Существовавшая в советский период государственная система управления фармацевтической службы подкреплялась бюджетными финансовыми средствами. Они были централизованы в органах исполнительной власти и играли ключевую роль в нормальном функционировании системы управления. При отсутствии достаточных бюджетных средств стали ликвидироваться управленческие государственные структуры на всех уровнях.
В то же время произошли значительные изменения в организационной структуре фармацевтической службы. В ее сфере возникли сотни новых структур и фирм различных организационных форм и различных видов собственности.
Общая численность аптечных учреждений ежегодно увеличивается на 12 - 17% и в настоящее время насчитывает более 65 тыс. аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и аптечных магазинов. Однако если из 20 тыс. аптек 65% - это государственные и муниципальные предприятия, а остальные 35% - ОАО, ЗАО, ООО и индивидуальные предприниматели, то из 7 тыс. аптечных складов государственных учреждений - менее 5%.
Ранее существовавшие в регионах (областях, городах) органы контроля за фармацевтической деятельностью аптечных учреждений (предприятий) были представлены, как правило, Управлениями фармацевтической деятельности.
В настоящее время структура органов управления фармацевтической службой характеризуется многообразием форм, существенно отличающихся от субъекта к субъекту, что не может не сказываться на выполняемых ими функциях.
Только в ряде субъектов Российской Федерации созданы комитеты (управления) по фармацевтической деятельности. Это такие регионы, как Новосибирская, Иркутская, Курская, Костромская, Нижегородская, Томская области, Краснодарский край, Красноярский край, Республика Татарстан и другие.
В ряде регионов работают отделы фармацевтической деятельности в составе органов управления здравоохранением, иногда представленные 2 - 3 специалистами с фармацевтическим образованием.
Время показало ошибочность недооценки роли государственной системы надзора за фармацевтической деятельностью.
Сложившееся положение, по мнению Минздрава России, объясняется в первую очередь нынешним фактическим состоянием фармацевтической службы как области здравоохранения, которой не придается значения, соответствующего ее значимости в деле охраны здоровья граждан России.
Все это свидетельствует о том, что фармацевтическая деятельность требует всесторонней правовой упорядоченности. По специфике деятельности фармацевтические организации являются организациями системы социальной сферы, и их деятельность должна находиться под контролем государства.
Восстановление государственной системы надзора за фармацевтической службой России позволит применить все наработки, сохранить преемственность сформировавшихся традиций аптечной службы, опыта работы на огромной территории всех страны и отдельных административных территорий, по размерам, превышающим отдельные государства, и различных экономических условий развития регионов, взаимоотношений между предприятиями производителей, оптовой и розничной торговли.
При этом органы управления фармацевтической деятельностью субъектов Российской Федерации должны выполнять следующие основные функции:
- организация обеспечения населения и учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, медицинской техникой;
- обеспечение руководства и контроль за деятельностью аптечных учреждений (организаций) и предприятий оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения субъекта Российской Федерации;
- контроль за выполнением аптечными учреждениями (организациями), предприятиями оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения нормативных и правовых актов по вопросам фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения;
- разработка инструктивных и методических указаний по вопросам организации фармацевтической деятельности, работы с кадрами, планирования, финансирования, бухгалтерского учета в аптечных учреждениях (организациях) субъекта Российской Федерации;
- организация информационной службы и издание методической и справочной литературы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением в аптечных учреждениях (организациях), предприятиях оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии; разработка мероприятий по улучшению условий труда фармацевтических работников;
- организация и проведение съездов, конференций и совещаний фармацевтических работников на уровне субъекта Российской Федерации.
При осуществлении поставленных перед органами управления фармацевтической деятельностью субъектов Российской Федерации задач следует обратить особое внимание на профессиональный кадровый состав этих органов.
В соответствии с вышеизложенным и во исполнение решения Коллегии Минздрава России от 13.11.01 "О мерах по предотвращению поступления в обращение фальсифицированных лекарственных средств" Минздрав России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сохранить или, в случае отсутствия, создать самостоятельные органы управления фармацевтической деятельностью с наделением их полномочиями по контролю за фармацевтической службой региона.
Заместитель Министра |
А.В.Катлинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минздрава РФ от 11 февраля 2002 г. N 2510/1358-02-32 "О сохранении самостоятельности органов управления фармацевтической службой субъектов Российской Федерации"
Текст письма опубликован в журнале "Новая аптека", 2002 г., N 6