г. Москва |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А40-122004/13-21-783 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.,
судей Дудкиной О.В., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явились
от ответчика: Трифонова А.А. по удост. 13-813
от третьего лица: не явились
рассмотрев 15 мая 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Бабушкинского ОСП УФССП России по г.Москве
на решение от 17.10.2013
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление от 06.03.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и МО (129344, г. Москва, ул. Енисейская, д. 2, стр. 2)
к судебному приставу-исполнителю Бабушкинского ОСП УФССП России по Москве Мишаковой Л.В.
третье лицо: Товарищество собственников жилья "СЕДОВА, 5-1"
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ: Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда российской Федерации N 6 по г.Москве и Московской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к судебному приставу-исполнителю Бабушкинского ОСП УФССП России по Московской области Мишаковой Л.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным постановления N 8730190020181 от 24.05.2012.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 решение суда от 17.10.2013 оставлено без изменения.
Судебный пристав-исполнитель, не согласившись с судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В жалобе судебный пристав-исполнитель указывает, что управлением нарушен порядок предъявления исполнительного документа к исполнению, не представлены доказательства отсутствия счетов должника, доказательства невозможности для заявителя запросить данные сведения у налогового органа, банков и иных кредитных организаций.
В судебном заседании представитель судебного пристава-исполнителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
На заседание суда ГУ - ГУ ПФР N 6 по г.Москве и Московской области, Товарищество собственников жилья "СЕДОВА, 5-1" своих представителей не направили, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы по делу.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением принято Постановление N 08730190020181 от 24.05.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) ТСЖ "СЕДОВА, 5-1".
Указанное постановление в 2012 предъявлено к исполнению в Бабушкинский отдел судебных приставов с приложением справки об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
Постановление 31.07.2013 возвращено в управление с постановлением судебного пристава-исполнителя N 16968/12/29/77 от 08.06.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с непредставлением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований органа ПФР в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя требования управления, судебные инстанции руководствовались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и исходили из того, что судебным приставом-исполнителем неправомерно отказано в возбуждении исполнительного производства, приложенная к постановлению о взыскании задолженности за счет имущества плательщика справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, является достаточным доказательством отсутствия информации о банковских счетах должника.
Выслушав судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 19 названного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14 статьи 19 Закона).
Согласно статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как установлено судами, в связи с отсутствием денежных средств на банковском счете плательщика страховых взносов, управление вынесло постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - Товарищества собственников жилья "СЕДОВА, 5-1" и передало его для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей.
К заявлению о возбуждении исполнительного производства управлением приложено не только постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, но и справка о том, что информация о счетах плательщика страховых взносов в территориальном органе фонда отсутствует.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при вынесении судебных актов правильно установлены обстоятельства по делу, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Из положений Закона об исполнительном производстве и Федерального закона N 212-ФЗ следует, что обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться управлением; обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания невозможности бесспорного взыскания взносов (пеней, штрафов) возлагается на контролирующий орган, в данном случае на управление.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Закона.
Отсутствие предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов", при направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прикладывается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
Проверка сведений произведена управлением путем обработки информации об открытии (закрытии) счетов, поступающей в фонд от плательщиков страховых взносов и банков.
Следовательно, представление территориальными органами Пенсионного фонда России документов, подтверждающих невозможность бесспорного взыскания задолженности вследствие отсутствия у плательщика средств на счетах, а также вследствие отсутствия у управления информации о счетах плательщика страховых взносов в банках, свидетельствует о соответствии постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика взносов критериям исполнительного документа, приведенным в подпункте 5 пункта 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
При изложенных обстоятельствах, вывод судов о том, что приложенная к постановлению справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов в банках являлась достаточным доказательством в обоснование отсутствия информации о банковских счетах должника, является законным и обоснованным.
Отсутствие у управления информации о счетах плательщика являлось в соответствии с частью 14 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ основанием для направления в службу судебных приставов постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов, и соответственно, судебный пристав не вправе был при установленных обстоятельствах отказать управлению в возбуждении исполнительного производства.
Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, приводимые в жалобе, не свидетельствуют о необоснованности выводов судов, не опровергают эти выводы и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2014 года по делу N А40-122004/13-21-783 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.К.Антонова |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.