Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевая программа
"Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации
(2003 - 2008 годы)"
(утв. приказом Минздрава РФ от 27 марта 2002 г. N 98)
Паспорт программы
Наименование Реорганизация сети психиатрической помощи в
программы - Российской Федерации (2003 - 2008 годы)
Основание для - Европейская конвенция по предупреждению пыток
разработки и бесчеловечного или унижающего достоинство
Программы обращения или наказания от 26 ноября 1987 года.
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N
3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании". Постановление
Правительства Российской Федерации от 20 апреля
1995 года N 383 "О федеральной целевой программе
"Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической помощи (1995 - 1997 гг.)".
Концепция развития здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации, одобренная
постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 ноября 1997 года N1387. Решение
коллегии Минздрава России от 20-21 марта 2001
года протокол N 6 "О ходе реализации Концепции
развития здравоохранения и медицинской науки,
задачах на 2001 - 2005 года и на период до 2010
года".
Дата утверждения - Приказ Министерства здравоохранения Российской
Программы Федерации от 27.03.2002 года N 98.
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Российской
Федерации
Основные - Министерство здравоохранения Российской
разработчики Федерации
Программы - ЗАО "ГИПРОЗДРАВ - научно-проектный центр по
объектам здравоохранения и отдыха"
Цель и задачи Цель программы
программы - разработка стратегии организации и развития
психиатрической помощи в субъектах Российской
Федерации, включающих:
- проведение плановой децентрализации
стационарной и внебольничной психиатрической
помощи в стране,
- улучшение условий пребывания пациентов в
психиатрических стационарах,
- расширение сети амбулаторного звена
психиатрической помощи за счет увеличения числа
дневных стационаров, ЛТМ, общежитий,
психоневрологических диспансеров и кабинетов,
максимально приближенных к населению.
Задачи программы
- Паспортизация существующих учреждений на
территории субъекта Российской Федерации с
пообъектным анализом пригодности существующих
зданий с учетом соответствия площадей санитарным
нормативам.
- Разработка пообъектных предложений по
приведению существующей материально-технической
базы к стандартам, установленным для 6 типов
территорий, выделенных по медико-географическим
данным.
- Разработка рекомендаций по подбору проектов
блок-модулей подразделений для каждого объекта.
- Разработка рекомендаций по очередности
строительства и реконструкции объектов.
Сроки и этапы - 2003 - 2008 гг.
реализации - Первый этап (2003 - 2004 годы) - подготовка и
Программы реализация предложений по реорганизации сети
учреждений психиатрической помощи в территориях
- представителях каждого из 6 типов и,
одновременно, по одной территории из каждого
Федерального округа
- Второй этап (2005 - 2008 годы) - подготовка и
реализация предложений по реорганизации сети
учреждений психиатрической помощи по остальным
субъектам Российской Федерации
Перечень основных - Определение пригодности существующей сети
мероприятий учреждений, оказывающих психиатрическую и
Программы психотерапевтическую помощь, с учетом их
максимального приближения к населению,
проведение пообъектного анализа зданий на их
соответствие санитарным нормам,
- разработка Проектов территориальных стандартов
с приведением сети и структуры учреждений,
оказывающих психиатрическую и
психотерапевтическую помощь, к стандартам,
разработанным для 6 типов территорий Российской
Федерации,
- реализация Проектов территориальных стандартов
в территориальных Программах неотложных мер
развития психиатрической помощи.
Основные - Министерство здравоохранения Российской
исполнители Федерации.
Программы - Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Объемы и источники - Общий объем финансирования Программы в 2003 -
финансирования 2006 годах составляет 42,4 млн. рублей, в т.ч.:
Программы - затраты на паспортизацию существующих
учреждений - 7,0 млн.руб.,
- затраты на пообъектный анализ пригодности
зданий - 8,3 млн.руб.,
- затраты на формирование территориального
стандарта 9,5 млн.руб.,
- затраты на разработку пообъектных предложений
по новому строительству и реконструкции - 8,3
млн.руб.,
- затраты на подбор модулей, определение
очередности и ориентировочной стоимости
реконструкции сети 8,3 млн.руб.
Затраты на реализацию мероприятий первого этапа
составляют - 4,52 млн.руб, второго этапа - 37,86
млн. рублей.
Источники финансирования Программы: Федеральные
бюджетные и внебюджетные средства - 12,1 млн.
рублей.
Органам государственной власти субъектов
Российской Федерации предлагается предусмотреть
бюджетные и внебюджетные средства в размере 30,3
млн. рублей.
Ожидаемые конечные - Корректировка по унифицированной методике
результаты территориальных Программ неотложных мер развития
реализации психиатрической помощи по разделам:
Программы - Реорганизация сети учреждений с целью
приближения помощи к населению.
- Использование блок-модулей для нового
строительства и реконструкции существующих
учреждений. Рациональное использование бюджетных
средств на капитальное строительство и
реконструкцию учреждений.
- Повышение качества оказания психиатрической и
психотерапевтической помощи за счет
децентрализации стационарной психиатрической
помощи, усиления ее амбулаторного звена и
использования стационарозамещающих технологий.
Система - Управление и контроль за реализацией Программы
организации осуществляется Министерством здравоохранения
контроля за Российской Федерации и органами управления
исполнением здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Программы Основные направления и положения Программы
ежегодно уточняются и контролируются, исходя из
хода ее выполнения и эффективности использования
средств.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Принятие Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 г., явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическим расстройствами. Среди предоставленных государством этой категории граждан России прав выделяются права на получение всех видов психиатрической помощи и на социальную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.
Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст.606), которым утверждены положения об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.
Реализация Программы требует принятия первоочередных экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическим расстройствами, уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе и других.
За последние 7 лет число лиц, впервые признанных в течение года инвалидами, вследствие психических расстройств в Российской Федерации, увеличилось более чем на 50%, из которых 80% составляют инвалиды I-II групп. Исходя из этого, укрепление материально-технической базы стационарной и внебольничной помощи лицам, страдающим психическим расстройствами, должно быть направлено на создание учреждений профилактического типа.
Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами. В связи с остановкой специализированного производства на обычных предприятиях и предприятий, поддерживавших в прошлом через систему заказов внебюджетное финансирование деятельности лечебно-трудовых мастерских (ЛТМ) при психиатрических учреждениях, происходит значительное сокращение объема трудовой терапии. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.
Крайне напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений. Врачей - психиатров и других специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, недостаточно, что в значительной мере связано с непропорциональным распределением сети специализированных учреждений и подразделений. По расчетам, в ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 психиатров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 2000 специалистов по социальной работе, 9500 социальных работников. Создание условий для работы этих специалистов позволит во многом решить кадровую проблему,
Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости приложить серьезные усилия к укреплению материально-технической базы психиатрической службы, состояние которой в настоящий момент не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и регулярного электроснабжения. Эпизодический текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективен.
Необходимость реорганизации сети психиатрической помощи в России обусловлена не только чрезмерной централизацией коечного фонда в крупных психиатрических стационарах, но также неудовлетворительным состоянием материальной базы этих стационаров и слабым развитием полустационарных и других внебольничных форм организации психиатрической помощи.
С учетом Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 05.11.97 N 1387, в 1999 г. Минздравом России разработаны и направлены для использования в субъектах Российской Федерации соответствующие методические рекомендации.
Однако, как показывает практика, без целенаправленного методического и технического руководства со стороны Минздрава России в субъектах Российской Федерации мероприятия, предусмотренные в решении коллегии Министерства "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года" - не могут быть выполнены в необходимом объеме.
Прежде всего, требуется внедрение стандартов в области сетевого планирования и проектирования учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, разработанных Минздравом России для 6 типов территорий. На первом этапе (2002 - 2004 гг.) экспериментальная разработка таких стандартов для ряда конкретных территорий (по одной для каждого Федерального округа России), позволила бы создать перспективу улучшения материально-технической базы для всей психиатрической службы страны, традиционно находящейся в неблагополучном состоянии.
Следует учесть, что в последние годы в Минздрав России с предложениями об улучшении материально-технической базы психиатрической службы в России обращается проводящий инспекцию психиатрических учреждений на территории страны Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) Совета Европы.
По информации, полученной в 2000 году от администрации субъектов Российской Федерации, в программе неотложных мер развития психиатрической помощи в масштабе России готовы принять участие 41 субъект Российской Федерации. С учетом того, что в настоящее время в 75 субъектах Российской Федерации реализуются или разрабатываются территориальные программы развития психиатрической помощи, реализация отраслевой программы может сыграть значительную роль в их поддержке и своевременной коррекции, служить основой для долгосрочного планового развития психиатрической службы на территории.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа предназначена для реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части обеспечения гарантируемого государством современного уровня и качества психиатрической помощи.
Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств, Программа устанавливает стратегические и тактические цели и задачи, которые реализуются поэтапно.
Основной целью Программы является:
- разработка стратегии организации и развития психиатрической помощи в субъектах Российской Федерации, включающих:
- проведение плановой децентрализации стационарной и внебольничной психиатрической помощи в стране,
- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах,
- расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи за счет увеличения числа дневных стационаров, ЛТМ, общежитий, психоневрологических диспансеров и кабинетов, максимально приближенных к населению.
Задачи программы:
- Паспортизация существующих учреждений на территории субъекта Российской Федерации с пообъектным анализом пригодности существующих зданий с учетом соответствия площадей санитарным нормативам.
- Разработка пообъектных предложений по приведению существующей материально-технической базы к стандартам, установленным для 6 типов территорий.
- Разработка рекомендаций по подбору проектов блок-модулей подразделений для каждого объекта.
- Разработка рекомендаций по очередности строительства и реконструкции объектов.
Программа рассчитана на 2003 - 2008 годы и будет реализовываться в два этапа.
На 1-м этапе (2003 - 2004 гг.) намечается разработка предложений по реорганизации сети психиатрической помощи в субъектах Российской Федерации - представителях 6 типов расселения и одновременно представителях 7 Федеральных округов (Табл.1, 2).
Таблица 1.
Общая характеристика типов территорий России
Тип территорий |
Население (тыс.чел) |
Общая площадь (тыс.кв.м) |
Площадь сельских районов (тыс.кв.м) |
1 | Меньше 500 | Меньше 50 | Меньше 5 |
2 | Меньше 500 | Больше 50 | Больше 5 |
3 | 500 - 1000 | Меньше 50 | Меньше 5 |
4 | 500 - 1000 | Больше 50 | Меньше 5 |
5 | 1000 - 2000 | Меньше 50 | Меньше и больше 5 |
6 | Больше 2000 | Больше 50 | Меньше и больше 5 |
Таблица 2.
Территории, включенные в 1-й экспериментальный этап разработки предложений по реорганизации сети учреждений психиатрической помощи
N п/п |
Наименование Федерального округа |
Наименование Территории | Тип Территории |
1. | Волжский | Пензенская область | 5 |
2. | Дальневосточный | Магаданская область | 2 |
3. | Северо-Западный | Республика Карелия | 4 |
4. | Сибирский | Кемеровская область | 6 |
5. | Уральский | Республика Башкортостан | 6 |
6. | Центральный | Орловская область | 3 |
7. | Южный | Республика Карачаево-Черкесская |
1 |
После разработки и апробации методики реорганизации сети учреждений психиатрической помощи на 1-м этапе, на 2-м этапе (2005 - 2008 гг.) предполагается реализация проектных мероприятий, направленных на охват реорганизацией психиатрической помощи всех остальных территорий Российской Федерации. На 2-м этапе территории сгруппированы по годам и месту расположения, что целесообразно для оптимизации проведения работы.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных во времени по ресурсам и исполнителям на всех стадиях разработки предложений по реорганизации сети психиатрической помощи.
Основными мероприятиями Программы являются:
- Определение пригодности существующей сети учреждений к оказанию психиатрической помощи, максимально приближенной к населению.
- Проведение пообъектного анализа соответствия санитарным нормам площади существующих зданий.
- Приведение сети и структуры учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, к стандартам, разработанным для 6 типов территорий Российской Федерации.
- Реализация проектов реорганизации сети психиатрической помощи путем включения их в территориальные программы неотложных мер развития психиатрической помощи.
Таблица 3.
Расчет стоимости работ 1-го (экспериментального) этапа
Наименование территории |
Наименование и стоимость работ (тыс.руб) | |||||
Паспор- тизация учреж- дений |
Пообъек- тный анализ пригод- ности зданий |
Опреде- ление регио- нально- го станда- рта |
Пообъе- ктные предло- жения по новому строи- тельст- ву и реконс- трукции |
Подбор модулей и опреде- ление стоимо- сти реорга- низации сети |
Всего (тыс. руб) |
|
Пензенская область | 100 | 150 | 221 | 150 | 100 | 721 |
Магаданская область | 30 | 40 | 40 | 40 | 30 | 180 |
Республика Карелия | 70 | 80 | 80 | 80 | 70 | 380 |
Кемеровская область | 150 | 170 | 241 | 170 | 150 | 881 |
Республика Башкортостан |
250 | 300 | 496 | 300 | 250 | 1596 |
Орловская область | 80 | 120 | 169 | 120 | 80 | 569 |
Карачаево-Черкесская Республика |
32 | 42 | 46 | 42 | 32 | 194 |
Итого по 1-му этапу: | 712 | 902 | 1293 | 902 | 712 | 4521 |
Примечания к Таблице 3:
- Стоимость работ по территориям на 1-м этапе определена из расчета - 20 тыс.руб. - на одно муниципальное образование (городской или сельский район)
- Стоимость остальных территорий определена из расчета 15 тыс.руб. - на одно муниципальное образование
- Разница в стоимости обусловлена тем, что на 1-м этапе исполнения программы разрабатывается методика паспортизации, критерии оценки существующей материально-технической базы и программное обеспечение, которые на 2-м этапе будут использованы для всех территорий России.
В настоящее время можно выделить ряд принципов, которые должны быть положены в основу реорганизации сети учреждений и подразделений психиатрической помощи.
Принцип децентрализации, который в последние три десятилетия был использован при реформировании служб психического здоровья в странах Европы. В нашей стране использование данного принципа актуально в связи с наличием большого числа психиатрических больниц с числом коек более 500 в обширных по площадям территориях субъектов Российской Федерации. Достаточно сказать, что средняя площадь территории 36 из 89 субъектов Российской Федерации составляет более 50 тыс.кв.км.
Принцип территориальности. Подразумевается традиционно используемое в России распределение психиатрической помощи по административным единицам (городским и сельским районам) с определением зоны обслуживания для каждого учреждения. Предусмотренное Законом о психиатрической помощи бюджетное финансирование психиатрической помощи облегчает переход межмуниципальных учреждений на муниципальный уровень или уровень финансирования субъекта Российской Федерации.
Принцип интегрирования психиатрических служб. Одной из важнейших тенденций развития психиатрической помощи в настоящее время является ее интеграция в учреждения здравоохранения соматического профиля, уход от изоляции от общества лиц, страдающих психическими расстройствами.
Принцип преемственности, также достаточно традиционный для нашей страны, будет сохранен и в процессе предлагаемой реорганизации сети психиатрической помощи при установившемся равенстве в большинстве субъектов Российской Федерации численности медицинского персонала в стационарных и внебольничных ее звеньях. Этот принцип будет укрепляться за счет увеличения и дифференциации полустационарных форм помощи и дальнейшей интеграции психиатрических учреждений в многопрофильные (в первую очередь - в центральные районные больницы).
Принцип дифференциации. Наиболее распространено в настоящее время деление учреждений и подразделений по возрасту пациентов: дети и подростки, лица трудоспособного возраста, пациенты старших возрастных групп. Доли указанных возрастных групп в России составляют, соответственно, 21%, 58% и 21%.
Принцип оптимизации подразумевает взвешенное перераспределение на территории субъекта Российской Федерации приоритетов в сторону более эффективных и менее дорогостоящих стационарзамещающих форм оказания психиатрической помощи. Международный опыт показывает, что часть тех услуг, которые в настоящее время оказываются населению в условиях психиатрического стационара, возможно обеспечить в полустационарном и амбулаторно-поликлинических звеньях психиатрической помощи. Кроме того, за счет внедрения разработанных унифицированных блок-модулей стоимость последующих проектных работ по конкретным объектам снижается примерно на 40%.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных средств. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается предусмотреть необходимые финансовые средства в соответствии с прилагаемым расчетом объемов финансирования мероприятий на реализацию программы.
Ассигнования на капитальные вложения Программой не предусматриваются.
Объем и источники финансирования Программы представлены в Таблице 4.
Таблица 4. Объем и источники финансирования
(млн.руб. в ценах 2001 года)
Всего 2003 - 2008 годы |
В том числе по годам | ||
2003 - 2004 годы |
2005 - 2008 годы |
||
Всего: | 42,38 | 4,52 | 37,86 |
В т.ч. федеральный бюджет | 12,1 | 4,52 | 7,58 |
Прочие источники | 30,3 | - | 30,3 |
Направления расходов: | |||
НИОКР | 33,9 | 3,6 | 30,3 |
В т.ч. федеральный бюджет | 9,68 | 3,6 | 6,08 |
Прочие текущие расходы | 8,48 | 0,92 | 7,56 |
В т.ч. федеральный бюджет | 2,42 | 0,92 | 1,5 |
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы представлены в Приложении 1.
5. Механизмы реализации Программы
Заказчиком работ по Программе является Министерство здравоохранения Российской Федерации. К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация программных мероприятий осуществляется посредством контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации с организациями-исполнителями.
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет работу по заключению договоров, соответствующих соглашений о намерениях с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ниже приводятся некоторые основные характеристики выделенных 6 типов территорий и соответствующие подходы к реорганизации сети психиатрической помощи.
В первый тип входят территории России с небольшой численностью населения (до 500 тыс.чел.) и наиболее компактной площадью (до 50 тыс.кв.км.) Практически все регионы с этими параметрами имеют небольшую среднюю площадь сельских административных районов (меньше 5 тыс.кв.км.).
К этому типу относятся 4 территории: Республики Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкесская и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
Компактность этих территорий, обеспечивающая радиус доступности до 100 км при небольшой численности населения обусловливает возможность концентрации всех видов стационарной психиатрической помощи в городе-центре.
Поскольку около 40% населения на территориях этого типа проживает в городе-центре, а в пределах одного часа транспортной доступности (общественным транспортом) от города-центра проживает еще 10% населения, то при психиатрических больницах могут быть организованы дневные стационары с числом мест до 50.
На территориях данного типа целесообразна организация психоневрологических диспансеров со стационарами (до 200 коек), дневным стационаром на 50 мест и лечебно-трудовыми мастерскими (ЛТМ) на 80 мест. Компактность территорий позволяет организовывать амбулаторный прием по участковому принципу. Необходимо создание общежитии (групповых домов, пансионатов) в каждой территории.
Ко второму типу относятся территории, имеющие, как и территории первого типа, малую численность населения (до 500 тыс.чел.), но расположенные на очень большой площади (свыше 50 тыс.кв.км.). Практически все эти территории имеют площадь сельских административных районов свыше 5 тыс.кв.км.
К этому типу относятся 7 территорий: Республики Алтай, Тыва, Калмы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.