и ОАО "Росгосстрах" (страховщиком) на основании ГК РФ и Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" был заключен Государственный контракт N 205/181/3/153 на оказание услуг в 2009 году по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 52-ФЗ от 28.03.1998 года и Государственного контракта N 205/181/3/153 от 30.12.2008 года объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованных лиц.
Согласно ст. 4 Закона и п. п. 3.1 Государственного контракта страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
- гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
- досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
В соответствии с условиями Государственного контракта, на страхование были приняты граждане, имеющие статус военнослужащего на момент заключения Государственного контракта и лица, призванные на военную службу, в период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, численность которых определена Указом Президента РФ от 01.01.2008 года N 1 "О штатной численности Вооруженных Сил РФ".
Таким образом, лица, уволенные в 2008 году из рядов вооруженных сил, по состоянию на 1 января 2009 года уже не имели статус военнослужащих, в связи с чем, не входили в состав численности, заявленной Министерством обороны Российской Федерации на 1 января 2009 года.
Поскольку лица по состоянию на 30.12.2008, не имеющие статус военнослужащих, не входили в штатную численность Вооруженных Сил РФ, Министерство обороны РФ не включило их в состав застрахованных лиц, участвующих в расчете страховой премии по договору страхования на 2009 год, и не были приняты на страхование ОАО "Росгосстрах" по Государственному контракту в 2009 году.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 16897/11-с по делу N А40-102871/09 установлено, что до заключения между Министерством обороны РФ (страхователем) и ОАО "Росгосстрах" (страховщиком) Государственного контракта N 205/181/3/153 на оказание услуг в 2009 году по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, в целях реализации возникающей из Закона N 52-ФЗ обязанности Минобороны России заключило с ОАО "ВСК" договор от 30.12.2003 об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, который продлевался сторонами до 31.12.2008.
В 2008 году Минобороны России уплатило страховую премию за страхование.
ОАО "ВСК" отказало в выплате страхового возмещения выгодоприобретателям, находившимся в составе вооруженных сил и уволенным из них в 2008 году, но ставшим инвалидами либо переведенных на более высокую группу инвалидности в 2009 году вследствие причин, имевших место в период прохождения военной службы.
Страховое возмещение этим лицам выплатило осуществлявшее в 2009 году страхование жизни и здоровья военнослужащих ООО "Росгосстрах", но не из средств страхового фонда 2009 года, а за счет дополнительно перечисленных ему Минобороны России на эти цели денежных средств на основании заключенного соглашения о внесении изменений (дополнений) в Государственный контракт N 205/181/3/153.
Договор от 30.12.2003 об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы заключенный между Минобороны России и ОАО "ВСК" соответствует Закону N 52-ФЗ.
Согласно договору страхования от 30.12.2003 лица, уволенные с военной службы, считаются застрахованными в течении одного года после увольнения.
Страховым случаем для уволенных с военной службы лиц является установление в отношении этих лиц инвалидности до истечения года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов).
Таким образом, страховые выплаты лицам, проходившим военную службу и уволенным с нее в 2008 году, но ставшим инвалидами впервые либо получившим другую группу инвалидности в 2009 году вследствие причин, имевших место в 2008 году в связи с прохождением военной службы, должен нести страховщик, застраховавший жизнь и здоровье военнослужащих на 2008 год, а именно ОАО "ВСК".
ООО "Росгосстрах", осуществлявшее страхование жизни и здоровья военнослужащих в 2009 году, не может быть ответственным за рассматриваемые страховые случаи, поскольку уволенные с военной службы в 2008 году лица, уже не имея в 2009 году статуса военнослужащих, в силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ не могли являться субъектами обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в бюджете Минобороны России средств на оплату страховых взносов за страхование таких лиц не предусмотрено.
Как усматривается из материалов дела, письмом от 25.06.2009 N 102/45 Министерство обороны РФ обратилось в ОАО "Росгосстрах" с предложением заключить Соглашение о внесении изменений (дополнений) в Государственный контракт в связи с невыполнением ОАО "ВСК" обязательств, предусмотренных договором, заключенным между Министерством обороны России и ОАО "ВСК" 30.12.2003 в отношении военнослужащих, уволенных с военной службы в 2008 году, с наступлением у них в 2009 году страховых случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 ст. 4 Закона N 52-ФЗ, а также необходимостью обеспечения обязательного государственного страхования жизни и здоровья указанной категории граждан.
Во исполнение вышеуказанных целей 29.07.2009 года между Министерством обороны РФ и ОАО "Росгосстрах" заключено Соглашение (т. 1, л.д. 93), согласно п. 2.2. которого, выплаты страховых сумм по страховым случаям, указанным в п. 2.1 Соглашения производятся за счет денежных средств, перечисляемых Министерством обороны РФ на расчетный счет ОАО "Росгосстрах" на эти цели, на основании поступивших от ОАО "Росгосстрах" требований (счета), рассчитанного исходя из поступивших от Министерства обороны РФ документов на выплату страховых сумм, и комиссионного вознаграждения за оказание услуг в размере 5% (включая НДС) от страховых сумм, причитающихся к выплате.
Министерство обороны РФ перечислило на расчетный счет ОАО "Росгосстрах" денежные средства для осуществления страховых выплат в общей сложности в размере 138 983 005 руб. 36 коп., в т.ч. комиссионное вознаграждение за оказание услуг в размере 5% от страховых сумм, причитающихся к выплате.
Как правильно установил суд первой инстанции, отношения между Министерством обороны РФ и ОАО "Росгосстрах" в части осуществления указанных выплат представляли собой комиссионные правоотношения, т.к. за оказание данных услуг ОАО "Росгосстрах" получало комиссионное вознаграждение (в отличие от страховых правоотношений, которые предполагают оплату страховой премии, за счет которой формируются страховые резервы и осуществляются страховые выплаты, т.е. Страховщик несет ответственность не в пределах полученных страховых премий, а в пределах принятой на себя ответственности по договорам страхования).
В соответствии с п. 2.1. Соглашения выплаты страховых сумм, перечисляемых ОАО "Росгосстрах" Министерством обороны в течение 2009 года, производятся до 31 декабря 2009 года.
Актом приема-передач страховых дел по выплатам страховых сумм в соответствии с Соглашением предусмотрено, что Министерство обороны РФ передает, а ОАО "Росгосстрах" принимает страховые дела и их копии согласно списка.
Перечисленные Министерством обороны РФ на счет ОАО "Росгосстрах" денежные средства в размере 138 983 005,36 руб., были выплачены лицам, поименованным в двух актах приема-передач.
Решением Всевожского городского суда Ленинградской области от 24.12.2009 года по делу N 2-674/2009 с ОАО "Росгосстрах" в пользу Дятлова Михаила Леонидовича было взыскано страховая сумма в размере 339 522 руб. 00 коп.
При этом суд указал, что страховой случай, явившийся следствием заболевания, имел место во время прохождения Дятловым Михаилом Леонидовичем военной службы.
Судом также было установлено, что приказом командира войсковой части 44806 от 08.12.2008 N 244 Дятлов М.Л. исключен из списков личного состава.
Согласно справке МСЭ-2007 N 3140189 от 02.04.2009 Дятлову М.Л. установлена третья группа инвалидности.
Вместе с тем в списках страховых дел, которые Министерство обороны РФ передало ОАО "Росгосстрах" для перечисления страховых выплат, Дятлов М.Л. не числится, то есть Министерство обороны РФ на основании дополнительного Соглашения о внесении изменений (дополнений) в Государственный контракт N 205/181/3/153 не перечислило ОАО "Росгосстрах" денежные средства в счет выплаты Дятлову М.Л.
Таким образом, выплата Дятлову М.Л. страховой суммы в размере 339 522 руб. осуществлено за счет собственных денежных средств ОАО "Росгосстрах", а не за счет денежных средств, перечисленных Министерством обороны в рамках агентского соглашения.
Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Министерство обороны РФ не перечислило денежные средства в счет страховой выплаты, причитающейся Дятлову М.Л., которому в соответствие с условиями Соглашения ОАО "Росгосстрах" должно было произвести страховую выплат за счет средств Министерства обороны РФ.
Неисполнение Министерством обороны РФ обязательств перед ОАО "Росгосстрах" в рамках Соглашения по перечислению денежных средств в счет страховой выплату Дятлову М.Л. привело к неисполнению обязательств в добровольном порядке ОАО "Росгосстрах" в рамках Соглашения перед Дятловым М.Л.
Таким образом, неисполнение Министерством обороны РФ соглашения в добровольном порядке привело к взысканию денежных средств с ОАО "Росгосстрах" по решению суда.
Обязательства ОАО "Росгосстрах" по осуществлению страховой выплаты перед Дятловым М.Л. возникли в силу Соглашения, равно как и обязательство Министерства обороны РФ по перечислению денежных средств ОАО "Росгосстрах" в счет выплаты указанной категории граждан, в состав которой входит Дятлов М.Л.
Требования о присуждении денежных средств с ОАО "Росгосстрах" являлось по своей сути требованием об исполнении Соглашения, которое не могло быть исполнительно в добровольном порядке вследствие не получения денежных средств из Министерства обороны РФ.
Следовательно, факт наличия убытков и размер убытков установлен решением Всеволжского городского суда Ленинградской области и составляет 339 522,00 руб.
Причинно-следственная связь между убытками ОАО "Росгосстрах" и противоправным поведением Министерства обороны РФ подтверждается возникновением у истца убытков в виде принудительного исполнения обязательств но Соглашению (взыскание по решению суда с ОАО "Росгосстрах" в пользу Дятлова М.Л. страховой выплаты в размере 339 522,00 руб.) вследствие неисполнения Министерством обороны РФ обязательств в рамках Соглашения по перечислению денежных средств на расчетный счет ОАО "Росгосстрах" в счет страховой выплаты Дятлову М.Л.
Согласно п. 1 ст. 393 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истец доказал факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, в связи с чем, требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Действительно, вывод суда первой инстанции о том, что Министерство обороны РФ не исполнило обязанности по осуществлению страхования в 2009 году лиц, уволенных с военной службы в 2008 году, инвалидность, которым установлена в 2009 году, является неверным, однако данный вывод не привел к принятию судом первой инстанции неправомерного решения.
При изложенных выше обстоятельствах постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2013 - оставлению в силе.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2013 года по делу А40-9785/13-143-98 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2013 года оставить в силе.
Председательствующий судья |
С.В. Алексеев |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.