г. Москва |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А41-39333/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Внуково-4" - Глухов Е.А. доверенность от 29 июня 2012 года,
от заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" МО - извещено, представитель не явился,
ФГБУ "ФКП Росреестра" г. Москвы - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Министерство экологии и природопользования МО - извещено, представитель не явился,
Департамент городского имущества Москвы - извещено, представитель не явился,
администрация внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве - извещено, представитель не явился,
МИФНС России N 51 по г. Москве - извещено, представитель не явился,
администрация городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района МО - извещено, представитель не явился,
ГУА Московской области "Агентство информационных систем общего пользования "Подмосковье" -извещено, представитель не явился,
рассмотрев 15 апреля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Внуково-4"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 сентября 2013 года,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 24 декабря 2013 года,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
по заявлению ООО "Внуково-4"
о признании незаконными действий,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве,
третьи лица - Министерство экологии и природопользования Московской области, Департамент городского имущества Москвы, администрация внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 51 по г. Москве, администрация городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, государственное автономное учреждение Московской области "Агентство информационных систем общего пользования "Подмосковье"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Внуково-4" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, а также Управления Росреестра по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170408:7 в размере 1 298 925 069,30 руб. по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области"; о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170408:7 в размере 1 298 925 069,30 руб. по состоянию на 01 января 2012 года, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области"; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Внуково-4", исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170408:7 в размере 1298 925 069,30 руб., определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Внуково-4" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. По мнению общества, определение кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год является незаконным, т.к. на дату определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01 января 2012 года указанное Распоряжение Минэкологии МО не вступило в законную силу в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4, пункта 1 и 5 статьи 5, статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, Постановлением Конституционного суда РФ от 02 июля 2013 года N 17-П.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве, Министерство экологии и природопользования Московской области, Департамент городского имущества Москвы, администрация внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 51 по г. Москве, администрация городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, государственное автономное учреждение Московской области "Агентство информационных систем общего пользования "Подмосковье", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Московского округа в сети Интернет от 12 марта 2014 года), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Отзывы в материалы дела не представлены.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что в ответ на обращение ООО "Внуково-4" о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170408:7, принадлежащего ему на праве собственности, для целей налогообложения по состоянию на 01 января 2012 года, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области предоставила обществу запрашиваемые сведения с указанием, что по состоянию на 01 января 2012 года, определенная на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 1.298.925.069, 30 руб.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости и полагая, что она необоснованно определена на основании не вступившего с 01 января 2012 года в силу распоряжения Минэкологии МО, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу, что действия кадастровой палаты и Управления Росреестра соответствуют требованиям статей 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Как установлено судами, распоряжение Минэкологии от 25 ноября 2011 года N 236-РМ, положенное в основу расчета кадастровой стоимости, опубликовано в установленный налоговым законодательством срок, приложения к нему размещены в сети интернет на сайте Минэкологии МО и являлись доступными для заявителя и иного неограниченного круга лиц, следовательно, это распоряжение вступило в силу с 01 января 2012 года и правомерно принято кадастровой палатой и Управлением Росреестра в качестве основания для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка общества с 01 января 2012 года.
При этом, заинтересованные лица выполняли свои функции по определению кадастровой стоимости земельных участков заявителя в пределах предоставленных им законом полномочий в соответствии положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства России от 08 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
При этом кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации) на основании специального нормативного акта - распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городском округам Московской области по состоянию на 01 января 2010 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты Оценки. В Московской области соответствующие полномочия возложены на Минэкологии Московской области.
Распоряжением N 236-РМ, опубликованным в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N 222, 30 ноября 2011 года, утверждены результаты Оценки земель населенных пунктов, проведенной по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 165-О-О правовое регулирование налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, результаты оценки, утвержденные распоряжением N 236-РМ, должны применяться при исчислении налога начиная с расчетов за 2012 год, то есть, как правильно установлено судами, - с 01 января 2012 года.
Доводы общества о неправомерности применения при определении кадастровой стоимости незаконных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, обоснованно отклонены судами, поскольку данные нормативы утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ и в установленном порядке не признаны недействующими.
Несогласие заявителя с применением названного распоряжения со ссылками на недействительность данного нормативного акта, ввиду его несвоевременного опубликования, по существу сводится к оспариванию самого нормативного акта, что предусмотрено положениями главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем, с указанными требованиями заявитель не обращался.
Довод общества о том, что распоряжение не было опубликовано в установленном порядке, был оценен судами и правомерно отклонен судами, поскольку распоряжение Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ было опубликовано в установленный налоговым законодательством срок, приложения к нему размещены в сети Интернет на сайте Минэкологии Московской области, были доступны для заявителя и иного неограниченного круга лиц, с 01 января 2012 года вступило в силу и правомерно принято заинтересованными лицами в качестве основания для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Что же касается иных доводов кассационной жалобы, то они фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 года по делу N А41-39333/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.