Решение Коллегии Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 марта 1996 г. (протокол N 4)
"О ходе выполнения работ по созданию социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации"
Работы по созданию и ведению социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации организуются и выполняются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.94 N 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" и изданными для его реализации приказами Госкомсанэпиднадзора России, определившими основные этапы и направления работ, а также порядок их финансирования.
Организован Федеральный Центр по социально-гигиеническому мониторингу, задачей которого определена координация и организация работ по этому направлению деятельности на федеральном уровне.
Подготовлены проекты "Концепции социально-гигиенического мониторинга" и "Основы организации социально-гигиенического мониторинга на 1996 - 2007 годы" (научные коллективы), в которых уточнены цели и задачи предстоящей работы, определена их этапность и порядок реализации.
Научное обеспечение отработки и ведения системы социально-гигиенического мониторинга осуществляется в направлении совершенствования методик оценки влияния неблагоприятных факторов среды обитания, методов картографирования и паспортизации.
Разработан проект методических рекомендаций по комплексному определению антропогенной нагрузки на водные объекты, почву и атмосферный воздух в регионах селитебного освоения, предусматривающий оценку вклада отдельных факторов на риск развития изменений в состоянии здоровья населения (МНИИГ им.Эрисмана, НИИЭЧ и ОС РАМН, ММА им.Сеченова).
Подготовлены предложения по методам расчета контрольных показателей заболеваемости жителей городов и населенных мест в условиях техногенного загрязнения (Свердловский МНЦ профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий, ЦГСЭН в Свердловской области) и методологические основы атласа гигиенических карт окружающей среды и здоровья населения (Новосибирский НИИГ).
Осуществлялась подготовка и переподготовка кадров по проблеме социально-гигиенического мониторинга на 6 циклах усовершенствования специалистов госсанэпидслужбы.
В рамках федеральных целевых программ, по которым Госкомсанэпиднадзор России является государственным заказчиком, подготовлены информационные, организационные и распорядительные документы и материалы по созданию и ведению системы социально-гигиенического мониторинга на федеральном и региональном уровне (Центры госсанэпиднадзора в Свердловской, Владимирской, Ленинградской и Пермской областях, г.Череповце), проводятся работы по методологическим основам лабораторного мониторинга содержания ксенобиотиков в окружающей среде и биосредах человека (Научно-производственный центр экологической безопасности населения Госкомсанэпиднадзора, г.Пермь).
Вместе с тем в работах по созданию и ведению социально-гигиенического мониторинга имеются трудности и нерешенные вопросы.
Не решены кадровые, финансовые, материально-технические и научные вопросы обеспечения этих работ, недостаточна координация всего комплекса работ по этому направлению как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, не скоординированы работы по созданию системы социально-гигиенического мониторинга с работами по информатизации санэпидслужбы, недостаточно взаимодействие между Федеральным Центром социально-гигиенического мониторинга Госкомсанэпиднадзора России и центрами, выполняющими работы в рамках компоненты "Экологическая эпидемиология" международного проекта "Управление окружающей природной среды".
Не соблюдается обязательный принцип создания эффективно действующих систем такого рода, а именно приоритетного решения задач по организации системного измерения, регистрации и наблюдения заданных параметров объектов и факторов с учетом выполняемых в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Остается недостаточным объем и репрезентативность контролируемых и анализируемых данных.
Отсутствуют научно-обоснованные критерии и показатели, по которым следует оценивать уровни обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городах и районах. Методология осуществляемого государственного санитарно-эпидемиологического надзора не увязана с целями и задачами мониторинга, и прежде всего в отношении полноты обследования и исследования факторов и объектов. Остается слабой материально-техническая база центров госсанэпиднадзора, недостаточная их оснащенность приборами контроля и аналитической техникой с учетом действующих на территории вредностей и загрязнителей.
Не выполнен приказ Госкомсанэпиднадзора России от 24.11.94 N 145, в части приоритетного финансирования и кадрового обеспечения работ по социально-гигиеническому мониторингу.
Эти недостатки сдерживают подготовку организационных и нормативных документов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации по всему комплексу решаемых задач.
Научные исследования по этому направлению необходимо максимально оптимизировать в отношении внедрения первоочередных практических мероприятий по социально-гигиеническому мониторингу и, прежде всего, в отношении разработки критериев и показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, методологии государственного санитарно-эпиде-миологического надзора, программно-аппаратного комплекса, а также методик, показателей и критериев, позволяющих устанавливать и оценивать вредное воздействие неблагоприятных факторов среды обитания на состояние здоровья населения.
Рассмотрев материалы о проделанной работе по внедрению системы социально-гигиенического мониторинга Коллегия решила:
1. Согласиться в целом с основными направлениями проводимых организационных, научных, информационных работ и материально-технических мероприятий по внедрению социально-гигиенического мониторинга в деятельность Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
3. Одобрить в основном разработанные ведущими ученными и практиками Госсанэпидслужбы России представленные проекты "Концепции социально-гигиенического мониторинга" и "Основных направлений развития социально-гигиенического мониторинга на 1996 - 2007 г.г.", организационно-распорядительные документы и информационные обзоры по ведению социально-гигиенического мониторинга.
4. Управлению госсанэпиднадзора и экспертизы (В.И.Чибураеву), Федеральному центру по социально-гигиеническому мониторингу (М.С.Домнину):
- доработать в месячный срок совместно с заинтересованными учреждениями госсанэпидслужбы представленные проекты документов, информационный обзор и проект технического задания на ведение регионального уровня социально-гигиенического мониторинга с учетом результатов состоявшегося обсуждения на Коллегии и представить на утверждение;
- в установленном порядке подготовить проекты договоров (госконтрактов) для обработки действующей модели социально-гигиенического мониторинга соответствующего уровня с РИАЦ (Федеральный уровень), центрами госсанэпиднадзора в Ленинградской, Вологодской, Свердловской, Пермской, Московской, Тульской областях, г.Москве, г.Зеленограде и Новомосковске (уровень субъекта Российской Федерации, района, города). По итогам завершения работ организовать их государственную приемку и подготовить необходимые материалы для последующего тиражирования моделей мониторинга с учетом установленной этапности их внедрения в центрах госсанэпиднадзора;
- разработать до 15.05.96 совместно с заинтересованными управлениями план организации работ по социально-гигиеническому мониторингу на 1996 г. и представить его на утверждение;
- провести в 1996 г. совместно с центрами госсанэпиднадзора России и научными учреждениями курсовые семинары-совещания по вопросам внедрения системы социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации.
5. Управлению координации научных исследований (Лагунову С.И.), Управлению госсанэпиднадзора и экспертизы (Чибураеву В.И.), Ученому медицинскому совету (Потапову А.И.) совместно с другими заинтересованными управлениями Госкомсанэпиднадзора России, органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России, считать первоочередными задачами в научном обеспечении социально-гигиенического мониторинга разработку:
- показателей и критериев, характеризующих уровни санитарно-эпидемиологического благополучия населения как основы ведения социально-гигиенического мониторинга на уровне района, города, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом;
- методик комплексной оценки факторов среды обитания человека и прежде всего воздушной среды (включая среду закрытых помещений, дошкольных учреждений, школ, лечебно-профилактических учреждений и т.д.), воды, почвы, продовольств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 марта 1996 г. (протокол N 4) "О ходе выполнения работ по созданию социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации"
Текст решения официально опубликован не был