Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что в отрасли проводится и постоянно совершенствуется работа по реализации задач, определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, в части развития сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения.
В период с 1994 по 2001 г. вопросы подготовки и использования специалистов сестринского дела обсуждались на 6 коллегиях Минздрава России, на 1-ом Всероссийском съезде средних медицинских работников и 1-ом Всероссийском съезде акушерок, заседаниях Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации и Совета Минздрава России по сестринскому делу. Утверждены Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации. Проведенная работа позволила повысить качество подготовки специалистов сестринского дела на всех этапах профессионального образования и наиболее эффективно использовать их в практическом здравоохранении.
Коллегия отмечает возрастающую роль сестринского персонала, как самой многочисленной категории работников здравоохранения, в деле обеспечения доступной и квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи населению Российской Федерации, усиления профилактической направленности.
Минздрав России обеспечивает организационно-методическое руководство 450 средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, в которых обучается свыше 230 тыс. студентов.
В целях регламентации образовательной деятельности и обеспечения качества подготовки медицинских кадров Минздравом России совместно с Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию разработаны и утверждены Минобразованием России Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения по всем 10 специальностям, закрепленным за отраслью "здравоохранение". Внедрение стандартов во всех средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях Российской Федерации предусмотрено с 1 сентября 2002 года.
Для реализации требований Государственного стандарта, творческими коллективами образовательных учреждений разработаны и утверждены Минздравом России учебные программы, обеспечивающие образовательный процесс 1-ого года обучения по новым ГОС. Утверждены рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса. В настоящее время активно продолжается разработка новых учебных программ на последующие курсы по всем специальностям подготовки. Организована работа по созданию авторских коллективов для подготовки и издания учебников, учебно-методической литературы, пособий.
За последнее десятилетие Минздравом России совместно с территориальными органами управления здравоохранением проведена большая работа по подготовке и использованию в практическом здравоохранении медицинских сестер с высшим медицинским образованием. Органы управления здравоохранением всех субъектов Российской Федерации считают крайне важной и необходимой эту практику.
На сегодняшний день в высших учебных заведениях системы Минздрава России функционирует 30 факультетов, где обучаются около 7 тыс. студентов, из них по заочной форме, более 4,5 тыс. Заочная форма подготовки медицинских сестер с высшим образованием, по инициативе Минздрава России, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 г., и активно внедряется в вузах России, что позволяет использовать эту форму обучения стажированным медицинским сестрам, акушеркам и фельдшерам.
Совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли, трудоустройство выпускников образовательных учреждений в зависимости от уровня полученного образования и закрепления их на рабочих местах, в настоящее время является одной из главных задач в реформировании отрасли.
Все образовательные учреждения системы Минздрава России сохранили систему трудоустройства выпускников. В средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях созданы отделы по содействию в трудоустройстве выпускников. В большинстве регионов органами управления здравоохранением, совместно с профсоюзами работников здравоохранения, разработаны и утверждены отраслевые программы содействия занятости медицинских и фармацевтических работников.
Важнейшим направлением программы развития сестринского дела является совершенствование всех форм последипломного образования.
Разработаны и утверждены стандарты последипломной подготовки по направлениям согласно утвержденной номенклатуры специальностей средних медицинских работников.
Продолжает развиваться и совершенствоваться высшее сестринское образование, которое позволит создать потенциал для научных исследований и модернизации сестринской помощи, обеспечит отрасль высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами.
За последнее время отмечена активная деятельность регионов по выполнению задач, направленных на реформирование сестринского дела.
В 60-ти территориях разработаны и утверждены региональные программы развития сестринского дела, созданы проблемные комиссии или Советы по сестринскому делу, проведены заседания коллегий. Для управления сестринской деятельностью в 73 органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации введены должности главных специалистов по сестринскому делу.
Для пересмотра действующих нормативов по сестринскому персоналу в 11 территориях проводится работа по изучению дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно-профилактических учреждений с учетом реформирования сестринской деятельности.
Работают Центры медицинской профилактики, развивается сеть медико-социальных отделений, домов сестринского ухода для лечения и реабилитации пожилых, инвалидов, в т.ч. на дому.
Расширяется экспериментальная работа по внедрению сестринского процесса в ЛПУ.
Разработаны программы взаимодействия образовательного и лечебно-профилактического учреждений.
Структурные преобразования здравоохранения предусматривают развитие первичной медико-санитарной помощи населению, во многих территориях проводится подготовка фельдшеров и медицинских сестер для общей врачебной практики.
Минздравом России разработан и представлен для обсуждения проект модели сестринского обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации.
С целью формирования системы управления деятельностью специалистов сестринского дела введена должность главного специалиста по сестринскому делу (приказ Минздрава России от 26.02.02 N 65).
В развитии сестринского дела существует и ряд нерешенных проблем: недостаточное нормативно-правовое обеспечение и несовершенство системы управления деятельностью сестринского персонала, малоэффективное использование сестринских кадров в практическом здравоохранении, выполнение ими несвойственных функций младшего медицинского персонала, неравномерность в обеспечении населения специалистами сестринского дела, дисбаланс в соотношении врач/медицинская сестра. Требуют решения вопросы, связанные с низким социальным и профессиональным статусом сестринского персонала. Практически отсутствуют научные исследования в области сестринского дела, а также научные разработки по нормированию труда медицинской сестры. Острейшей проблемой является трудоустройство выпускников факультетов высшего сестринского образования.
К сожалению, в настоящее время в практическом здравоохранении не сформирована среда для деятельности медицинской сестры новой формации. Руководители лечебно-профилактических учреждений, не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции. Прежде всего, это касается введения современной системы сестринского ухода в работу медицинской сестры по профилактике заболеваний, укреплению здоровья, реабилитации, помощи и уходу на дому, оказанию паллиативной помощи.
Следует отменить, что сегодня темпы развития и внедрения в практическое здравоохранение современных сестринских технологий недостаточны, что требует разработки особой модели деятельности специалистов сестринского дела с учетом реформирования отрасли, реструктуризации стационарной помощи, организации отделений сестринского ухода, расширения амбулаторно-поликлинической помощи и перераспределения существующих медицинских услуг.
В настоящее время, требуют безотлагательного решения следующие проблемы:
- разработка системы планирования и прогнозирования подготовки специалистов сестринского дела, их трудоустройства в соответствии с потребностью учреждений здравоохранения;
- совершенствование нормативно-правовой базы и системы управления деятельностью сестринского персонала;
- подготовка профессиональных стандартов/протоколов сестринской деятельности;
- внедрение Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и издание учебно-методической литературы, учебников, наглядных пособий;
- научное обеспечение проблем развития сестринского дела.
В целях дальнейшего совершенствования и развития сестринского дела в Российской Федерации в условиях реформирования здравоохранения Коллегия решает:
1. Считать стратегической целью развития сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения в Российской Федерации - повышение эффективности деятельности и усиление роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению.
2. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):
2.1. Обеспечить контроль за внедрением Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования нового поколения.
2.2. К 1 января 2003 года проанализировать деятельность служб содействия в трудоустройстве специалистов сестринского дела при образовательных учреждениях и подготовить методические рекомендации с целью повышения эффективности их работы.
2.3. К 1 августа 2002 года подготовить проект приказа по введению в Номенклатуру специальностей учреждений здравоохранения специальности "Управление сестринской деятельностью".
2.4. К 1 августа 2002 года создать авторские коллективы для подготовки и издания учебников и учебно-методической литературы по дисциплинам учебного плана.
3. К 1 ноября 2003 года Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Всероссийскому учебно-научно-методическому Центру по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Российской Федерации (Душенков П.А.) разработать и утвердить учебные программы для реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения.
4. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.):
4.1. К 1 февраля 2003 года представить к утверждению модель сестринского обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации.
4.2. К 1 декабря 2002 года разработать Положение о Всероссийском конкурсе на лучшую медицинскую сестру.
5. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.), Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):
5.1. К 1 декабря 2002 года представить предложения по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях.
5.2. К 1 декабря 2002 года доработать и представить на утверждение методические рекомендации по изучению дифференцированной нагрузки на сестринский персонал в лечебно-профилактических учреждения.
6. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А.), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.):
6.1. К 1 ноября 2002 года рассмотреть вопрос об уточнении наименования должностей, вводимых в учреждениях здравоохранения, применительно к специальности "Управление сестринской деятельностью" и разработать тарифно-квалификационные характеристики по ним с последующим представлением в Минтруд России.
6.2. К 1 октября 2003 года рассмотреть вопрос и представить предложения по пересмотру действующих нормативов по сестринскому персоналу.
7. До 1 января 2003 года Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.), Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.), ректорам высших медицинских учебных заведений, директорам научно-исследовательских медицинских учреждений разработать перспективный план проведения научных исследований по проблемам развития сестринского дела.
8. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
8.1. Обеспечить условия для реализации Государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования в подведомственных образовательных учреждениях.
8.2. Постоянно совершенствовать работу по формированию контингента и трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования.
8.3. До 1 января 2003 года принять меры по укомплектованию органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации главными специалистами по сестринскому делу.
8.4. К 1 января 2003 года разработать перспективный план подготовки специалистов сестринского дела с высшим и повышенным уровнем образования с целью укомплектования должностей главных и старших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений.
8.5. До 1 января 2004 года разработать план мероприятий по внедрению современных сестринских технологий в лечебно-профилактических учреждениях и осуществлять контроль за ходом его реализации.
Председатель коллегии, |
А.И. Вялков |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Минздрава РФ от 11 июня 2002 г. "Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения" (протокол N 11)
Текст решения официально опубликован не был