г. Москва |
|
9 июня 2014 г. |
Дело N А40-9769/13-141-96 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н. С.,
судей Алексеева С.В., Дербенева А.А.
при участии в заседании:
от истца ОАО "Росгосстрах" (ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683) - Крючков Ю.В. дов. от 16.07.2013,Погосбекян В.Л. дов. от25.09.2012N 137Д
от ответчика Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) - Уткина В.М. дов. от 20.11.2013 N 212\3703,Шаргаева Н.В. дов. от20.112013N 212\3704
рассмотрев 02 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Росгосстрах"
на постановление от 24.12.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Седовым С.П.,
по иску ОАО "Росгосстрах"
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
ОАО" Росгосстрах" обратилось в арбитражный суд г. Москвы к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании убытков в размере 468.450 руб.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 30 мая 2013 г. исковые требования удовлетворены., взыскано с Министерства Обороны Российской Федерации в пользу ОАО "Росгосстрах" 468 450 руб. 00 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 30 мая 2013 г. отменено, в иске отказано.
Не согласившись с постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда,ОАО "Росгосстрах" подана кассационная жалоба. в которой просит отменить обжалуемое постановление по основания несоответствия выводов, содержащихся в постановлении имеющимся доказательствам, неправильного применения норм материального права, оставить в силе решение арбитражного суда г. Москвы от 30 мая 2013 г.
В обоснование доводов жалобы истец указал, что 29.07.2009 года между Министерством обороны РФ и ОАО "Росгосстрах" в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственной страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом арготических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Закон), был заключен Государственный контракт N 205/181/3/153, предметом которого является страхование в 2009 года жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных сил РФ и граждан, признанных на военные сборы.
Согласно абз. 2,4 ст. 4 Закона страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:
- смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии с положениями закона и Государственного контракта на страхование были приняты граждане, имеющие статус военнослужащих на момент заключения контракта и лица, признанные на военную службу в период с 01.01.2009 по 31.12.2009, численность которых определена Указом Президента РФ от 01.01.2008 г. N 1 "О штатной численности Вооруженных сил РФ".
Уволенные в 2008 году из рядов вооружённых сил, по состоянию на 01.01.2009 г. уже не имели статус военнослужащих, в связи с чем, не входили в состав численности, заявленной Министерством обороны РФ при заключении Государственного контракта 1 января 2009 года.
В связи с невыполнением ОАО "ВСК" обязательств, предусмотренных договором, заключенным между Министерством обороны России и ОАО "ВСК" 30.12.2003 года в отношении военнослужащих, уволенных с военной службы в 2008 году, с наступлением у них в 2009 году страховых случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 ст. 4 Закона, а также необходимостью обеспечения обязательного государственного страхования жизни и здоровья указанной категории граждан, Министерство обороны РФ 25.06.2009 г.(исхN 102\45) направило в Росгосстрах предложение заключить Соглашение(далее-Соглашение) о внесении изменений (дополнений ) в Государственный контракт.
Во исполнение вышеуказанных целей 29.06.2009 года между Министерством обороны РФ и ОАО "Росгосстрах" заключено Соглашение, пунктом 2.1,2.2 предусмотрено, что выплаты страховых сумм производятся за счет средств, перечисляемых Министерством обороны РФ по случаям установления инвалидности, смерти граждан в 2009 г., уволенным с военной службы в 2008 г.
При этом, отношения между Министерством обороны РФ и ОАО "Росгосстрах" в части осуществления указанных выплат представляли собой агентские правоотношения, т.к. за оказание данных услуг ОАО "Росгосстрах" получало комиссионное вознаграждение (в отличие от страховых правоотношений, которые предполагают оплату страховой премии, за счет которой формируются страховые резервы и осуществляются страховые выплаты, т.е. страховщик несет ответственность не в пределах полученных страховых премий, а в пределах принятой на себя ответственности по договорам страхования).
Министерство обороны РФ перечислило на расчетный счет ОАО "Росгосстрах" денежные средства для осуществления страховых выплат в общей сложности в размере 138 983 005,36 руб., в том числе вознаграждение за оказание услуг в размере 5% от страховых сумм, причитающихся к выплате.
Перечисленные Министерством обороны РФ на счет ОАО "Росгосстрах" денежные средства в размере 138 983 005,36 руб., были выплачены лицам, поименованным в списках страховых дел, в которых Хохлов С.Н. не значится. Министерство обороны РФ не перечислило денежные средства в счет выплаты Хохлову С.Н..
Выплата Хохлову С.Н. страховой суммы в размере 468 450,00 руб. осуществлено за счет собственных денежных средств ОАО "Росгосстрах", а не за счет денежных средств, перечисленных Министерством обороны РФ, в результате у ОАО "Росгосстрах" на основании положений ст.ст. 15,310,393,1005 ГК РФ возникли убытки.
Обязательства ОАО "Росгосстрах" по перечислению денежных средств в счет страховых выплат лицам, уволенным в 2008 году, страховой случай у которых наступил в 2009 году, возникают из Соглашения, в силу которого ОАО "Росгосстрах" от своего имени за счет Министерства обороны РФ осуществляет страховые выплаты, но не из Государственного контракта.
Министерство обороны РФ нарушило обязательства по исполнению Соглашения, не перечислило денежные средства в счет страховой выплаты, причитающейся Хохлову С.Н., которому в соответствие с условиями Соглашения ОАО "Росгосстрах" должно было произвести страховую выплат за счет средств Министерства обороны РФ. Не исполнение Министерством обороны РФ соглашения, а именно, не перечисление им ОАО "Росгосстрах" денежных средств в счет страховой выплаты Хохлову С.Н. в добровольном порядке привело к взысканию в размере 468450 руб. с ОАО "Росгосстрах" по решению Прикубанского районного суда г. Краснодар
Основания, освобождающие Министерство обороны РФ от исполнения Соглашения, отсутствуют.
Выводы, изложенные в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.072013 года по делу А40-102871/09-46-685 о надлежащем страховании Министерством обороны РФ указанной категории граждан по контракту с АОО "ВСК" не имеет правового значения по настоящему спору, поскольку не исполнение ОАО "ВСК" обязательств по государственному контракту не освобождает Министерство обороны РФ от исполнения обязательств по Соглашению.
Согласно п. 1 ст. 393 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Ответчик, Министерство Обороны Российской Федерации в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 г. находит законным и обоснованным.
В обоснование возражений ответчик указал, что отменяя решение арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2013 по делу N А40-9809\13 Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств возникновения у истца убытков по вине Министерства Обороны РФ и находятся в прямой причинно-следственной связи с его действиями(бездействием).
Суд первой инстанции по настоящему делу основывает свои выводы не на нормах действующего законодательства, а на выводах суда первой инстанции от 20.04.2012 г. по делу N А40-102871\09-46-685,указывая, что Министерство обороны РФ не исполнило обязанности по осуществлению страхования в 2009 г. лиц, уволенных с военной службы в 2008 г.
Вместе с тем,Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2012 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 г. и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.2012 г. по делу N А40-102871\09-46-685 отменены, взыскано с СОАО"ВСК" в пользу Минобороны России 138 983 005 руб. 36 коп. убытков.
ВАС РФ установил, что Минобороны России в соответствии с договором об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы от 30.12.2003 г.,заключенным с СОАО "ВСК" в 2008 г. уплатило страховую премию за страхование,размер которой определен по действующей в СОАО "ВСК" методике расчета тарифных ставок и страховых взносов от 15.07.1998 г. и согласован совместным протоколом от 25.03.2008 г.
Страховые выплаты лицам, проходившим военную службу и уволенным с нее в 2008 г.,но ставшим инвалидами впервые либо получившим другую группу инвалидности в 2009 г. вследствие причин, имевших место в 2008 г. в связи с прохождением военной службы,должен нести страховщик,застраховавший жизнь и здоровье военнослужащих на 2008 г., в данном случае СОАО "ВСК".
ВАС РФ пришел к выводу о том, что уволенные с военной службы в 2008 г. лица, уже не имея статуса военнослужащих, в силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ не могли являться субъектами обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в бюджете Минобороны России средств на оплату страховых взносов за страхование таких лиц не предусмотрено.
В оспариваемом постановлении суд апелляционной инстанции верно указал на преюдициальное значение Постановления Президиума ВАС РФ для настоящего спора и на отсутствие правовых оснований для взыскания с Министерства обороны Российской Федерации убытков в размере 468 450 руб.
Ответчик также полагает, что заключенное между Министерством Обороны Российской Федерации и ОАО "Росгосстрах" Соглашение о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт N 205\181\3\153 от 30.12.2008 на оказание в 2009 г. услуг по страхованию военнослужащих является агентским
В рамках заключенного Соглашения Минобороны России перечислило на расчетный счет ОАО2Росгостсрах" денежные средства для осуществления страховых выплат в общей сумме 138 983 005,36 руб., в том числе агентское вознаграждение за оказание услуг в размере 5% от страховых сумм, причитающихся к выплате.
В соответствии с п.2.2 Соглашения выплаты страховых сумм по страховым случаям, указанным в п.2.1 настоящего Соглашения.производятся за счет денежных средств, перечисляемых Минобороны России на расчетный счет ОАО "Росгосстрах" на эти цели, на основании поступивших от ОАО "Росгосстрах" требований (счета), рассчитанного исходя из поступивших от Минобороны документов на выплату страховых сумм и комиссионного вознаграждения за оказание услуг-в размере 5% от страховых сумм, причитающихся к выплате.
Таким образом, по условиям заключенного Соглашения ОАО "Росгосстрах" осуществляет страховые выплаты только в пределах перечисленной Министерством обороны суммы, не превышая ее размер.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами. Министерством были переданы, а ОАО "Росгосстрах" приняты страховые дела согласно спискам, по двум актам приема-передачи на общую сумму 138 983 005,36 руб. Гражданин Хохлов в указанных списках не значился, следовательно выплата ему в рамках Соглашения не предполагалась.
Из соглашения не следует обязанность Минобороны России по страхованию всех военнослужащих, проходивших военную службу и уволенных с нее в 2008 г.,но ставших инвалидами в 2009 вследствие причин, имевших место в связи с прохождением военной службы, в том числе гражданина Хохлова С.Н.
Сумма страхового возмещения в размере 468 450 руб. взысканы с истца в пользу Хохлова С.Н. решением Прикубанксого районного суда г. Краснодар от 25.11.2009 г. по делу N 2-56531\2009.Суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению за счет ОАО "Росгосстрах" в связи с тем, что страховщиком по отношению к лицам, уволенным с военной службы в 2008 г. страховые случаи с которыми наступили в 2009 г., является ОАО "Росгосстрах".
Аналогичные выводы сделаны судами по 492 делам по требованиям граждан, уволенных с военной службы,которым установлена группа инвалидности в 2009 г.
Выводы суда общей юрисдикции признаны верными Определением Верховного Суда Российской Федерации N 5-В11-9 от 07.02.2011 г.
Таким образом, страховая выплат, заявленная истцом как убытки, произведена ОАО "Росгосстрах" не на основании Соглашения, а на основании исполнительного листа.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив материалы бдела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2013 г., решение арбитражного суда г. Москвы от 30 мая 2013 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что между Министерством обороны РФ(страхователь) и ОАО "Росгосстрах" (страховщик) 30.12.2008 г. на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" был заключен Государственный контракт N 205/181/3/153 на оказание услуг в 2009 году по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.(л.д.74-81т.1)
Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 52-ФЗ от 28.03.1998 года и Государственного контракта N 205/181/3/153 от 30.12.2008 года объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованных лиц.
В соответствии со ст. 4 Закона и п. п. 3.1 Государственного контракта страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
- гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
- досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Согласно условиям Государственного контракта, на страхование были приняты граждане, имеющие статус военнослужащего на момент заключения Государственного контракта и лица, призванные на военную службу, в период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, численность которых определена Указом Президента РФ от 01.01.2008 года N 1 "О штатной численности Вооруженных Сил РФ".
Таким образом, лица, уволенные в 2008 году из рядов вооруженных сил, по состоянию на 1 января 2009 года уже не имели статус военнослужащих, в связи с чем, не входили в состав численности, заявленной Министерством обороны Российской Федерации на 1 января 2009 года, и они не были приняты на страхование ОАО "Росгосстрах" по Государственному контракту в 2009 году.
29.07.2009 года Министерство обороны РФ заключило с ОАО "Росгосстрах" соглашение о внесении изменений (дополнений) в Государственный контракт (том 2 л.д. 9-11).
Согласно п. 2 соглашения уточнены обязательства ОАО "Росгосстрах" в части производства страховых выплат по страховым случаям, предусмотренным абзацем вторым и третьим ст. 4 Федерального закона N 52-Ф, т.е. по случаям установления в 2009 году инвалидности гражданам, уволенным с военной службы в 2008 году.
Пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что выплаты ОАО "Росгосстрах" страховых сумм, перечисляемых Министерством обороны производятся до 31 декабря 2009 г.
В соответствии с п. 2.2. соглашения выплаты страховых сумм по страховым случаям, указанным в п. 2.1 соглашения производятся за счет денежных средств, перечисляемых Министерством обороны РФ на расчетный счет ОАО "Росгосстрах" на эти цели, на основании поступивших от ОАО "Росгосстрах" требований (счетов), рассчитанных исходя из поступивших от Министерства обороны РФ документов на выплату страховых сумм, и комиссионного вознаграждения за оказание услуг в размере 5% (с НДС) от страховых сумм, причитающихся к выплате.
Министерство обороны РФ перечислило на расчетный счет ОАО "Росгосстрах" денежные средства для осуществления страховых выплат в размере 138 983 005 руб. 36 коп., в том числе комиссионное вознаграждение за оказание услуг в размере 5% от страховых сумм, причитающихся к выплате. При этом Министерство обороны РФ не перечислило на счет ОАО "Росгосстрах" сумму страховой выплаты, причитающуюся Хохлову С.Н.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 25.11.2009 года по делу N 2-5531/2009 с ОАО "Росгосстрах" и Министерства Обороны РФ в пользу Хохлова С.Н. взыскано солидарно страховое возмещение в размере 468 450 руб. 00 коп..,20 000 руб.-штраф за просрочку выплаты страхового возмещения.. Указанное решение суда исполнено ОАО "Росгосстрах", им перечислено Хохлову С.Н. 468 450 руб.00 коп. Суд пришел к выводу о том, что обязанность по выплате страхового возмещения должно нести ОАО "Росгосстрах" и Министерство обороны РФ солидарно на основании Соглашения о внесении изменений в государственный контракт N 205\181\3\153 от 30.12.2008 г. на оказание в 2009 г. услуг по обязательному государственному страхованию жизни ни здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы от 29.06.2009.
Выплата указанной суммы по решению Прикубанского районного суда г. Краснодара является, по мнению ОАО "Росгосстрах" убытком, возникшим в связи с неисполнением Министерством обороны РФ обязанностей, установленных п. 1 ст. 7 указанного выше Закона.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что Министерство Обороны РФ не исполнило свои обязанности по осуществлению страхования в 2009 году лиц, уволенных с военной службы в 2008 г.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции исходил из преюдициального значения обстоятельств, установленных Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 16897/11-с,которым отменены судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А40-102871/09-46-685, взыскано с СОАО "ВСК" в пользу Минобороны России 138.983.005 руб. 36 коп. убытков.
При этом Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 16897/11-с установлено, что страховые выплаты лицам, проходившим военную службу и уволенным с нее в 2008 году, но ставшим инвалидами впервые либо получившим другую группу инвалидности в 2009 году вследствие причин, имевших место в 2008 году в связи с прохождением военной службы, должен нести страховщик, застраховавший жизнь и здоровье военнослужащих на 2008 год, в данном случае - общество "ВСК".СОАО "ВСК" ненадлежащим образом исполнило договор страхования от 30.12.2003 г., выразившегося в неосуществлении причитающихся застрахованным лицам страховых выплат.
Президиум ВАС РФ также указал, что общество "Росгосстрах", осуществлявшее страхование жизни и здоровья военнослужащих в 2009 году, не может быть ответственным за рассматриваемые страховые случаи, поскольку уволенные с военной службы в 2008 году лица, уже не имея в 2009 году статуса военнослужащих, в силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ не могли являться субъектами обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в бюджете Минобороны России средств на оплату страховых взносов за страхование таких лиц не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, учитывая Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 16897\11,пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Министерства обороны РФ в пользу ОАО "Росгосстрах" убытков в размере 468 450 руб.
Указанная сумма страхового возмещения, включая штраф за просрочку выплат произведена ОАО "Росгосстрах" во исполнение решения Прикубанского районного суда г.Краснодар от 25 ноября 2009 г. по делу N 2-5531\2009 перечислило Хохлову С.Н., уволенному из рядов Вооруженных Сил в 2008 г. и инвалидность которому установлена в 2009 г 468 450 руб.. ( 448 450 руб. страховое возмещение,20 000 руб. штраф за просрочку выплаты.)
Суд первой инстанции по настоящему делу,удовлетворяя требование ОАО "Росгосстрах", согласился с доводом истца о том, что сумма 468 450 руб., взысканная с него солидарно с Министерством обороны РФ по решению Прикубанского районного суда г. Краснодар от 25 ноября 2009 г. является убытком,возникшим в связи с неисполнением Министерством Обороны РФ обязательств по страхованию.
Согласно подп.1п.2 ст. 326 Гражданского Кодекса РФ если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками, должник, исполнивший солидарно обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должниками в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.
В соответствии со ст. ст. 148 ГПК РФ, 133 АПК РФ суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Принимая решение, суд в силу ч.1 ст.196 ГПК РФ или ч.1 ст. 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Ссылка истца на не подлежащие применению. по мнению суда, нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд первой и апелляционной инстанции не установили,из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению к установленным обстоятельствам с учетом Постановления Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 г N 16897\11-с по делу N А40-102871\09-46-685., что в соответствии со ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить из какого правоотношения возник спор, правильно применить нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40- 9769/13-141-96 от 24 декабря 2013 года, решение арбитражного суда г. Москвы от 30 мая 2013 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
Н.С. Чучунова |
Судьи |
С.В. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Президиум ВАС РФ также указал, что общество "Росгосстрах", осуществлявшее страхование жизни и здоровья военнослужащих в 2009 году, не может быть ответственным за рассматриваемые страховые случаи, поскольку уволенные с военной службы в 2008 году лица, уже не имея в 2009 году статуса военнослужащих, в силу статьи 2 Закона N 52-ФЗ не могли являться субъектами обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в бюджете Минобороны России средств на оплату страховых взносов за страхование таких лиц не предусмотрено.
...
Согласно подп.1п.2 ст. 326 Гражданского Кодекса РФ если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками, должник, исполнивший солидарно обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должниками в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.
В соответствии со ст. ст. 148 ГПК РФ, 133 АПК РФ суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2014 г. N Ф05-4072/14 по делу N А40-9769/2013