См. также Методические указания МУ 3.1.3260-15 "Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний", утвержденные Роспотребнадзором, Главным государственным санитарным врачом РФ 24 марта 2015 г.
Введение
Обеспечение эпидемиологического благополучия пострадавшего населения является одной из главных задач при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Эта задача решается путем организации и проведения комплекса профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, для осуществления которых привлекаются силы и средства МЧС России, ВСМК, санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава, Минобороны, МВД, МПС России и других ведомств и служб. Организующую и координирующую роль при этом играют формирования санитарно-эпидемиологической службы и центры медицины катастроф разного уровня, в зависимости от масштаба и характера ЧС. На специализированные формирования возлагается осуществление первичных противоэпидемических мероприятий, которые способны выполнить только хорошо подготовленные специалисты санитарно-эпидемиологической службы. Эта работа требует заблаговременной подготовки, что отражается в планах всех заинтересованных служб в объеме их компетенции.
Опыт обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в городках временного проживания во время известных событий 1999 - 2000 гг. наглядно продемонстрировал эффективность мероприятий. Городки временного проживания вынужденных переселенцев, эвакуированных из районов активных боевых действий при проведении антитеррористической операции в Чеченской Республике, были развернуты как на территории самой Республики (5 городков общей вместимостью 10 600 чел., где было размещено 10 540 чел., в том числе 4 151 ребенок), так и на территории Республики Ингушетии (7 городков общей вместимостью 55 140 чел., в которых разместили 41 966 эвакуированных, в том числе 18 613 детей).
Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При этом учитываются медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавших в ЧС достигается:
- санитарно-эпидемиологическим надзором за соблюдением санитарных норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания населения, эвакуируемого из зоны ЧС, как на этапах эвакуации, так и в местах его временного проживания;
- организацией гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды;
- проведением комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди эвакуируемого населения, по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов.
- медицинским контролем за захоронением погибших и умерших от инфекционной патологии и других причин.
1. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев при их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации
1.1. В зависимости от масштаба и характера ЧС население эвакуируется из зоны ЧС на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возвращения на прежнее место жительства. При всех ситуациях наибольшую сложность представляют сроки его эвакуации, первые часы и дни временного размещения в безопасных зонах с учетом вероятности возникновения санитарно-эпидемиологических осложнений. Организация мобильных комплексов средств для сохранения здоровья населения в чрезвычайных ситуациях направлена на решение вопросов жизнеобеспечения переселенцев на первых этапах ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайной ситуации организуется непосредственно в ее зоне, а затем на путях эвакуации, вплоть до мест размещения эвакуированных.
1.2. Под эвакуацией понимается организованный вывод или вывоз и размещение вне зоны бедствия пострадавшего населения.
При организации эвакуации населения органами местной власти определяются численность пострадавших, очередность и сроки их эвакуации, маршруты следования до пунктов расселения или промежуточных пунктов. Для определения очередности эвакуации и размещения в местах (мобильных комплексах) первичного жизнеобеспечения все население распределяется на группы. Такое распределение необходимо учитывать при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Первичное жизнеобеспечение населения в ЧС включает прием и временное (от 3 до 45 сут) размещение населения, организацию его питания, водоснабжения, коммунально-бытового, медицинского, социально-правового обеспечения.
1.3. Для обеспечения эвакуации пострадавших в ЧС создаются СЭП, которые осуществляют сбор, регистрацию эвакуируемого населения, отправку его на пункты посадки. В штат СЭП входят: руководитель, представители от местных органов власти и МЧС России, а также медицинский персонал: врач-терапевт, врач-эпидемиолог, медсестра, два помощника санитарного врача, два санитара, выполняющие обязанности дезинфекторов, и шофер (УАЗ-469 или санитарный автобус). СЭП за сутки может организовать эвакуацию 10 тыс. чел. пострадавших. При определении количества СЭП и мест их размещения учитывают численность эвакуируемого населения по видам транспорта, удобство сбора и отправки людей. При вывозе людей железнодорожным транспортом СЭП размещают вблизи железнодорожных станций, водным - пристаней, автотранспортом - автостанций, воздушным транспортом - на аэродромах, сохранившихся в районе ЧС.
1.4. Санитарно-эпидемиологическая служба и органы здравоохранения организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся на СЭП, в пунктах посадки и высадки, в пути следования, на ПЭП и в местах расселения.
1.5. Во время эвакуации санитарно-противоэпидемическое обеспечение переселенцев включает:
- организацию контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуированных, изоляторов для размещения инфекционных больных;
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов;
- обеспечение населения индивидуальными средствами обеззараживания воды (ТЕТРИС, БИП-1, ОНИКС, Родник);
- организацию эпидемиологического наблюдения, выявление инфекционных больных и их госпитализацию;
- контроль за организацией банно-прачечного обслуживания населения в местах его расселения;
- борьбу с насекомыми и грызунами, контроль за уборкой и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения и в районах расселения.
Выполнение вышеперечисленных санитарно-противоэпидемических мероприятий возлагается на медицинский состав СЭП, который при необходимости усиливается СЭО или СЭБ, а также инфекционной бригадой из состава БСМП. Материальное обеспечение этих формирований возлагается на формирующие учреждения (ЦГСЭН и ЛПУ).
1.6. Следует учитывать, что объем и характер противоэпидемического обеспечения населения могут существенно меняться в зависимости от местных условий и возможностей, к которым относятся:
- коммунальное благоустройство;
- санитарное состояние населенных пунктов;
- иммунный статус населения;
- инфекционная заболеваемость среди пострадавших;
- укомплектованность медицинскими кадрами;
- коечная сеть инфекционных больниц (отделений), в том числе и резервы для ее дополнительного развертывания (из расчета 15 инфекционных коек на 1 тыс. эвакуированных);
- количество и пропускная способность банно-прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники и т.п. Потребность определяется из расчета ежедневной санитарной обработки 10% эвакуированного населения.
Перечисленными сведениями должна располагать каждая территориальная (краевая, областная, городская) санитарно-эпидемиологическая служба.
1.7. Санитарно-эпидемиологическое обслуживание эвакуируемого населения возлагается в пунктах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам возлагается на территориальные отделы здравоохранения, центры санитарно-эпидемиологического надзора (областные, краевые, городские, районные), а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МПС России, по водным путям сообщения - на медико-санитарные органы водного транспорта,
1.8. Санитарно-эпидемиологическая служба республики в составе РФ, области, края несет полную ответственность за санитарно-противоэпидемическое обеспечение и выделяет из санитарно-эпидемиологических учреждений врачей в состав СЭО или СЭБ для руководства всеми мероприятиями по обслуживанию эвакуированных. В их обязанности вышеуказанных специалистов входит:
- выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуированного населения;
- участие в выборе и оборудовании помещений в местах отправки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;
- организация медицинских осмотров эвакуируемых и оказание им медицинской помощи; проведение мероприятий по санитарной обработке;
- проведение по эпидпоказаниям экстренной специальной и специфической профилактики;
- организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за местами питания и водоснабжения.
1.9. По предложению санитарно-эпидемиологической службы для выполнения указанных мероприятий привлекаются к непосредственной работе по санитарно-эпидемиологическому обеспечению ЛПУ всех ведомств, а также ведомственные медико-санитарные службы, которые выделяют медицинский персонал для работы в составе специализированных формирований (СЭО, СЭБ, БСМП и др.). Санитарно-эпидемиологическая служба на местах при эвакуации отдельных групп населения из районов ЧС должна иметь сведения о контингенте эвакуируемых, сроках эвакуации, установленных маршрутах.
Ответственные лица за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых должны иметь постоянную связь с административными органами, осуществляющими эвакуацию.
1.10. Все мероприятия по санитарно-противоэпидемическому обеспечению эвакуируемых на местах сбора и при формировании поездов проводятся местным территориальным госсанэпиднадзором, который привлекает при необходимости другие органы и учреждения различных ведомств.
Санитарно-эпидемиологическая служба проверяет состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых, с точки зрения:
- соответствия нормам размещения ожидаемых контингентов;
- приведения их в удовлетворительное санитарное состояние (очистка, дезинфекция);
- наличия необходимого оборудования (скамьи, столы, умывальники, койки, нары);
- утепления в зимнее время.
1.11. Для размещения населения на ВПСП установлены нормы из расчета 3,75 м2 на каждого пострадавшего с учетом развертывания ППП и ППВС. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна составлять 3,0 - 3,5 м2 на человека. В медицинских учреждениях и формированиях, в местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время, и в районах катастрофического затопления, необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15 - 18 м2 на 100 чел. Продолжительность просушивания не более 8 ч. Температура воздуха для просушивания шерстяной и хлопчатобумажной одежды должна поддерживаться на уровне 60°С, для просушивания обуви и меховой одежды - 40°С.
Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, не должна быть ниже 18°С при средней относительной влажности 35 - 65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших тюфяки, кровати, подстилки, нары и т.д. следует располагать на расстоянии 0,5 - 0,8 м от наружных стен.
Нормы расхода воды для нужд пострадавших и инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки: 1 чел. - 10 л, на 1 больного, находящегося на стационарном лечении - 75 л, на обмывку - 45 л.
При размещении населения в палаточном городке или временных городках другого типа оборудуются ровики из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Допускается устраивать ровики параллельно один другому на расстоянии 1 - 2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. После каждого пользования ровиком нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.
Помещения должны быть обеспечены туалетами с достаточным количеством очков, из расчета: 1 очко на 20 женщин и 1 очко на 40 мужчин. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП и др.).
1.12. В СЭП все эвакуируемые регистрируются по установленной форме и проходят обязательный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским персоналом СЭПа (врач, медсестра и др.). Количество медицинского персонала, проводящего медосмотр, может быть увеличено местным органом здравоохранения в зависимости от числа эвакуируемых и срочности их отправки.
При осмотре выделяются лихорадящие, подозрительные на инфекцию лица, не подлежащие дальнейшей эвакуации. При наличии показаний санитарно-эпидемиологической службой проводятся мероприятия по экстренной профилактике и массовым предохранительным прививкам.
1.13. Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:
- выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации;
- санитарный надзор за пунктами питания, обеспечением доброкачественной питьевой водой; дезинфекционные мероприятия.
Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный территориальными органами здравоохранения в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпидемиолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируемых).
1.14. В случае эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал:
- осуществляет периодический обход всех вагонов;
- выявляет больных и оказывает им медицинскую помощь;
- извещает органы здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний;
- изолирует инфекционными больных;
- эвакуирует больных в стационарные учреждения здравоохранения;
- контролирует санитарное состояние вагонов;
- ведет санитарный дневник.
Ориентировочно число медицинских работников, сопровождающих поезд с пострадавшим населением, определяется из расчета:
до 300 чел. - фельдшер и медицинская сестра;
от 300 до 500 чел. - врач и медсестра;
от 500 до 1000 чел. - врач и 2 медсестры.
В каждом вагоне из числа пассажиров назначается особое лицо для санитарного надзора - санитарный уполномоченный.
Указанные нормы медицинского персонала должны быть увеличены при эвакуации детских групп и больных.
В каждом поезде выделяются отдельные купе и (или) вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с аптечкой и перевязочным материалом, антибиотики для экстренной профилактики, дезинфицирующие средства. Для матерей с детьми выделяются отдельные вагоны или купе с добавочным детским оборудованием. Все рестораны и буфеты при железнодорожных станциях должны снабжать эвакуируемых горячей водой и пищей, а детей - молоком.
При обнаружении в пути больных и подозрительных на особо опасные инфекции снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей ЛПУ или изоляционный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уведомлению подготовиться к приему инфекционных больных.
Все ЛПУ и санитарно-эпидемиологические учреждения железнодорожного, водного и воздушного транспорта должны быть готовы к оказанию необходимой помощи эвакуируемым и усилению для этой цели санитарно-эпидемиологического надзора.
1.15. При появлении в поезде 20 и более инфекционных больных или в случае особо опасного инфекционного заболевания эвакуируемые и поездная бригада подвергаются карантинизации, проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий для скорейшей ликвидации эпидемической вспышки. При этом необходимо провести:
- тщательный медицинский осмотр всех эвакуируемых для выявления, изоляции и отправки в лечебные учреждения всех больных и подозрительных на инфекцию;
- экстренную общую, а при установлении диагноза - специальную профилактику;
- тщательную санитарную обработку эвакуируемых, дезинфекцию их вещей и вагонов (по необходимости).
1.16. В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грунтовым дорогам территориальные органы здравоохранения организуют медицинские, а санитарно-эпидемиологические учреждения (центры) - санитарно-противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых, исходя из наличия сил, средств и условий.
1.17. В местах прибытия эвакуируемых санитарно-эпидемиологическая служба:
- подбирает территорию (при землетрясении, катастрофическом затоплении, заражении АОХВ и др.) и населенные пункты области, благополучные по экологии и инфекционной заболеваемости, в том числе природно-очаговой, для размещения эвакуированных;
- участвует в развертывании и устройстве приемников-распределителей для временного размещения (палаточные городки, землянки и др.);
- при наличии эпидемических показаний проводит санитарную обработку прибывших людей и дезинфекцию их вещей;
- развертывает временные инфекционные стационары с привлечением бригад инфекционного профиля;
- осуществляет общий санитарный надзор в местах длительного расселения.
1.18. Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения в пунктах прибытия пострадавших обеспечивают, в первую очередь, проведение медицинского осмотра детского контингента, оказание необходимой амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи инфекционным больным, проведение экстренной профилактики.
1.19. Санитарно-эпидемиологическая служба, на территорию которой прибывают эвакуированные, ведет точный учет вышеперечисленных мероприятий и представляет отчетные данные по подчиненности.
2. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев в местах временного размещения
2.1. Санитарно-гигиенические мероприятия
2.1.1. Создание условий для проживания вынужденных переселенцев обеспечивается с учетом удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормативам ЧС и СанПиН 2.1.2/3041-96:
- жильем, водой и продуктами питания, предметами первой необходимости;
- медицинским, санитарно-эпидемиологическим, информационным, транспортным и коммунально-бытовым обеспечением.
2.1.2. Территория проживания пострадавших и вынужденных переселенцев должна соответствовать следующим требованиям:
- быть сухой, незатопляемой талыми, дождевыми, паводковыми водами, иметь ровный вертикальный профиль, обеспечивающий естественный склон и отведение атмосферных осадков;
- иметь низкий уровень стояния грунтовых вод и чистую хорошо фильтрующую почву;
- хорошо освещаться солнцем и проветриваться;
- располагаться вблизи источников питьевого и продовольственного обеспечения, энерго- и теплоснабжения, подъездных путей;
- подразделяться на две зоны: жилую (бытовую) и зону обслуживания;
- иметь санитарно-защитные разрывы между местами размещения людей и объектами, оказывающими вредное воздействие на эвакуированных;
- при ее выборе необходимо учитывать местную сезонную розу ветров;
- не включать в себя природные очаги, эндемичные по особо опасным инфекционным заболеваниям, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, полигоны и могильники промышленных отходов, а также быть безопасной от оползней, селевых потоков, снежных лавин;
- территория должна быть заблаговременно благоустроена и в последующем содержаться в чистоте и порядке;
- твердые бытовые отходы должны собираться в установленные на площадках с твердым покрытием контейнеры с закрывающейся крышкой, которые должны вывозятся при их заполнении не более чем на 0,9 полезного объема, сроки хранения мусора в контейнерах не должны превышать трех дней зимой и одного дня - летом, мойка и дезинфекция контейнеров должны проводиться регулярно, с этой же периодичностью;
- септики и выгребы должны заполняться не более чем на 2/3 их объема, наружные уборные должны ежедневно убираться, дезинфицироваться, быть освещены в темное время суток, окна - закрыты мелкоячеистой сеткой;
- на территории проживания эвакуированных не должно быть мест выплода мух, грызунов; дезинфекционные, дератизационные мероприятия должны проводиться регулярно.
2.1.3. Состав, планировка, площадь и оборудование палаточных городков и общежитий должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам размещения (Приложение I).
В селитебной зоне временного городка эвакуированное население обеспечивается жильем с учетом развертывания и сооружения, при необходимости, временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), из расчета 6 м2 на человека. Наиболее приемлемы сборно-щитовые конструкции жилых зданий отечественной заводской сборки (малогабаритные домики), если при их строительстве и эксплуатации обеспечивается функционирование необходимого инженерного оборудования (вентиляционного, электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения).
Возможно также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей).
Зонирование территории временных городков должно производиться с учетом приоритетности селитебной зоны. Определяется территория для строительства водозаборов, очистных сооружений и размещения свалок или резервируются для них соответствующие площадки.
Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, предусматривает проведение мероприятий по удовлетворению минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.
2.1.4. При развертывании городка в палаточном варианте необходимо учитывать, что срок проживания в палатках рассматривается в гигиеническом отношении как временный (до 6 мес.), так как в них трудно создать стабильные и нормальные санитарно-гигиенические условия проживания.
2.1.5. Расстояние от места размещения людей до источников ионизирующих или электромагнитных излучений СВЧ-диапазона и котельных не должно быть менее минимально допустимого по санитарным нормам, а до остальных объектов должно находиться в следующих пределах:
- наружных уборных - 50 - 100 м;
- выгребов - не менее 5 м;
- площадок для мусоросборников - не менее 20 м;
- свинарников и других животноводческих объектов - не менее 200 м;
- открытого склада с углем - не менее 300 м;
- полей фильтрации - не менее 500 м;
- полей ассенизации - не менее 1 км;
- мусорной свалки (полигона) - не менее 3 км
2.1.6. В городке необходимо иметь сушильные помещения для просушки одежды и обуви из расчета 18 м2 площади сушильного помещения на 100 чел. Температура воздуха для просушивания шерстяной и хлопчатобумажной одежды должна поддерживаться на уровне 60°С, для просушивания обуви и меховой одежды - 40°С.
2.1.7. Кроме того, в городке развертывается медицинский пункт для оказания неотложной и амбулаторно-поликлинической помощи с отделением для временной госпитализации соматических больных, а также изолятором на 2 инфекции (ОКИ и ОРВИ).
Выделяется также помещение для морга. На расстоянии не менее 300 м от городка предусматривается место для кладбища.
2.1.8. Температура воздуха в помещениях, где находятся эвакуированные, не должна быть ниже 18°С при средней относительной влажности 35 - 65%. Во избежание чрезмерного охлаждения кровати, нары располагаются на расстоянии 0,5 - 0,8 м от наружных стен.
2.1.9. При необходимости на расстоянии 50 - 100 метров от селитебной зоны следует разместить:
- умывальники, из расчета не более 20 чел. на 1 кран;
- наружные туалеты, из расчета одно очко (унитаз) - на 20 женщин, одно очко (унитаз) - на 40 мужчин.
2.1.10. Уборка жилых помещений влажным способом с использованием дезинфицирующих средств должна проводиться ежедневно, общая генеральная уборка всех помещений проводится не реже одного раза в неделю. Умывальники и туалеты убираются и дезинфицируются не реже 2-х раз в сутки.
Для проведения уборки помещения городка обеспечиваются достаточным количеством промаркированного уборочного инвентаря (швабры, щетки, ведра, тазы, ветошь), который после использования подвергается дезинфекции и хранится в специально отведенных местах.
Дератизация и дезинсекция в местах проживания проводится при наличии показаний.
2.1.11. Обеспечение водой в городках временного размещения эвакуированных осуществляется с использованием централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, если это технически осуществимо в конкретной ЧС, или же децентрализовано, методом подвоза воды с использованием автомобильной и другой техники. Во всех случаях вода должна быть безопасна и соответствовать требованиям СанПиНов, прежде всего по микробиологическим показателям. Нормы расхода воды для питья и приготовления пищи не менее 17 л на 1 чел.
2.1.12. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или полевые подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП и др.).
Потребность в обмывочно-дезинфекционной технике (устройствах) определяется из расчета ежедневной санитарной обработки не менее 10% проживающих в городке (гигиеническая помывка с сменой нательного и постельного белья не реже 1 раза в 10 дней), время на 1 помывку - 15 мин при 6 ч непрерывной работы подвижной дезинфекционно-душевой установки или 12-часовой работе бани.
Потребность в мыле определяется из расчета 30 г на 1 чел. на 1 помывку, в воде - 45 л.
Для стирки белья используются, при наличии, городские прачечные или, при необходимости, развертываются полевые подвижные прачечные. Потребность в прачечных производят из расчета, что в сутки необходимо выстирать 0,2 кг белья на 1 чел. при работе прачечной 12 ч в сутки, расход моющих средств - 5 г на 1 кг белья. Расход воды для прачечной - 50 л (в том числе 15 л горячей) на 1 чел., проходящего санобработку, в сутки.
Пункт санитарной обработки (гигиенической помывки) развертывается (оборудуется) по типу санитарного пропускника и должен иметь следующий набор помещений - раздевальное, моечное (душевое) и одевальное. Температура в этих помещениях должна быть не ниже 25°С. Мочалки после использования должны дезинфицироваться и просушиваться. После каждой смены моющихся должна проводиться уборка с дезинфекцией помещений пункта санитарной обработки.
После санитарной обработки должна производиться смена нательного и постельного белья.
Технологический процесс стирки белья должен обеспечивать ее качественную стирку и гарантировать уничтожение эктопаразитов.
2.1.13. При организации питания эвакуированного населения в городках временного размещения используются имеющиеся (сохранившиеся) предприятия общественного питания или же питание организуется по полевому варианту, для чего можно использовать кухни прицепные (КП-130, КП-125, КП-125М). Каждая такая кухня состоит из трех котлов, 1 кипятильника на 125 л, жарочного шкафа и предназначена для приготовления пищи на 130 чел. при односменном питании. Для развертывания одной кухни необходима площадка размером 3 х 4 м. Кухни работают на любом топливе (твердом, жидком).
Набор продуктов для вынужденных переселенцев должен учитывать ежедневную энергетическую потребность для здоровых людей. При оценке качества питания следует исходить из общепринятых норм (Приложение II).
Для оценки санитарного состояния объектов хранения и транспортировки продуктов, приготовления пищи используются обычные критерии, а пробы консервированных продуктов и готовой пищи исследуются по показателям безвредности в соответствии с требованиями соответствующих документов (ГОСТов, СанПиНов, медико-биологических требований и др.).
При организации питания по полевому варианту необходимо исходить из следующего:
- переселенцы должны обеспечиваться индивидуальными комплектами посуды для приема горячей пищи и третьего блюда (миска, ложка, кружка) из расчета на 110% довольствующихся, либо пункты приготовления и выдачи пищи должны иметь наборы одноразовой посуды;
- запрещается приготовление сладких и холодных блюд, блюд из рубленного мяса и рыбы (салатов, котлет и т.д.), а также винегретов, салатов из сырых и вареных овощей;
- фрукты и овощи (помидоры, огурцы и др.) выдаются в целом виде и употребляются индивидуально;
- сушеные овощи перед приготовлением пищи перебираются, промываются и замачиваются в холодной воде при соотношении 1:3 - 4 в холодной воде (картофель на 1,5 - 2,0 ч, морковь - 0,5 - 1,0 ч, лук - 0,5 ч, свекла - 2,5 ч);
- сухари из хлеба перед употреблением восстанавливаются путем увлажнения и последующего подогревания;
- для сбора и хранения пищевых отходов выделяются специальные емкости с плотно закрывающимися крышками.
2.1.14. При санитарно-противоэпидемическом обеспечении эвакуированных следует предусмотреть место для размещения кладбища, которое должно находиться на расстоянии не ближе 300 м от городка, на возвышенном месте с низким стоянием грунтовых вод (не менее 0,5 м от дна могилы) и почвой, легко проницаемой для воздуха. Обычно могилы для одиночного захоронения умерших (погибших) роют размером 2 х 1 м, глубиной - 1,5 м. Надмогильный холм должен быть высотой не менее 0,5 м, при этом необходимо, чтобы его основание выступало за края могилы.
Такое устройство ограничивает проникновение атмосферных вод в могилу. Разложение зависит от качества почвы, наличия влаги и воздуха в могиле. Полное разложение наступает примерно через 10 лет. Патогенные вегетативные формы микроорганизмов гибнут в течение первого года. Использование могил для повторного захоронения допускается не ранее, чем через 15 - 20 лет, когда заканчивается полная минерализация органических веществ трупа.
Захоронение в братских могилах осуществляется с соблюдением следующих условий:
- размер братской могилы определяется из расчета, что на каждый труп должно отводиться 1,2 м2 площади;
- в одну братскую могилу можно захоронить не более 100 трупов;
- допускается укладывать трупы в 2 ряда, при этом нижний ряд засыпается землей высотой 0,5 м;
- от верхнего ряда до поверхности земли должен быть слой не менее 1 м;
- надмогильный холм делается высотой не ниже 0,75 м.
Применение дезинфицирующих средств при захоронении нецелесообразно, так как обеззараживающий эффект их снижен из-за большого содержания органических веществ, а процессы минерализации замедляются дезинфектантами.
При погребении трупов заразных больных обязательна их дезинфекция. С этой целью труп завертывается в ткань, пропитанную 5%-ным р-ром лизола или 10%-ным р-ром хлорной извести. На дно плотно сколоченного гроба насыпают слой хлорной извести толщиной 2 - 3 см.
К захоронению трупов лиц, подвергшихся радиоактивному заражению, предъявляется дополнительное требование: недопущение загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды. Для этой цели могилы оборудуются специальными контейнерами. При этом глубина могил и расстояние между ними должны быть достаточно большими, чтобы они не могли стать источниками повышенной радиоактивности. После захоронения таких умерших необходимо проводить периодический дозиметрический контроль поверхности земли между могилами и надмогильного холма.
2.2. Профилактические и противоэпидемические мероприятия
2.2.1. Пострадавшее население представляет собой весьма благоприятный "горючий материал" для различных инфекционных заболеваний. С одной стороны, восприимчивость этого контингента к возбудителям инфекций значительно больше, чем у людей, не подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов ЧС, с другой стороны, у более чем 50% пострадавших отмечается снижение показателей иммунологического статуса, характеризующих защитную функцию организма.
Вероятность появления инфекционных заболеваний среди эвакуированных в местах их временного размещения прямо коррелирует с длительностью воздействия неблагоприятных факторов при их нахождении в зоне ЧС. Общеизвестно, что под воздействием негативных факторов, формирующих и сопровождающих чрезвычайную ситуацию, активизируется механизм передачи возбудителей инфекционных заболеваний, что приводит к сокращению инкубационного периода заболеваний до минимального, а также увеличению количества инфицированных лиц. При некоторых стихийных бедствиях и техногенных катастрофах активизируются природные очаги зоонозных инфекций, если они существовали на данной территории до возникновения чрезвычайной ситуации.
Из-за снижения резистентности организма у переселенцев, страдающих хроническими инфекциями органов дыхания, например туберкулезом, происходит активизация инфекционного процесса и, как следствие, массивное выделение возбудителя заболевания во внешнюю среду, что представляет опасность для окружающих.
Вследствие резкого ухудшения санитарно-бытовых условий возможно распространение среди пострадавшего населения паразитозов: педикулеза и чесотки.
2.2.2. Источники антропонозных инфекций чаще всего находятся среди контингента эвакуированных, но возможен занос инфекции спасателями, а также местным населением при контакте с ним в местах временного размещения.
Наиболее вероятными эпидемиологическими осложнениями в местах временного размещения остаются острые кишечные инфекции бактериальной и вирусной природы (шигеллезы, сальмонеллезы, брюшной тиф и паратифы, вирусные гепатиты А и Е), острые респираторные инфекции (дифтерия, менингококковая инфекция, ОРВИ, грипп, корь, паротит и др.).
Появление и распространение вышеперечисленных инфекционных заболеваний среди эвакуированных возможно в первые 7 - 10 дней по прибытию в места временного размещения (за исключением вирусных гепатитов А и Е). В конце второй-третьей недели может осложниться эпидемиологическая обстановка по чесотке, педикулезу, сыпному тифу, вирусным гепатитам с фекально-оральным механизмом передачи, "детским" инфекциям среди взрослого населения, энтеровирусным инфекциям (ECHO, Коксаки, полиомиелит), а также при наличии соответствующих предпосылок, приведенных выше - по природно-очаговым инфекциям. Возможно появление в это же время среди эвакуированных массовых заболеваний, вызываемых условно-патогенной микрофлорой (стрептококкозы, ХИБ-инфекция и др.).
При непроведении в рассматриваемый период целенаправленных профилактических и противоэпидемических мероприятий через 2 - 3 мес. в местах компактного проживания эвакуированных (временных городках, лагерях) может существенно осложниться эпидемиологическая обстановка по туберкулезу.
2.2.3. Следует иметь в виду, что эвакуированные представляют эпидемиологическую опасность для местного населения в качестве резервуара инфекций, прежде всего антропонозов, особенно с самым активным - воздушно-капельным механизмом передачи.
Все вышеизложенное необходимо принять во внимание в процессе медицинского обследования эвакуированных, при планировании и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в местах их временного размещения.
2.2.4. Профилактические мероприятия, проводимые в местах временного размещения, направлены на недопущение возможного заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди эвакуированных, а также выноса инфекции за границы их компактного проживания и заражения местного населения.
2.2.5. Собственно противоэпидемические мероприятия направлены на локализацию и ликвидацию возникших эпидемических очагов конкретных инфекционных заболеваний.
Противоэпидемические мероприятия по признаку направленности их действия на эпидемический процесс подразделяются на:
- воздействующие на источник инфекции - клинико-диагностические, лечебные, режимно-ограничительные, в случае зоонозных инфекций - санитарно-ветеринарные мероприятия и дератизация;
- направленные на разрыв механизма передачи возбудителей инфекционных заболеваний и включающие санитарно-гигиенические мероприятия противоэпидемической направленности, а также проведение дезинфекции и дезинсекции;
- направленные на восприимчивость организма - проведение иммунопрофилактики, иммунокоррекции и экстренной профилактики.
В каждой конкретно складывающейся эпидемической ситуации на первый план выходит та или иная группа противоэпидемических мероприятий.
2.2.6. Прежде всего, по прибытии эвакуированных в места временного размещения силами местных ЛПУ все прибывшие подвергаются медицинскому осмотру. Целями осмотра, наряду с выявлением нуждающихся в оказании амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, является также своевременное выявление инфекционных больных, особенно представляющих опасность для окружающих, их немедленная изоляция и госпитализация. Сразу же проводятся необходимые первичные противоэпидемические мероприятия, включающие в себя, при наличии показаний, проведение частичной или полной санитарной обработки, дезинфекции (дезинсекции), экстренной профилактики. В последующем, при непосредственном участии специалистов местной санитарно-эпидемиологической службы, которая определяет наличие эпидемиологических показаний, проводится комплекс противоэпидемических мероприятий, включающий проведение квалифицированного эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания.
См. Методические указания МУ 3.2.1022-01 "3.2. Профилактика паразитарных болезней. Мероприятия по снижению риска заражения населения возбудителями паразитозов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 15 марта 2001 г.
При необходимости проводятся лабораторные исследования, в том числе и обследование внешне здоровых лиц, для выявления носителей и больных неманифестными формами заболевания в целях сужения резервуара источников инфекции. По показаниям усиливаются режимно-ограничительные мероприятия, а также проводится дератизация.
2.2.7. При выявлении в результате обследования эпидемического очага лиц с педикулезом или чесоткой проводится полная санитарная обработка эвакуированных независимо от времени ее предыдущего проведения, а также весь комплекс противопедикулезных и противочесоточных мероприятий, обязательно включающий в себя дезинсекцию и камерную обработку постельного и нательного белья, одежды.
2.2.8. При выявлении кишечных инфекций среди эвакуированных первостепенное значение имеет проведение дезинфекции, а также ужесточение контроля за организацией питания и водоснабжения.
По показаниям проводится иммунопрофилактика и иммунокорреция, а также общая или специальная экстренная профилактика.
2.2.9. При выявлении среди детского контингента больных корью или паротитом важно в первые трое суток провести вакцинацию коревой или паротитной вакциной всех контактировавших лиц, в том числе и взрослых.
2.2.10. При менингококковой инфекции в качестве средства экстренной профилактики необходимо в первые трое суток привить всех, подвергшихся риску заражения, менингококковой вакциной.
2.2.11. Не позже второй-третьей недели после прибытия эвакуированные должны пройти флюорографическое обследование с целью выявления больных туберкулезом органов дыхания.
2.2.12. При наличии материальных возможностей в качестве общепрофилактического средства рекомендуется проведение всем эвакуированным курса иммунокоррекции (дибазол, нуклеинат натрия и т.д.), в первую очередь детскому контингенту и лицам старшего и пожилого возраста, а также имеющим в анамнезе хронические соматические заболевания, особенно в период, предшествующий подъему заболеваемости респираторными вирусными инфекциями на данной территории.
2.2.13. Все профилактические и противоэпидемические мероприятия первого периода, изложенные выше, проводятся персоналом медицинского пункта, развернутого в месте компактного проживания эвакуированных с обязательным привлечением сил и средств местных (территориальных) ЛПУ и ЦГСЭН. Штатный состав врачей, средних медицинских работников, обслуживающего персонала, оснащение развертываемого медицинского пункта, а также силы и средства его усиления для первого периода работы определяются решением руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по согласованию с региональными (территориальными) органами МЧС России.
2.2.14. Защита местного населения от заражения обеспечивается путем:
- создания невосприимчивости местного населения к инфекционным заболеваниям (вакцинация и экстренная профилактика по эпидемиологическим показаниям);
- предупреждения близких контактов с эвакуированным населением (отдельное расселение, обеспечение режимных мероприятий при организации обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости и т.д.);
- своевременного проведения мероприятий по выявлению инфекционных больных, их изоляции и обсервации контактировавших с больными;
- применение средств индивидуальной защиты органов дыхания и средств экстренной профилактики.
2.2.15. После проведения комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий первого периода за местами компактного проживания переселенцев устанавливается постоянный санитарно-эпидемиологический надзор силами местной санитарно-эпидемиологической службы, в ходе которого контролируется санитарно-эпидемиологическая обстановка, оценивается качество и эффективность проведенных и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий и, в случае необходимости, принимается решение об их корректировке.
2.2.16. Санитарно-эпидемиологическая служба области, города, района, на территории которых находятся места компактного проживания эвакуированных, ведет точный учет всех проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий и представляет установленные отчетные данные по подчиненности.
2.3. Организация медицинской помощи инфекционным больным
2.3.1. Оказание медицинской помощи инфекционным больным является важным профилактическим мероприятием, обеспечивающим наряду с другими эпидемиологическое благополучие эвакуированного населения.
2.3.2. В местах размещения переселенцев организация и оказание медицинской помощи инфекционным больным возлагается на территориальные органы здравоохранения и осуществляется силами местных ЛПУ.
2.3.3. На догоспитальном этапе медицинская помощь инфекционным больным оказывается персоналом медицинского пункта, который создается в местах размещения (городках, лагерях) эвакуированных. В составе медицинского пункта, как правило, организуется изолятор на две инфекции - с воздушно-капельным и фекально-оральным механизмом передачи - для временной изоляции выявленных инфекционных больных, представляющих эпидемиологическую опасность для окружающих. Инфекционные больные выявляются персоналом медицинского пункта во время амбулаторного приема заболевших, а также во время профилактических осмотров эвакуированных, проведения целенаправленных опросов и подворных обходов в местах их компактного проживания.
При выявлении инфекционных больных персонал медицинского пункта помещает их в изолятор, оказывает первую медицинскую помощь, собирает эпидемиологический анамнез, оформляет соответствующую медицинскую документацию (медицинскую карточку, направление) и отправляет заболевших в соответствующий инфекционный стационар специальным транспортом. О случае выявления инфекционного больного направляется экстренное извещение в местный ЦГСЭН или формирование санитарно-эпидемиологической службы, в зоне ответственности которого находится городок (лагерь) для временного размещения эвакуированных. В эпидемическом очаге силами персонала медицинского пункта проводятся первичные противоэпидемические мероприятия. При необходимости для проведения полного комплекса противоэпидемических мероприятий привлекаются силы и средства местной санитарно-эпидемиологической службы и ЛПУ.
Врачебный состав и средний медицинский персонал медицинского пункта городка (лагеря) эвакуированных должен владеть приемами диагностики, оказания неотложной помощи инфицированным больным с различными нозологическими формами, методикой проведения первичных противоэпидемических мероприятий и иметь необходимые для этого оснащение и экипировку, в том числе и для работы с больными особо опасными инфекционными заболеваниями (противочумная одежда, укладка для отбора проб биоматериала от больного, средства экстренной профилактики, запас дезсредств и дезаппаратуры).
2.3.4. Органы здравоохранения в местах размещения городков (лагерей) для эвакуированных, исходя из конкретно складывающейся эпидемиологической обстановки в зоне ЧС, должны быть готовы к тому, что в первые дни после прибытия эвакуированных может возникнуть необходимость одномоментной госпитализации большого количества инфекционных больных. Это потребует значительного увеличения коечного фонда. В ряде случаев коечный фонд, предназначенный для госпитализации инфекционных больных, необходимо будет увеличить в несколько раз, поэтому в планах противоэпидемического обеспечения на случай ЧС должно быть предусмотрено перепрофилирование соматических стационаров в инфекционные. Данное мероприятие является довольно сложным в организационном плане и требует значительного дополнительного финансирования. Перечень соматических стационаров или отделений, которые в чрезвычайных ситуациях планируется использовать в качестве инфекционных, утверждается решением руководящих органов управления здравоохранением города (района) и доводится до сведения руководителей соответствующих ЛГТУ планами-заданиями. Своевременное перепрофилирование соматических стационаров в инфекционные с минимальными потерями времени возможно только при условии заблаговременного составления документа, четко регламентирующего все этапы работы. На этапе подготовки службы здравоохранения к работе в чрезвычайных ситуациях, связанных с инфекционной патологией, необходимо предусмотреть подбор помещений для развертывания в них временных инфекционных стационаров и обсеваторов. Для этих целей могут использоваться общественные и административные здания, санатории, пансионаты, дома отдыха, общежития и др.
2.3.5. Выделение помещений осуществляется решением руководителей исполнительной власти города (округа, района). Временные инфекционные стационары и обсерваторы приписываются к ЛПУ, которые планируют обеспечение их имуществом, оборудованием, медикаментами и медицинским персоналом. Ответственность за подготовку выделяемых помещений для развертывания временных инфекционных стационаров и обсерваторов возлагается на главного врача ЛПУ и администрацию учреждения. В порядке наращивания сил и средств для работы во временных инфекционных стационарах и обсерваторах необходимо предусмотреть приписку к ним врачебно-сестринских бригад ЛПУ и специалистов гигиенического и эпидемиологического профиля ЦГСЭН.
2.3.6. В планах перепрофилирования соматических стационаров в инфекционные следует предусмотреть также выделение детских инфекционных отделений.
При перепрофилировании соматических стационаров в инфекционные, а также при развертывании временных инфекционных стационаров и обсерваторов на базе административных и общественных зданий необходимо учитывать возможность выполнения требований санитарно-противоэпидемического режима (Приложение III).
В случаях, когда планировка зданий, предназначенных для развертывания в них инфекционных стационаров (обсерваторов), не позволяет обеспечить необходимый противоэпидемический режим, проводятся соответствующие приспособительные работы, объем, виды и перечень которых заранее закладываются в планы.
2.3.7. В целях сокращения времени на перепрофилирование соматических больниц или приспособление выделяемых помещений под инфекционные стационары необходимо соблюдать очередность проведения работ. В первую очередь проводятся мероприятия по подготовке помещений для развертывания в них основных служб: приемно-сортировочного отделения, лабораторий (клинической и бактериологической), палат для больных, санитарного пропускника, аптеки; во вторую очередь развертываются вспомогательные подразделения - пищеблок, складские помещения, общежитие для персонала.
2.3.8. Перед развертыванием инфекционного стационара (обсерватора) на базе административных или жилых зданий необходимо предусмотреть и провести следующие подготовительные работы:
- освободить помещение от ненужной мебели и другого имущества;
- провести дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия;
- герметизировать окна и двери (в случае необходимости открывающиеся фрамуги оборудовать мелкоячеистой сеткой);
- провести необходимые работы по правильной организации воздушных потоков;
- выделить емкости для сбора и дезинфекции жидких отходов;
- оборудовать площадку и установить контейнеры для сбора пищевых отходов и сухого мусора;
- установить контрольно-пропускные пункты.
Список сокращений
Первый заместитель |
Г.Г.Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации N 2510/9978-01-34 от 25 сентября 2001 г. "Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации" (утв. Минздравом РФ 24 сентября 2001 г.)
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации. Методические рекомендации. М., ВЦМК "Защита", 2001.
Авторы: Г.Г.Онищенко, А.А.Шапошников, Н.И.Батрак, П.К.Шумилов, Ю.М.Федоров, Н.Н.Волков, Ю.В.Божко, Б.В.Гребенюк
Разработана рациональная система санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих эпидемиологическое благополучие пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации.
Определен комплекс мероприятий, позволяющий эффективно предотвратить возникновение, распространение инфекционных заболеваний среди эвакуированных, а также обеспечить эпидемиологическую защищенность спасателей и местного населения в местах временного размещения пострадавших и вынужденных переселенцев из зоны ЧС.
При разработке системы профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий использован опыт обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в городках временного проживания во время проведения антитеррористической операции 1999 - 2000 гг.
Методические рекомендации предназначены для врачей-организаторов, специалистов санитарно-эпидемиологического профиля, а также других специалистов, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был