г. Москва |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А40-139691/13-115-679 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.,
судей Дудкиной О.В., Егоровой Т.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Ширяев Д.В. по дов. N 14 от 12.02.2014, Ризванова М.В. по дов. N 15 от 14.02.2014
от ответчика: Николаева А.Н. по дов. N 02-11/19893 от 02.04.2014, Харламова В.А. по дов. N 02-18/56568 от 28.10.2013
рассмотрев 12 мая 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "УК ДЭЗ Отрадное"
на решение от 24.12.2013,
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Шевелевой Л.А.,
на постановление от 04.03.2014,
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Н.О. Окуловой, Е.А. Солоповой, Р.Г. Нагаевым,
по заявлению ООО "УК ДЭЗ Отрадное" (ИНН: 7715785279),
к ИФНС России N 15 по г. Москве (ИНН: 7715045002)
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "ДЭЗ Отрадное" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) N 10879 от 28.05.2013 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 176-04-884 от 28.05.2013 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в применении налоговых вычетов по НДС в сумме 3 068 520 руб. 63 коп. и отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 303 290 руб. 63 коп., требования N 459300 об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 12.09.2013.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014, решение Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2013 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, постановление судов и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В жалобе общество ссылается на то, что инспекция необоснованно мотивировала отказ в возмещении НДС отсутствием подачи уведомления об отказе от освобождения от налогообложения НДС; вывод судов о том, что освобождение от налогообложения является льготой, ошибочен; подавать заявление об отказе от освобождения от налогообложения НДС у него не было оснований; общество, определяя свои налоговые обязательства, исчисляло НДС без учета права на освобождение.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции возражали против доводов кассационной жалобы, считая принятые по делу акты законными.
Законность и обоснованность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2012, по результатам которой составлен акт N 38208 от 13.03.2013 и вынесены решения N 10879 от 28.05.2013 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 176-04-884 от 28.05.2013 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", в соответствии с которыми обществу отказано в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2012 в размере 3 124 438 руб., возмещении налога на добавленную стоимость в размере 359 208 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 2 765 230 руб.
Основанием для отказа в применении налогового вычета и вынесения решений послужили выводы налогового органа о том, что обществом не ведется раздельный учет. В представленной обществом учетной политике, принципы раздельного учета не закреплены, согласно представленным регистрам бухгалтерского учета, в том числе счетов 19, 20, 26, 90.1, учет "входного" НДС не ведется.
Решением УФНС России по г. Москве от 24.07.2013 N 21-19/073884@ решения инспекции оставлены в силе, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
На основании решения об отказе в привлечении к ответственности, налоговым органом выставлено требование N 459300 об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 12.09.2013.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, судебные инстанции, руководствуясь ст.ст. 149, 170, 171, 172 НК РФ, пришли к выводу о том, что у общества не возникло право на налоговый вычет по НДС.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с ч. 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные вышеуказанной статьей налоговые вычеты.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В силу подпунктов 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются следующие операции: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Судами установлено, что обществом заявлено право на осуществление операций, не подлежащих налогообложению по коду 1010262 - реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, которые на основании п. 29 ч. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
В налоговой декларации обществом отражены операции по коду 1010263 "Реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей непосредственно выполняющих (оказывающих данные работы (услуги)", как реализация, осуществляемая по ставке 18%, которые на основании п. 30 ч. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Судами установлено, что заявителем в нарушение требований п.5 ст. 149 НК РФ в установленный срок не представлено в адрес инспекции заявление об отказе от освобождения от налогообложения операций, предусмотренных ч. 3 ст. 149 НК РФ.
Кроме того, установлено, что обществом в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2012 заявлено право на вычет НДС в размере 3 124 438 руб., в том числе по приобретенным коммунальным услугам и работам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций (поставщиков). При этом данные услуги оказывались организациями коммунального комплекса, поставщиками электроэнергии, а также организациями непосредственно выполняющими (оказывающими) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, инспекцией в ходе проверки установлено, что в представленной заявителем учетной политике, принципы раздельного учета не закреплены, согласно представленным регистрам бухгалтерского учета, в том числе, счетов 19, 20, 26, 90.1, учет "входного" НДС не ведется. Соответствующие субсчета к счету 19 не открыты; в рабочем плане счетов бухгалтерского учета не указаны соответствующие дополнительные счета; не представлены к проверке соответствующие ведомости бухгалтерского учета.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Ссылки в жалобе на учетную политику, как на заявление об отказе в применении освобождения от налогообложения НДС, обоснованно отклонены судами.
Судами, с учетом имеющихся в деле доказательств установлено, что учетная политика на 2012 представлена обществом в ответ на требования налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки за IV квартал 2012 (также 1 квартал 2012, 2 квартал 2012, 3 квартал 2012) правомерности применения налоговых вычетов по НДС и заявленного возмещения НДС из бюджета в соответствии статьей ст. 88 НК РФ.
При этом судами правильно указано, что учетная политика является внутренним документом организации, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и устанавливающим порядок ведения налогового учета, и не может рассматриваться в качестве заявления по отдельному неопределенному своему пункту, или же всем пунктам одновременно.
Довод жалобы о том, что общество не выполняет в полном объеме условий предоставления льготы по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, и, следовательно, не может применить или отказаться от данной льготы, был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку.
Суды правомерно исходили из того, что выставление счетов-фактур с НДС не свидетельствует о том, что налогоплательщик отказался от освобождения таких операций от налогообложения, так как пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрен способ отказа от льготы (путем подачи заявления).
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом и не отказался от освобождения операций от налогообложения НДС, суды пришли к правильному выводу о том, что у общества не возникло право на налоговый вычет.
Таким образом, все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судов.
Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2014 года по делу N А40-139691/13-115-679 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.К.Антонова |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.