О мерах по улучшению медицинской помощи сельскому населению РФ см. решение Коллегии Минздрава РФ от 22 мая 2001 г.
Положительные тенденции в экономическом развитии страны позволили успешно начать решение одной из самых сложных проблем отрасли - сокращение дефицита финансовых средств Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью. В сфере финансирования здравоохранения удалось добиться стабильности Объем выделяемых средств только на федеральном уровне в 2001 г. вырос на 68% по сравнению с 1999 г.
Необходимо подчеркнуть, что увеличение объема финансирования отрасли сопровождалось повышением эффективности использования выделяемых средств за счет реструктуризации объемов предоставляемой гражданам бесплатной медицинской помощи.
Практика реализации территориальных программ государственных гарантий в 2001 г. показала, что дефицит финансовых средств по их обеспечению в среднем по России сократился до 14% к расчетной потребности.
По данным Расчетно-аналитического управления Государственного медицинского центра Минздрава России в финансовом обеспечении территориальных программ государственных гарантий в целом по Российской Федерации отмечается рост запланированных средств на финансирование территориальных программ госгарантий в 2001 г. по сравнению с фактически исполнением 2000 г. в 1,2 раза, в том числе по федеральным округам: Приволжский - в 1,3; Центральный, Северо-Западный, Южный, Уральский - в 1,2; Сибирский, Дальневосточный - в 1,1.
Анализ реализации Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью за прошедшие годы показывает, что реально она станет исполняться только тогда, когда произойдет значительное увеличение размеров страховых взносов органов исполнительной власти и местного самоуправления на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Страховые взносы органов исполнительной власти на страхование неработающих граждан должны составлять не менее 524,7 руб. в расчете на 1 жителя в год. Фактически же за прошедший год эти поступления составили в среднем по России (данные на 01.01.2002 г.) 148,7 руб. на 1 жителя страны, т.е. в 3,5 раза меньше потребности. В 17 субъектах Российской Федерации страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения носят символический характер и составляют менее 100 руб. на одного неработающего. Дефицит финансовых средств по страховой составляющей Программы госгарантий составляет около 40%, что обусловлено, главным образом, очень низкими поступлениями средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Для решения проблемы повышения эффективности функционирования медицинских учреждений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработан проект закона "О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях". В нем предусматриваются конкретные механизмы повышения четкой экономической ответственности лечебных учреждений за результаты деятельности при одновременном обеспечении реального расширения их хозяйственной самостоятельности.
Большое внимание уделяется региональной политике. Эффективность этой работы заметно возросла в связи с образованием Президентом Российской Федерации федеральных округов и созданием института его полномочных представителей.
Отражением новой стратегии государственного развития страны в системе здравоохранения явилось введение института представителей Минздрава России в федеральных округах, что стало одним из элементов координационного управления. Для обеспечения взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах закреплена курация заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации за конкретными округами.
В целях координации совместных действий Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по обеспечению единства общегосударственных и региональных интересов создан Совет по региональной политике. В состав Совета входят представители Минздрава России в федеральных округах и руководители межрегиональных медицинских ассоциаций.
В стране ведется активная работа по созданию мощных медицинских центров в федеральных округах. Этот шаг является значительным достижением отрасли по обеспечению реального роста качества медицинской помощи гражданам и позволит значительно повысить доступность для населения современной высокотехнологичной медицинской помощи.
Коллегия отмечает положительные тенденции в сфере лекарственного обеспечения. Однако проблема с лекарственным обеспечением населения и лечебно-профилактических учреждений пока остается достаточно острой в связи с недостаточным уровнем финансирования.
С целью улучшения ситуаций в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении населения и учреждений здравоохранения Минздравом России, на основе всестороннего анализа состояния лекарственного обеспечения в стране и опыта территорий, была разработана и утверждена Концепция Программы "Развитие системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Российской Федерации". В 14 территориях страны введена система персонифицированного учета и отпуска лекарственных средств на льготных условиях с использованием пластиковых карт (наиболее эффективно функционирует система льготного лекарственного обеспечения в г.Москве, г.Балашиха Московской области, Новгородской, Свердловской, Кировской областях, Республике Коми). В настоящее время она внедряется еще в 41 субъекте Российской Федерации.
Заслуживающей внимания представляется практика организации социальных (специализированных) аптек для льготных категорий граждан, в том числе ветеранов, по примеру Кемеровской области и г.Санкт-Петербурга.
Ежегодно увеличиваются объемы централизованных закупок, расширяется номенклатура закупаемых Минздравом России лекарственных средств, что позволяет улучшить обеспечение отдельных категорий больных необходимыми медикаментами.
Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, способным многократно повысить эффективность деятельности системы в целом.
Согласованные действия Минздрава России и медицинской общественности позволили вступить в новое тысячелетие с программой действий, направленных уже не на попытку выживания медицинской школы, а устремленных на стабильное перспективное развитие кадрового обеспечения здравоохранения.
В настоящее время большое внимание уделяется врачебному самоуправлению, расширению прав общественных организаций в государственном управлении здравоохранением.
Вопросам консолидации усилий законодательной и исполнительной ветвей власти с общественными объединениями в деле обеспечения здоровья населения Российской Федерации было уделено особое внимание на совместном заседании коллегии Минздрава России и Президиума Правления Российской медицинской ассоциации 28 августа 2001 г. "О мерах по выполнению решения IV (XX) Всероссийского Пироговского съезда врачей". Приоритетным направлением в деятельности Минздрава России и Российской медицинской ассоциации при активной поддержке Комитета по охране здоровья и спорту Государственной Думы стала разработка основных законопроектов, обеспечивающих развитие и успешное функционирование врачебного самоуправления как одного из важнейших условий использования высокого интеллектуального и профессионального потенциала здравоохранения для обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи населению страны.
Успешно осуществлялась плановая деятельность в области развития законодательства и принятии нормативно-правовых актов в области здравоохранения. Ведущим направлением в законодательной деятельности всех ветвей власти стала разработка основополагающих федеральных актов, определяющих принципы деятельности российской системы здравоохранения. Именно эти законы формируют систему медицинского права Российской Федерации.
В 2001 г. было принято более 20 постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний, лицензирования медицинской деятельности, государственного регулирования цен на лекарственные средства и другим проблемам здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Международное сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями осуществляется Минздравом России в соответствии с подписанными международными и межведомственными соглашениями, а также путем участия в деятельности ВОЗ, ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, Совета Европы, Европейского Союза и др. межправительственных и неправительственных организаций.
В 2001 г. особое внимание было уделено развитию сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, которое осуществлялось в рамках Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Исполнительного Секретариата СНГ. Важное место в международных связях принадлежит сотрудничеству со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС). Минздрав России поддерживает программные приоритеты, определенные ВОЗ, которые отвечают интересам и неотложным задачам отечественного здравоохранения (борьба с туберкулезом, ВИЧ/СПИД, ликвидация полиомиелита, профилактика неинфекционных заболеваний, безопасность пищевых продуктов, малярия, борьба с бедностью и др.).
В современных условиях наблюдается тенденция роста чрезвычайных ситуаций природного и, особенно, техногенного характера, сопровождающихся большими человеческими жертвами. Поэтому готовность здравоохранения страны к спасению жизни и сохранению здоровья населения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач по обеспечению безопасности страны.
Для проведения комплекса мероприятий по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению в системе Минздрава России успешно функционирует служба медицины катастроф. Она на практике доказала свою эффективность и значимость в деле медико-санитарного обеспечения населения страны при чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время основными ее звеньями, получившими наибольшее развитие, является федеральный и территориальный уровни. Минздравом России совместно с ВЦМК "Защита" проделана большая работа по развитию материальной базы и созданию более мощного федерального резерва медицинского имущества, предназначенного для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.
Следует особо отметить деятельность службы медицины катастроф на Северном Кавказе, где в трех полевых госпиталях (туберкулезном, терапевтическом, педиатрическом) в течение года медицинская помощь оказана почти 75 тыс. больным, в том числе 36 тыс. детям. В оказании медицинской помощи населению Чеченской Республики участвовало 646 специалистов службы медицины катастроф из 16 субъектов Российской Федерации (Москва, Брянская, Свердловская, Саратовская, Воронежская, Смоленская области и др.).
Последовательно развивалась медицинская наука, которая обогатила медицину крупными научными открытиями, созданием новых современных технологий диагностики и лечения болезней.
Вместе с тем, остались нерешенными серьезные задачи, на которых необходимо сконцентрировать внимание в предстоящем периоде.
Необходима активизация личного участия граждан в сохранении и укреплении собственного здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическую активность, личную гигиену, профилактику вредных привычек, формирование здоровой семьи, экологического мышления, т.е. в снижении и нивелировании факторов риска.
В современных политических, социальных и экономических условиях необходимо создать новую модель взаимодействия здравоохранения и населения для организации совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Первоочередной задачей реформирования здравоохранения является проведение структурных преобразований в системе предоставления первичной медико-санитарной помощи, сокращение и рационализация коечного фонда, уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг в дневных стационарах. Приоритетным направлением совершенствования оказания медицинской помощи населению является формирование системы общей (семейной) врачебной практики.
Требуется ускорить переход на принцип нормативного подушевого планирования финансирования здравоохранения.
Необходимо отказаться от простого содержания больниц и ввести оплату за оказанную медицинскую помощь на основе конкретных объемов и качества выполненных работ в рамках государственных и муниципальных заказов. При этом важно оплачивать оказанную медицинскую помощь по полной стоимости, а не по действующим сегодня усеченным тарифам.
Именно такой подход позволит обеспечить реальную реструктуризацию учреждений здравоохранения, сохраняя и развивая только те из них, которые действительно нужны гражданам.
Следует активизировать реформирование стационарной службы при разумном подходе к ней и решить ряд проблем, касающихся прежде всего нормативной правовой базы, разработки положений о новых структурных подразделениях (отделения скорой и неотложной помощи), снятие нормативов, сдерживающих развитие оценки деятельности стационаров по объемам и критериям сложности оказываемой ими стационарной помощи.
Расширяется внедрение телемедицинских технологий в практику оказания медицинской помощи населению, создаются региональные телемедицинские сети. Развивается применение телемедицинских технологий для оказания помощи в экстренных ситуациях (впервые организован и функционирует телемедицинский пункт в полевом педиатрическом госпитале Чеченской Республики). В соответствии с принятой Концепцией развития телемедицинских технологий в Российской Федерации Минздравом России ведется работа по созданию единой телемедицинской сети.
Однако существует ряд вопросов требующих решения: отсутствие единого правового пространства в области применения телемедицинских технологий, недофинасирование телемедицинских проектов, отсутствие подготовленных медицинских кадров.
Необходимо активнее внедрять новые медицинские технологии, созданные отечественной наукой. Это позволит при ограниченных финансовых ресурсах значительно увеличить объемы уникальных видов медицинской помощи населению в области кардиологии, онкологии, нейрохирургии, трансплантологии и т.д. Следует повысить роль и ответственность научно-исследовательских учреждений. Именно от них зависит место России в развитии стратегически важного для всего человечества виде деятельности - охране здоровья людей. Поэтому важно сконцентрировать финансовые ресурсы для научных исследований в крупных научно-исследовательских центрах.
Коллегия решает:
1. Признать приоритетными задачами в деле охраны здоровья совершенствование медицинской помощи населению, восстановление ее доступности, повышение качества. Для успешного решения этих задач необходимо скоординировать воедино три направления развития отрасли:
- единство всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
- единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;
- единство врача и пациента в достижении максимальной эффективности результатов профилактической и лечебной деятельности.
2. В целях реального повышения уровня здоровья нации Минздраву России во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 гг. обеспечить:
- сохранение государственного характера предоставления медицинской помощи населению;
- активное развитие профилактической направленности системы здравоохранения;
- повышение структурной эффективности здравоохранения;
- развитие первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе;
- всемерное повышение качества медицинской помощи;
- развитие и внедрение новых технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных;
- оптимизацию финансирования здравоохранения;
- развитие кадровых ресурсов для здравоохранения.
3. Утвердить План действий Министерства здравоохранения Российской Федерации по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года.
4. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в срок до 20 мая 2002 года разработать и утвердить территориальные планы действий по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года.
5. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председатель коллегии |
Ю.Л. Шевченко |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Минздрава РФ от 20 марта 2002 г. "Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2001 году и задачах по совершенствованию медицинской помощи населению в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)" (протокол N 6)
Текст решения официально опубликован не был