Основы организации социально-гигиенического мониторинга на 1996 - 2007 г.г.
(одобрено решением коллегии Госкомсанэпиднадзора России 28.03.96 протокол N 4)
1. Введение
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является общегосударственной задачей, находящейся в соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации остается напряженной, возрастает воздействие вредных факторов окружающей среды на здоровье человека, снижается общая резистентность и возрастает восприимчивость человека к патогенным и условно-патогенным возбудителям, антропогенным загрязнителям с острым и отсроченным действием.
В целях системной оценки и прогнозирования изменений, имеющих место в санитарно-эпидемиологической обстановке, выработке обоснованных управленческих решений в этой области, необходимо дальнейшее совершенствование системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на основе использования современных инструментальных и лабораторных методов исследования и обследования объектов и факторов, аппаратно-программных средств и технологий, что в принципе и определено осуществить в рамках системы социально-гигиенического мониторинга, создание которого предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 6.10.96 N 1146 "Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге".
В целях решения данной проблемы представляется концептуально важным установить приоритетность и первоочередность организационных, научных, надзорных, информационно-аналитических, инженерно-технических и иных мероприятий проведение которых позволило бы в показателях и критериях оценить санитарно-эпидемиологическое состояние Российской Федерации в целом, субъекта Российской Федерации, района и города, прогнозировать связанные с этой обстановкой риски и уровни заболеваемости населения массовыми инфекционными и неинфекционными заболеваниями, оценить экономический ущерб, нанесенный санитарно-эпидемиологическому благополучию и здоровью человека, выработать предложения в государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке, разработать и осуществить меры по предупреждению, устранению или уменьшению вредного влияния факторов хозяйственной, производственной и иной деятельности на человека, его здоровье и среду обитания.
2. Основные понятия и определения
Социально-гигиенический мониторинг - это многоцелевая система измерения и регистрации предварительно заданных параметров, описывающих объекты и факторы наблюдения, характеризующие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения для последующего суждения на основе современных информационных технологий о возможных состояниях этих объектов, оценке и прогнозировании, устранение или уменьшение их вредного влияния на здоровье человека и среду его обитания.
Окружающая среда (среда обитания) - совокупность социальных, экономических, хозяйственных, производственных санитарно-эпидемиологических, биологических, природных, бытовых и иных факторов, с которыми человек (индивидуум, популяция) прямо или опосредовано контактирует в процессе своей жизнедеятельности и которые могут оказывать вредное или благоприятное воздействие на его здоровье.
Риск - относительная (потенциальная) опасность возникновения неблагоприятных изменений в здоровье населения в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки (ситуации).
Субъекты социально-гигиенического мониторинга - центры госсанэпиднадзора и другие учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организации и учреждения заинтересованных министерств и ведомств, уполномоченные на ведение этой деятельности.
Объекты социально-гигиенического мониторинга - это отдельные объекты и факторы окружающей среды, характеризующие и оказывающие благоприятное или неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическое состояние территории (района, города).
3. Состояние проблемы
В настоящее время в Российской Федерации имеется опыт coздания и эксплуатации систем наблюдения и контроля, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, решающего задачи в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В 87 городах действует автоматизированная система "АГИС-Здоровье", позволяющая в ограниченных масштабах города следить за динамикой состояния здоровья населения и уровнем загрязнения окружающей среды.
Более 10 лет на территории Российской Федерации работает унифицированная система санитарно-гигиенического надзора за остаточными количествами пестицидов в пищевых продуктах и продовольственном сырье и автоматизированная система учета и анализа профессиональных заболеваний и отравлений.
На ряде территорий субъектов Российской Федерации (Владимирская, Вологодская, Кемеровская, Ленинградская, Пермская, Ростовская и Свердловская области) созданы и функционируют информационно-аналитические системы, позволяющие оценивать состояние окружающей среды, среды закрытых помещений и здоровья населения во взаимосвязи с факторами химической, физической и биологической природы.
Вместе с тем в результате использования систем мониторинга имеются определенные сложности и недостатки, связанные прежде всего с:
- несоблюдением главного принципа создания эффективно действующих систем мониторинга, а именно приоритетного решения задач организации системного измерения, исследования (лабораторные и скрининговые исследования), а также регистрации заданных параметров объектов и факторов, характеризующих состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения (окружающая среда - здоровье);
- недостаточным объемом и репрезентативностью данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку (ситуацию) в районах и городах;
- слабой материально-технической базой центров госсанэпиднадзора, недостаточной их оснащенностью прецизионной техникой и малой эффективностью ее использования в интересах оценки санитарно-эпидемиологического состояния территории;
- межведомственной некоординированностью и последующей несопоставимостью проводимых измерений и исследований в рамках различных систем мониторинга за объектами и факторами наблюдения и параметрами, характеризующими их;
- несовершенством официальной государственной и ведомственной статистики в области состояния окружающей среды и здоровья человека;
- ориентированием систем мониторирования преимущественно на ретроспективный анализ санитарно-эпидемиологической обстановки, а не на прогнозирование и профилактику (в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи) возможных и ожидаемых негативных последствий и осложнений в области окружающей среды и здоровья населения;
- несовершенством нормативной и методологической базы, прежде всего, в разработке и создании интегрированных критериев и показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории;
- недостаточной стандартизацией и унификацией сбора и формирования данных, подлежащих обобщению и анализу на основе современных информационных технологий и программно-аппаратных комплексов;
- отсутствием системы организации скрининговых профилактических медицинских обследований населения, позволяющих выявить целевое состояние здоровья человека, зависимое от состояния окружающей среды, раньше чем это произошло бы по клиническим данным;
- свертыванием (уменьшением) эпидемиологических обследований и исследований в установлении причинно-следственных связей возникновения неинфекционных заболеваний.
В связи с вышеуказанным при решении задач организации ведения социально-гигиенического мониторинга основными приоритетными и этапными направлениями для обеспечения его деятельности должны стать:
- создание организационных, методических и нормативных основ функционирования и эксплуатации системы социально-гигиенического мониторинга на различных уровнях его организации, с учетом возложенных задач и требований;
- совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора как основы формирования показателей и критериев состояния объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние района, города, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом в системе социально-гигиенического мониторинга;
- лабораторный контроль и измерения факторов окружающей среды с использованием прецизионной аналитической техники и высокоточных технологических средств и приборов;
- программно-аппаратное обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационных технологий и комплексов;
- научное обеспечение ведения социально-гигиенического мониторинга;
- организация скрининговых профилактических медицинских обследований населения с целью выявления ожидаемой патологии у лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окружающей среды;
- материально-техническое, приборное и методическое оснащение для целей социально-гигиенического мониторинга;
- межсекторальное взаимодействие.
4. Создание организационных, методических и нормативных основ функционирования социально-гигиенического мониторинга на различных уровнях его организации
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации социально-гигиенический мониторинг организуется и ведется Госкомсанэпиднадзором России и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со следующими организационными уровнями ее построения:
- федеральный уровень - обеспечивается Федеральным центром по социально-гигиеническому мониторингу, организованному на базе Российского информационно-аналитического Центра Госкомсанэпиднадзора России (организационно-методическое руководство и координация работ);
- на уровне субъектов Российской Федерации - осуществляется решение задач по ведению социально-гигиенического мониторинга соответствующими центрами госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и автономных округах (организационно-методический уровень, высокоточные скрининговые исследования и измерения, аппаратно-программные средства);
- деятельность по ведению социально-гигиенического мониторинга на уровне местных органов исполнительной власти - осуществляют центры госсанэпиднадзора в районах и городах (отбор, транспортирование, исследование проб, первичная обработка данных).
Основными функциональными единицами (субъектами) мониторинга, формирующими, измеряющими и регистрирующими критерии и показатели объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, являются центры госсанэпиднадзора в районах и городах.
Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и Федеральный центр по социально-гигиеническому мониторингу в этой системе обеспечивают информационные и методологические основы работы, координируют действия районного и городского звена, создают базы данных и аппаратно-программные средства для их обработки, обеспечивают взаимодействие и передачу информации на своем уровне, а также работу с международными банками данных.
Организационно-распорядительными документами, регламентирующими работы по созданию и ведению социально-гигиенического мониторинга являются:
- нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, администрации районов и городов, органов местного самоуправления, определяющие порядок функционирования на данной территории социально-гигиенического мониторинга, этапность работ, финансовое и материально-техническое их обеспечение, а также утверждающие положения о задачах и функциях в этой области на соответствующем территориальном уровне;
- федеральные и региональные целевые программы, формирующие государственный заказ, обеспеченный финансовыми и материальными ресурсами на выполнение этих работ, их научное, материально-техническое, нормативное и информационно-аналитическое сопровождение;
- планы работ, определяющие конкретный перечень мероприятий по обследованию и исследованию объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории, их инвентаризация и санитарно-эпидемиологическая паспортизация, формирование и ведение соответствующих информационных баз данных и средства для их обработки и передачи;
- инструкции, методические рекомендации и указания, санитарные нормы и правила, временные санитарные нормы и правила, иные нормативные документы, определяющие порядок обследования и исследования факторов и объектов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории;
- договоры и соглашения с другими заинтересованными учреждениями и организациями по проведению измерений и обмену необходимой информацией для решения задач в рамках социально-гигиенического мониторинга;
- договоры на проведение научно-исследовательских работ с целью отработки элементов мониторинга на данной конкретной территории, объекте различного назначения, а также исследования, направленные на установление причинно-следственных связей между факторами окружающей среды и здоровьем населения.
5. Совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора как основы формирования показателей и критериев объектов и факторов, характеризующих санитарно- эпидемиологическое состояние территории
Параметры объектов и факторов, характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию, формируются в ходе осуществления:
- государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе в первую очередь при:
1) выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения, купания, занятий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях, установлении зон санитарной охраны источников водопользования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;
2) осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
3) сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утилизации производственных и бытовых отходов;
4) эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;
5) выполнении работ с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
6) размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство; проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию; разработке и анализе состояния Генпланов и проектов застройки городов и других населенных пунктов;
7) разработке, постановке на производство, промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубежом.
8) проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государственной регистрации дезинфекционных средств;
9) осуществлении мероприятий по санитарной охране территорий и лечебных местностей;
10) проведении гигиенической и эпидемиологической сертификации продукции, анализе размещения производств, предприятий, жилых зданий;
- осуществлении лабораторного контроля и проведении инструментальных измерений, в том числе за:
1) атмосферным воздухом, воздухом рабочей зоны, производственных, учебных и других помещений с массовой пребыванием людей;
2) водой водоисточников, систем централизованного и децентрализованного водоснабжения и рекреационного назначения;
3) почвой селитебных территорий и сельскохозяйственных угодий;
4) пищевыми продуктами и продовольственным сырьем, в том числе ввозимых из-за рубежа;
5) сточными водами промышленного и бытового назначения;
6) метеорологическими факторами (влажность, температура, скорость движения воздуха) и физическими факторами среды закрытых помещений;
- осуществлении научных исследований, в том числе при:
1) эпидемиологическом контроле и надзоре за инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
2) проведении исследований объектов и факторов окружающей среды на наличие сложных соединений и веществ биологической, химической и радиационной природы, для оценки их комплексного и изолированного воздействия;
3) арбитражные исследования и измерения, для оценки их соответствия реальным параметрам.
Лабораторные исследования и измерения проводящиеся с целью установить:
- уровни: шума, локальной и общей вибрации, частиц аэрозолей, освещенности, механических примесей, ионизирующего и неионизирующего излучений;
- наличие и концентрацию: токсичных химических веществ, тяжелых металлов, биологических веществ и агентов, токсинов;
- определить: общую токсичность (в том числе генотоксичность), канцерогенность и мутагенность исследуемого образца объекта или фактора.
На первом этапе работы по санитарно-эпидемиологической оценке объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории проводится:
- инвентаризация и санитарно-эпидемиологическая паспортизация объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
- оценка в показателях и критериях санитарно-эпидемиологического благополучия населения района и города;
- установление точек отбора проб и мест измерений объектов и факторов, которые наиболее адекватно позволят охарактеризовать их распространение на территории и возможное влияние на человека; определяется периодичность и кратность отбора, порядок наблюдения и исследования;
- определяется начальная структура баз данных, подлежащих ведению на районном, городском и федеральном уровне субъекта Российской Федерации;
- создается комплекс аппаратно-программных средств, предназначенный для обработки данных с целью;
- возможное выявление причинно-следственных связей влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
- расчет риска ожидаемой частоты и уровней заболеваемости населения.
6. Программно-аппаратное обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе совершенных информационных технологий
В целях интеллектуальной обработки данных по объектам и факторам, характеризующим санитарно-эпидемиологическое благополучие, создается комплекс аппаратно-программных средств, базирующихся на современных информационных технологиях и функционирующих в рамках единой информационной среды.
При этом предусматривается:
- вертикальный, снизу вверх, в соответствии с организацией системы мониторинга, обмен информацией;
- информационное взаимодействие всех уровней системы организации и ведения мониторинга;
- организация ввода, первичной отработки и хранения информационных данных;
- ведение специализированных баз данных классифицированных по объектам и факторам, характеризующим санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
- создание программных материалов и нормативно-справочных баз данных;
- экономическая эффективность мероприятий, проводимых в рамках социально-гигиенического мониторинга;
- ранжирование районов, городов, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом по степени и уровню обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- установление риска возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний в зависимости от состояния окружающей среды;
- установление причин, факторов и условий возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием вредных факторов среды обитания человека;
- оценка экономического ущерба санитарно-эпидемиологическому благополучию и здоровью населения в результате воздействия факторов окружающей среды;
- международное сотрудничество и установленные информационные каналы связи с европейскими и американскими Центрами, работающими в области Среда-Здоровье.
7. Научное обеспечения социально-гигиенического мониторинга
Система социально-гигиенического мониторинга на всех этапах его организации требует выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
На первом этапе разрабатываются приоритетные показатели и критерии санитарно-эпидемиологического состояния территории, устанавливается перечень объектов и факторов, подлежащих надзору и контролю, в том числе с применением лабораторных методов исследования. Методологически разрабатывается состояние проблемы в области окружающей среды и здоровья человека.
На последующих этапах в зависимости от целевых задач и направления исследований будут предусматриваться разработки:
- интенсивных показателей оценки среды обитания человека и связанных с этим критериев состояния заболеваемости населения с острым и отсроченным эффектом;
- национальных безопасных уровней содержания вредных веществ в различных объектах и средах, санитарно-эпидемиологические нормативы;
- вероятностно-обусловленные нормативы и показатели, риски и прогнозы, расчетные модели рассеивания, переноса и поступления вредных веществ при изолированном и сочетанном воздействии комплексной средовой нагрузки;
- оценочные нормативы, методики исследований, расчеты ущербов, минимально приемлемого эпидемиологического и гигиенического рисков для здоровья;
- по формированию федеральных и региональных целевых программ;
- по ранжированию степени санитарно-эпидемиологического благополучия и первоочередности принимаемых управленческих решений.
8. Организация клиника-эпидемиологических исследований с применением скрининговых профилактических медицинских обследований населения с целью выявления лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окружающей среды
Выводы и результаты анализа получения в ходе осуществления социально-гигиенического мониторинга и прежде всего в отношении установления перечня контингентов населения, подвергшихся вредному воздействию факторов окружающей среды и ожидаемому вследствие этого у них нарушению здоровья, требуют подтверждения путем проведения скрининговых медицинских профилактических обследований и исследований, которые позволяли бы подтвердить высокий риск развития того или иного заболевания раньше, чем оно проявилось бы в манифестной форме.
Принципиально важно, чтобы скрининговые профилактические медицинские тесты выполнялись с учетом факторов риска.
Поэтому необходимо подготовить перечень наиболее важных заболеваний, развитие которых находится в зависимости от санитарно-эпидемиологического состояния территории, и перечень тестов, которые можно было бы использовать при действии тех или иных вредных факторов окружающей среды и среды обитания человека.
В этом аспекте представляют интерес также скрининговые исследования биосред человека на наличие различных вредных веществ, в том числе токсичных химических соединений и тяжелых металлов.
Представляется важным установить связь наличия того или иного вредного вещества в биосреде организма с той или иной нозологической формой заболевания.
Эффективность скринингового профилактического медицинского обследования измеряется его чувствительностью и специфичностью, возможностью предсказать положительное или отрицательное значения в связи с воздействием вредных объектов и факторов, характеризующих санитарно-эиидемиологическое благополучие населения.
Роль специалистов госсанэпидслужбы на основании оценки санитарно-эпидемиологического состояния территории, определить группы лиц, подвергшихся воздействию, и прогнозировать ожидаемую среди них патологию здоровья.
9. Материально-техническое, приборное и методическое оснащение для целей ведения социально-гигиенического мониторинга
Материально-техническое, приборное и методическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга, определяется возложенными задачами и функциями и прежде всего в части:
- измерения и регистрации объектов и факторов, характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние территории;
- накопления информации, ее обработки, анализа и передачи.
В связи с вышеизложенным, а также действием конкретного вредного фактора и объекта, необходимо предусматривать:
- средства пробоотбора и транспортирования проб;
- приборы и средства прямого измерения и анализа (приборы радиационного контроля, измерения физических факторов и др.);
- аналитические приборы и средства для качественного и количественного определения токсичных химических веществ, биологических веществ возбудителей, токсинов, тяжелых металлов и других загрязнителей;
- приборы и средства для определения общей токсичности, мутагенности и канцерогенности пробы.
Кроме того формируется единая инструктивная и методическая база, позволяющая стандартизовано и с высокой степенью достоверности проводить измерения и исследования и соответствующим образом их интерпретировать.
С учетом вышеуказанного формируется типовой табель оснащения учреждениями госсанэпидслужбы, участвующими в ведении социально-гигиенического мониторинга на различных уровнях его организации, а именно:
- центры госсанэпиднадзора в сельском районе;
- центры госсанэпиднадзора в городе;
- центры госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации;
- федеральный центр госсанэпиднадзора по социально-гигиеническому мониторингу.
10. Этапы, порядок и организация ведения социально-гигиенического мониторинга
Работы по организации ведения социально-гигиенического мониторинга осуществляется поэтапно с учетом следующих уровней функционирования учреждений, его обеспечивающих:
- центры госсанэпиднадзора в сельских районах;
- центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации;
- федеральный центр по социально-гигиеническому мониторингу.
На начальном этапе отрабатываются типовые решения для каждого уровня организации социально-гигиенического мониторинга.
Типовой вариант для каждого уровня системы мониторинга разрабатывается и отрабатывается наиболее подготовленными в этой сфере центрами госсанэпиднадзора совместно с научно-исследовательскими учреждениями во Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Пермской, Свердловской областях и г.Москве.
Введение в действие системы социально-гигиенического мониторинга будет проводиться следующим образом:
- в центах госсанэпиднадзора в городах, эксплуатирующих "АГИС-Здоровье" (1996 - 1999 г.г.);
- в центрах госсанэпиднадзора в районах и городах (1997 - 2007 г.г.);
- в центрах госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации (1996 - 2005 г.г.), первоначально во Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Московской, Пермской и Свердловской областях и г.Москве.
Социально-гигиенический мониторинг на территории будет внедряться блочно (район - город - субъект федерации) по мере их готовности к работе.
Предполагается, что внедрение системы социально-гигиенического мониторинга будет оформлено Государственным заказом в рамках Федеральной целевой программы "Развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации", с увязкой вопросов финансирования, материально-технического и кадрового решения вопросов.
11. Приоритетные аспекты социально-гигиенического мониторинга в управлении обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Социально-гигиенический мониторинг призван способствовать решению ряда аспектов социально-экономического управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения.
К ним прежде всего относятся:
- меры, обеспечивающие уменьшение или устранение факторов риска окружающей среды для здоровья населения;
- повышение направленности и эффективности профилактических мероприятий, прежде всего с целью выявления предболезненных состояний, характеризующих возможность развития тех или иных форм заболеваний;
- реализацию финансовой политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, позволяющей целенаправленно воздействовать и получать быстрые эффекты, выражающиеся в улучшении санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения;
- использование дифференцированной налоговой политики и систем возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью населения в результате санитарных правонарушений;
- координация усилий и ресурсов на решение наиболее важных направлений деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Заключение
Формирование системы социально-гигиенического мониторинга - исключительно сложная и важная задача, позволяющая интенсифицировать и повышать эффективность деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в решении задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Структура социально-гигиенического мониторинга дифференцируется по иерархическим уровням организационного построения Госсанэпидслужбы России и сориентирована на развитие и совершенствование основной функции, а именно государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-эпидемиологического нормирования, информационного, лабораторного и приборного обеспечения.
Внедрение социально-гигиенического мониторинга в систему органов и учреждений Госсанэпидслужбы России в силу недостаточного объема финансирования этих работ и слабой материально-технической базы, возможно осуществлять лишь поэтапно при отработке и создании действующих моделей данного мониторинга в наиболее подготовленных для решении этих задач субъектах Российской Федерации, городах и районах.
Так как система социально-гигиенического мониторинга ориентирована прежде всего на решение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в районах и городах, то необходимо привлечение для этих целей финансовых и материально-технических ресурсов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основы организации социально-гигиенического мониторинга на 1996 - 2007 г.г. (одобрено решением коллегии Госкомсанэпиднадзора РФ 28 марта 1996 г. протокол N 4)
Текст основ организации официально опубликован не был