Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения.
Согласованные действия Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и медицинской общественности позволили пересмотреть и определить в последние годы программу действий, направленную на стабильное перспективное развитие кадрового обеспечения здравоохранения.
С 1993 года контрольные цифры приема абитуриентов в высшие медицинские и фармацевтические образовательные учреждения утверждаются по согласованию с территориальными органами управления здравоохранением.
Кроме того, раздел подготовки специалистов в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования включен в Соглашение между Минздравом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В 2000 году введена контрактная форма подготовки врачей и провизоров, предусматривающая заключение трехсторонних договоров между обучающимся, образовательным учреждением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий.
Вместе с тем, за последние 3 года увеличилось количество территорий, в которых имеется убыль врачебного и среднего медицинского персонала. Так, если в 1999 г. убыль врачей отмечалась в 30 территориях, то в 2001 г. - уже в 70, среднего медперсонала соответственно - в 49 и 71.
Среди основных причин объясняющих этот показатель следует назвать дефицит финансирования здравоохранения, низкий уровень оплаты труда его работников, а также определенные трудности, связанные с решением вопросов социальной защищенности медицинских кадров, что отрицательно сказывается на закреплении квалифицированных специалистов и способствует их оттоку в другие территории и отрасли.
На обеспечение региональной и отраслевой потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием, готовность вузов осуществлять в необходимых объемах их целевую контрактную подготовку направлено постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2002 г. N 749 "О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием".
При проведении конкурса будет учитываться региональная и отраслевая потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием, а также наличие в высшем учебном заведении целевой контрактной подготовки специалистов.
Кадровое обеспечение здравоохранения в условиях выполнения государственного задания на подготовку специалистов в значительной мере зависит от понимания данной проблемы главами местной администрации.
Вопросы кадрового обеспечения здравоохранения в условиях выполнения государственного задания на подготовку специалистов неразрывно связаны с качеством подготовки врачей и провизоров на всех этапах непрерывного образования, в том числе и прохождение студентами производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях, с которыми заключены договора.
Из общего числа студентов, обучающихся по целевому договору, 50 - 60% проходят производственную практику в указанных лечебно-профилактических учреждениях.
Медицинскими и фармацевтическими образовательными учреждениями накоплен значительный опыт в работе по трудоустройству молодых специалистов.
В соответствии с Межведомственной программой содействия трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования и решением коллегии Минздрава России "Об обеспечении занятости выпускников образовательных медицинских и фармацевтических учреждений" в медицинских вузах созданы Центры содействия трудоустройства выпускников по медицинским специальностям.
За последние годы процент трудоустройства выпускников медицинских и фармацевтических вузов составляет по различным образовательным учреждениям от 60 до 100% (Волгоградская, Читинская медицинские академии - 60%, Астраханская медицинская академия, Северный медицинский университет - 70%, Московский медико-стоматологический университет, Кемеровская медицинская академия - 90%, Тюменская и Московская медицинские академии - 100%).
Анализ материалов с мест показывает, что одним из важных аспектов закрепления на рабочих местах молодых специалистов, завершивших обучение в медицинских вузах по целевому приему, является предоставление им определенных действующим законодательством социальных гарантий.
В большинстве субъектов Российской Федерации этот вопрос решается с учетом финансовых возможностей и включается в обязательства сторон при заключении трехсторонних договоров.
В соответствии с решениями администраций субъектов Российской Федерации проводится работа по улучшению труда и быта прибывающих специалистов (Республика Коми), предусмотрена доплата к стипендиям студентам (Липецкая, Самарская, Пермская, Читинская области, Республика Саха (Якутия), построены и оснащены современным оборудованием больницы и жилые дома для медицинских работников (Новосибирская область), увеличивается заработная плата врачам из средств местного бюджета (Курганская область).
Анализ оперативной информации показал, что, начиная с 1999 года, договора на подготовку специалистов в интернатуре заключаются в 65 - 70% территориях. При этом Республики Марий-Эл и Адыгея предусматривают в договорах обязательную работу врачей в течение трех лет после окончания интернатуры по месту направления, в Курской области проводится подготовка врачей-интернов по гарантийным письмам руководителей лечебно-профилактических учреждений.
За последние годы объем подготовки врачей в ординатуре стабилизировался и в 2002 году план приема составил 4678 человек в образовательные и научно-исследовательские учреждения Минздрава России, в том числе по заявкам органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации 1600 чел.
Трудоустройство специалистов здравоохранения, завершивших обучение в клинической ординатуре, осуществляется в основном на основании договоров между направляющей на обучение организацией, учреждением и специалистом. По данным статистической отчетности 60 - 70% ординаторов трудоустраиваются по договорам, 20% продолжают обучение в аспирантуре, остальные предпочитают самостоятельное трудоустройство.
По мнению образовательных медицинских учреждений и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, при существующей нормативной правовой базе договорная подготовка специалистов на всех этапах непрерывного медицинского и фармацевтического образования является наиболее приемлемой системой обеспечения занятости медицинских кадров и требует дальнейшего совершенствования и развития.
В этой связи представляется целесообразным перед направлением врачей на обучение в целевую ординатуру заключать с ними договора о возвращении по месту работы. Соответствующие дополнения необходимо внести в положение о клинической ординатуре, предусмотрев в перечне документов, представляемых на конкурс в ординатуру, наличие указанного договора.
Требуют решения вопросы предоставления выпускникам социальных гарантий, особенно обучающихся по направлению территориальных органов управления здравоохранением.
Работа по патриотическому воспитанию студентов, учащихся и молодых специалистов не нацелена должным образом на формирование у них активного стремления трудиться на наиболее ответственных участках первичных звеньев практического здравоохранения.
В этой связи требует активизации воспитательная работа вузов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы".
Научный потенциал вузов, медицинских академий последипломного образования и институтов усовершенствования врачей, научно-исследовательских организаций не в полной мере используется для решения важнейших проблем здравоохранения и подготовки будущих специалистов.
Проведение реформы здравоохранения в стране требует принятия действенных мер по формированию кадровой политики, в каждом из субъектов Российской Федерации позволяющей не только сохранить кадровый потенциал, но и качественно его изменить, адаптировать к новым условиям, подготовить к выполнению задач, предусмотренных реформами.
В связи с этим под постоянным жестким контролем руководителей администраций в субъектах Российской Федерации должны стать следующие аспекты кадровой политики:
- регулярный анализ положения с медицинскими кадрами, обеспечение мониторинга кадровой политики на территории субъекта федерации;
- планирование подготовки кадров здравоохранения с использованием методов средне- и долгосрочных тенденций количественных и качественных потребностей в кадровых ресурсах;
- распространение практики формирования органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов, особенно для сельской местности, с заключением ими соответствующих трехсторонних договоров с образовательными учреждениями и абитуриентами;
- совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, расширение сети специализированных классов, лицеев медицинского профиля;
- проведение подготовки и профессиональной переподготовки медицинских кадров в системе непрерывного образования, в соответствии с реальной потребностью лечебно-профилактических учреждений в конкретных специалистах;
- повышение престижности работы в сельской местности, решение социально-бытовых проблем, предоставление гарантированных льгот медицинским работникам при активном участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно руководителям медицинских и фармацевтических вузов, средних медицинских учебных заведений необходимо принять меры по взаимодействию с территориальными органами управления здравоохранением по разработке и выполнению государственного задания на подготовку специалистов, в том числе, руководящих кадров и работников кадровых служб учреждений здравоохранения.
В целях развития кадровых ресурсов для здравоохранения, выполнения государственного задания на подготовку специалистов, восстановления доступности медицинской помощи, реального повышения уровня здоровья нации Коллегия решила:
1. Считать одной из основных задач в деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Минздрава России обеспечение государственной, муниципальной, негосударственной систем здравоохранения медицинскими кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать проблемы охраны здоровья населения, профилактики и лечения заболеваний, реабилитации больных.
2 Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин):
2.1. Обеспечить выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2002 г. N 749 "О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием".
2.2. В срок до 1 февраля 2003 г. разработать критерии и условия конкурсного отбора образовательных учреждений высшего медицинского (фармацевтического) образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с учетом региональной потребности в кадрах и наличия в высшем учебном заведении целевой контрактной подготовки врачей и провизоров в соответствии с заявками территориальных органов управления здравоохранением.
2.3. К 1 мая 2003 г. разработать проект плана приема студентов в высшие и средние учебные заведения на 2003 - 2005 годы в соответствии с потребностью в медицинских и фармацевтических кадрах по специальностям, с учетом перспектив развития отрасли.
2.4. В срок до 1 декабря 2003 г. совместно с Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России провести комплексную оценку деятельности медицинских и фармацевтических вузов, образовательных учреждений дополнительного медицинского образования, по результатам которой принимать необходимые меры по совершенствованию их работы, решать вопросы об изменении профиля подготовки специалистов.
2.5. С целью повышения качества подготовки специалистов в системе высшего медицинского и фармацевтического образования к 1 июня 2003 г. подготовить и провести совещание проректоров по учебной работе вузов Минздрава России по вопросам методологии обучения студентов профессиональным навыкам.
2.6. С целью дальнейшего развития системы послевузовского и дополнительного медицинского образования совместно с Российской медицинской академией последипломного образования в срок до 1 октября 2003 г. разработать и представить на утверждение в установленном порядке методические рекомендации "Об организации учета, анализа и планирования непрерывного образования работников отрасли".
2.7. К 1 июля 2003 г. провести анализ перспективных планов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по подготовке специалистов сестринского дела с высшим и повышенным уровнем образования с целью укомплектования должностей главных и старших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений и рассмотреть данный вопрос на заседании Совета Минздрава России по сестринскому делу.
3. Ректорам образовательных учреждений высшего медицинского (фармацевтического) образования, образовательных учреждений дополнительного медицинского образования Минздрава России, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Активизировать работу по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием".
3.2. Продолжить работу по заключению 3-х сторонних договоров на подготовку специалистов первичного звена здравоохранения с целью закрепления специалистов в отдаленных районах и сельской местности.
3.3. К 1 мая 2003 г. заключить двухсторонние договоры между вузом и территориальными органами управления здравоохранением о подготовке и повышении квалификации кадров на всех этапах непрерывного образования, использовании лечебно-профилактических учреждений как клинических баз, а также об условиях проведения производственной практики.
3.4. С целью совершенствования работы по комплектованию вузов и училищ профессионально ориентированной молодежью распространить практику создания кабинетов профориентации в базовых медицинских училищах и медицинских вузах.
Привлекать студентов и учащихся в период летних каникул в студенческие медицинские отряды для работы в лечебно-профилактических учреждениях в качестве младшего и среднего медицинского персонала.
3.5. В срок до 1 марта 2003 г. осуществить необходимые организационные мероприятия по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы".
3.6. Предусмотреть проведение ежегодных совместных коллегий органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и Ученых советов медицинских вузов Минздрава России, расположенных на территории субъекта федерации, с обсуждением вопросов подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и сертификации специалистов отрасли.
3.7. Расширить практику объединения кафедр с научными подразделениями, научно-исследовательскими организациями, создания учебно-научно-практических объединений на функциональной основе с целью повышения эффективности педагогической, научной и лечебной работы.
4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1. С целью профессиональной ориентации учащихся школ, повышения качества подготовки молодежи для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего медицинского (фармацевтического) образования расширить практику создания специализированных медицинских классов и колледжей с привлечением преподавательского состава медицинских образовательных учреждений к процессу преподавания профилирующих дисциплин.
4.2. Рассмотреть вопрос о преимущественном направлении на обучение в медицинские образовательные учреждения по целевому приему лиц, проживающих в сельской местности, с обязательным заключением договоров, предусматривающих предоставления места работы и обеспечение социальных гарантий.
4.3. К 1 сентября 2003 г. совместно с представителями Минздрава России в федеральных округах рассмотреть вопрос и представить предложения по созданию в округах подразделений, осуществляющих анализ кадровой ситуации в территориях округа, оценку потребности в специалистах и формирование целевого приема в медицинские образовательные учреждения.
4.4. При формировании заявок на подготовку специалистов в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования считать приоритетным обучение врачей по вопросам диагностики и лечения инфекционных, онкологических заболеваний, заболеваний передаваемых половым путем, туберкулеза, болезней крови, токсикологии, а также повышение квалификации врачей первичного звена здравоохранения.
5. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Н.Н.Володин), Управлению делами (С.В.Белых) до 01.01.2003 г. подготовить проект приказа Минздрава России о мерах по реализации решения настоящей коллегии.
6. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра Т.И.Стуколову.
Председательствующий на коллегии, первый заместитель Министра |
А.И. Вялков |
Секретарь Коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Минздрава РФ от 17 декабря 2002 г. "Кадровое обеспечение здравоохранения в условиях выполнения государственного задания на подготовку специалистов" (протокол N 18)
Текст решения официально опубликован не был