Заслушав и обсудив вопрос "О ходе выполнения подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)" в 2002 г. и задачах по совершенствованию работы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации", Коллегия Минздрава России отмечает, что эпидемия ВИЧ-инфекции остается одной из наиболее острых и актуальных проблем, которая представляет реальную угрозу социально-экономическому развитию страны.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано немногим более 228 тысяч ВИЧ-инфицированных. Наибольшее за весь период регистрации число ВИЧ-инфицированных - 87177 человек - было выявлено в 2001 г., что почти в 1,5 раза больше по сравнению с 2000 годом.
Вместе с тем, за 2002 г. зарегистрировано 46,5 тысяч новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше по сравнению с прошлым годом.
Анализ эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции, подтвержденный снижением показателей заболеваемости по ряду социально значимых заболеваний, в первую очередь наркоманией, инфекциями, передаваемыми половым путем, парентеральными вирусными гепатитами, позволяет сделать вывод о значительной активизации работы по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в 2001 - 2002 г.г. как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В ряде субъектов Российской Федерации в результате скоординированных действий заинтересованных ведомств и учреждений, проведения активной информационной политики в работе с населением и осуществления целенаправленных профилактических программ в группах повышенного риска удалось сдержать развитие эпидемии (Нижегородская, Астраханская, Смоленская, Псковская, Тверская области).
С начала регистрации наибольшее число ВИЧ-инфицированных зарегистрировано: в Свердловской области - 18218, Московской - 17772, Самарской - 16214, Иркутской - 13800, Челябинской - 10643, Оренбургской - 9635, Тюменской области - 5563, Ханты-Мансийском А.О. - 7004, Кемеровской - 4976, Республике Татарстан - 4854, в г.Санкт-Петербурге - 17985, Москве - 15738.
При этом на большинстве территорий до 90% вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных, у которых установлен фактор заражения, являются внутривенными потребителями наркотиков.
Вместе с тем, начиная с 2000 г. начал активизироваться половой путь передачи ВИЧ-инфекции. Во многом это связано с особенностями современной действительности, такими, как развитие рынка платных сексуальных услуг.
Женщины в структуре ВИЧ-инфицированных составляют 23%, при этом возрастает доля женщин фертильного возраста. Показатель выявляемости ВИЧ-инфекции среди беременных за последние 6 лет возрос более чем в 450 раз. За все время регистрации от ВИЧ-инфицированных матерей родился 4401 ребенок, из них более половины (2516 детей) - в 2002 году.
Деятельность созданной в 1989 году службы по профилактике ВИЧ-инфекции, включающей в себя Федеральный, 6 окружных и 96 территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИД, позволяет достаточно эффективно противодействовать распространению ВИЧ-инфекции. Вместе с тем, комплексное эффективное противодействие распространению ВИЧ/СПИД может быть обеспечено только при наличии таких основных инструментов, как законодательная база, федеральная целевая программа, сотрудничество с международными и российскими общественными организациями и фондами, работающими в области профилактики ВИЧ/СПИД.
Основы государственной политики и стратегии в области борьбы с ВИЧ/СПИД были определены Федеральным Законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", принятым в 1995 году.
Значительную роль в деле противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в России играет Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)", одним из разделов которой является подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ /СПИД).
Общий объем финансирования подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" составляет 2,7 млрд.рублей, в том числе из средств федерального бюджета 735,2 млн.рублей. В 69 субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы по профилактике ВИЧ-инфекции.
Основной целью подпрограммы является предупреждение распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с ВИЧ/СПИД в России, снижение преждевременной смертности, инвалидизации населения, увеличение продолжительности жизни больных ВИЧ/СПИД.
Всего в 2002 на осуществление этих мероприятий по подпрограмме было выделено 179 млн. 970 тыс.рублей.
Дирекцией Федеральной целевой программы был утвержден 20.02.2002 план работы и следующие основные цели и задачи на 2002 год:
- развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции с финансированием в 26,96 млн.руб.;
совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и противоэпидемических мероприятий, правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией с финансированием в 25,325 млн.руб.;
- совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции с финансированием в 84,612 млн.руб.;
- обеспечение безопасности донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей органов и тканей, медицинских манипуляций (38,873 млн.руб.);
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с финансированием в 4,2 млн.руб.
В целях выполнения этих задач были организованы и осуществлены следующие мероприятия:
I. По разделу "Развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции" (исполнитель Государственное унитарное предприятие "Медицина для Вас"):
Разработаны и изданы тиражом более 250 тысяч экземпляров различные пособия, руководства, санитарно-просветительские буклеты и плакаты для медицинских специалистов, населения, военнослужащих, людей, живущих с ВИЧ/СПИД, лиц отбывающих наказания в учреждениях пенитенциарной системы, других групп высокого риска инфицирования.
Для педагогов, учащихся школ и техникумов и родителей разработана и издана тиражом 23 тысячи экз. серия "Работающие программы" по подготовке учащихся к безопасным формам поведения. Подготовлены листовки и плакаты по профилактике ВИЧ/СПИД для размещения в подземном и надземном общественном транспорте, оригинал-макеты 140 рекламных плакатов форматом 3 х 6 м для размещения на рекламных щитах в городах в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Иркутске.
Подготовлен проект Интернет-представительства программы "Анти-ВИЧ/СПИД" - специализированного сайта в сети Интернет, освещающего усилия государства по решению данного вопроса, позиции ведущих общественных и политических лидеров и научные достижения профильных институтов и учреждений, занятых в решении данной проблемы.
Подготовлены 4 видеоклипа профилактической направленности, - для демонстрации по каналам центрального телевидения, 3 киноролика по проблеме ВИЧ-инфекции для демонстрации в кинотеатрах, проводится съемка телепрограммы с участием молодежной аудитории о проблемах ВИЧ-инфекции и наркомании "Правильный выбор".
II. По разделу "Совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией" были проведены следующие мероприятия:
- создана единая компьютерная информационно-аналитическая система по эпидемиологическому надзору за ВИЧ/СПИД в Российской Федерации;
- территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИД и ряд центров госсанэпиднадзора, областных станций переливания крови были оснащены компьютерным оборудованием;
III. По разделу "Совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции" были выполнены следующие мероприятия:
- разработаны и выпущены тиражом в 10000 экз. "Методические рекомендации по консультированию при обследовании на ВИЧ для врачей разных специальностей";
- внедрено в практику "Практическое руководство для студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов и врачей всех специальностей "Клиническая диагностика и лечение ВИЧ-инфекции";
- обеспечены тест-системами для ПЦР-диагностики ВИЧ-инфекции центры по профилактике и борьбе со СПИД, оснащены современным лабораторным оборудованием более 70 центров, начат выпуск отечественных тест-систем для ПЦР диагностики ВИЧ/СПИД.
В соответствии с заявками субъекты Федерации обеспечивались препаратами для профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности, родов и послеродового периода, а также для проведения современной комбинированной терапии ВИЧ-инфекции;
IV. По разделу "Обеспечение безопасности крови и медицинских манипуляций":
- обеспечено проведение тестирования донорской крови с помощью современных диагностических тест-систем, выявляющими одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет уменьшить продолжительность скрытого периода инфекции до 7 - 10 дней;
- центральные лаборатории субъектов федерации с наибольшим числом ВИЧ-инфицированных (Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Красноярск, Саратов, Самара) оснащены автоматическими иммуноферментными анализаторами, что позволяет повысить качество и точность тестирования донорской крови;
- в целях безопасности медицинского персонала, работающего с кровью и материалами, содержащими ВИЧ, медицинские учреждения обеспечивались препаратами для экстренной профилактики заражения ВИЧ при работе с кровью и медицинских манипуляциях;
V. По разделу "Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" впервые было выделено финансирование в размере 4,2 млн.руб., что позволило выполнить ведущими НИИ эпидемиологического профиля 19 научных разработок, имеющих важное значение не только для науки, но и, в первую очередь, для практического здравоохранения.
Впервые были изучены особенности ВИЧ-инфекции в учреждениях пенитенциарной системы, проведены когортные обследования детей первых лет жизни, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, установлены особенности эпидемического процесса и ведущих факторов риска распространения ВИЧ-инфекции в современных условиях, проведен анализ и оценка структуры оппортунистических заболеваний у больных ВИЧ/СПИД, разработаны варианты полимеразной цепной реакции для выявления ВИЧ в пулах крови, изучена структурная вариабельность регуляторных генов ВИЧ-1, связанная с различными стадиями ВИЧ-инфекции.
Помимо средств, предусмотренных для финансирования Программы федеральным бюджетом, проводилась значительная работа по привлечению внебюджетных источников финансирования.
В дополнение и развитие мероприятий, предусмотренных Программой для реализации различных проектов, направленных, в первую очередь, на информирование и образование населения и санитарно-просветительную работу среди основных групп риска (наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, молодежи и др.), а также подготовку кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции, привлекались агентства системы ООН, российские и международные общественные организации и фонды.
Наиболее значимыми проектами явились:
- организация и успешное проведение в 43 субъекте Федерации программ снижения вреда. Наиболее эффективно такая работа в комплексе с программами профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании проводится среди молодежи в Республиках Татарстан и Калмыкия, Алтайского, Ставропольского краев, Астраханский, Вологодской, Липецкой, Пензенской областей, где, благодаря активной работе с подростками, молодежью и населением из групп высокого риска заражения, удается сдержать развитие эпидемии ВИЧ-инфекции, что свидетельствует об их эффективности и целесообразности расширения;
- Российско-Канадский проект, осуществляющийся в 4 регионах (Алтайский и Красноярский края, Саратовская и Тверская области), предусматривающий проведение комплекса мероприятий, направленных на улучшение профилактики, диагностики и лечения;
Выполнение мероприятий Программы и привлечение из внебюджетных источников дополнительных средств позволило в 2002 году на деле обеспечить выполнение основных положений Федерального Закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", касающихся бесплатности и доступности диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, информирования населения по проблеме ВИЧ/СПИД и обеспечить более интенсивное противодействие распространению ВИЧ-инфекции в России.
Несмотря на рост общего числа случаев заражения, эпидемия ВИЧ-инфекции осталась сконцентрированной в группах повышенного риска заражения, удалось не допустить ее выхода в общую популяцию населения и перехода в стадию генерализованной эпидемии.
Вместе с тем, анализ работы по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией, проведенной за прошедший период, выявил ряд проблем и неотложных задач, требующих решения.
Необходимо еще более активизировать работу по противодействию распространению ВИЧ/СПИД и информированию населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции, возложив функции инициаторов и организаторов этой работы на Центры госсанэпиднадзора всех уровней. Несмотря на активизировавшуюся работу СПЭК и межведомственных комиссий, примеры активного взаимодействия ЦГСЭН с центрами СПИД и общественными организациями в реализации профилактических программ остаются немногочисленными (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Псковская обл.).
Второй наиболее острой на сегодняшний день задачей является обеспечение выполнения основных положений Федерального Закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", касающихся бесплатности и доступности диагностики. С прекращением федеральной закупки диагностических тест-систем на ВИЧ/СПИД в стране сложилась крайне напряженная ситуация, т.к. менее 5% субъектов Российской Федерации способны обеспечить закупку тест-систем за счет собственных бюджетов, в связи с чем этот вопрос требует возможно более быстрого решения. Задержка непременно приведет к серьезным сбоям в работе донорской службы, срыву проведения профилактических мероприятий у беременных женщин, остановке диагностики ВИЧ/СПИД и резкому росту распространения инфекции.
Следующей задачей, тесно связанной с предыдущей, является оптимизация сил и средств, направляемых на осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД. Эго касается, в первую очередь, количества проводимых обследований и показаний для их проведения. Практика показала, что в ряде территорий в нарушение Федерального Закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека", население фактически принуждается к обследованию на ВИЧ. Широко используется практика, когда обследование на ВИЧ является обязательным условием для любой госпитализации в стационар. Неоправданно, без каких-либо клинических показаний обследуются выезжающие за рубеж, оформляющиеся в дом ребенка и в дом престарелых, поступающие на учебу в ВУЗы, направляющиеся на санаторно-курортное лечение и т.п. Наиболее неблагополучная ситуация сложилась в г.Москве, Республиках Татарстан и Бурятия, Эвенкийском АО, Московской, Иркутской, Камчатской областях.
Остается актуальной проблема обеспечения безопасности медицинских манипуляций и донорства. Резкий рост ВИЧ-инфекции является одной из основных причин быстрого повышения уровня распространения ВИЧ-инфекции среди доноров, который в 2002 году составил 28,6 на 100 тыс. исследований, что в 15 раз больше по сравнению с 1998 г. и в 2 раза больше, чем в 2001 г.
Недостаточными темпами продвигаются работы по внедрению в практику здравоохранения отечественных диагностических препаратов четвертого поколения и диагностических подтверждающих тестов их регистрация занимает значительный, более года, период времени. Необходимо принять меры по совершенствованию системы регистрации диагностических тест-систем.
Требует решения вопрос о реконструкции Федерального научно-методического центра Минздрава России по профилактике и борьбе со СПИДом.
Остро стоит вопрос о незамедлительном внедрении на местах полномасштабной медикаментозной профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку и сокращения сроков диспансерного наблюдения за ними. Информация о количестве детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, поступает от Центров СПИД нерегулярно, что затрудняет планирование расходов на централизованную закупку препаратов для профилактики вертикальной передачи и лечения детей в счет средств подпрограммы ФЦП "Анти-ВИЧ/СПИД".
На современном этапе развития эпидемии ВИЧ/СПИД в России, когда основная масса ВИЧ-инфицированных концентрируется в определенных группах населения, требуется уделять особое внимание работе среди молодежи и таких наиболее уязвимых групп, как потребители внутривенных наркотиков и лица, оказывающие сексуальные услуги за плату.
Учитывая, что проблема ВИЧ/СПИД представляет собой комплексное социальное явление, все поставленные задачи по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации должны решаться в тесном взаимодействии органов и учреждений здравоохранения с гражданским обществом, общественными и неправительственными организациями.
В целях совершенствования работы по профилактике ВИЧ-инфекции и усиления мер по борьбе с ее распространением в Российской Федерации коллегия решает:
1. Принять к сведению информацию о работе по профилактике и борьбе с распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, проведенной в 2002 году в рамках подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (2002 - 2006 г.)
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
2.1. Совместно с общественными, неправительственными и религиозными организациями активизировать свою деятельность по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди населения и, в первую очередь, среди групп, подверженных высокому риску заражения ВИЧ.
2.2. В соответствии с изменяющейся эпидемической обстановкой, острой необходимостью организации и широкого проведения профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату, внести в региональные и местные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией необходимые коррективы и обеспечить их финансирование за счет средств местных бюджетов, внебюджетных источников, привлечения средств международных и российских общественных организаций и фондов.
2.3. Оказать органам управления здравоохранением необходимую финансовую помощь в приобретении тест-систем для диагностики ВИЧ/СПИД, препаратов для проведения медикаментозной профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности и родов, а также для комплексного специфического лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам, выделяемым Минздравом России на эти цели в рамках подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера".
2.4. Организовать широкое проведение в местных средствах массовой информации разъяснительной работы среди населения о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, обеспечив выполнение Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" в части выделения времени на социальную рекламу.
3. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации считать первоочередными задачами:
совершенствование системы профилактических мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на активизацию работы среди молодежи и групп повышенного риска заражения;
расширение сотрудничества и привлечение к работе, связанной с противодействием распространению ВИЧ/СПИД, неправительственных, общественных и религиозных организаций;
совершенствование системы обеспечения безопасности донорской крови, основанной на внедрении ее карантинизации, более широком использовании кровезаменителей, создании банков данных на кадровых доноров и лиц, отстраненных от донорства;
обеспечение поддержки и расширение программ "снижения вреда", обеспечив совместно с органами и учреждениями системы МВД комплексный профилактический подход при их реализации среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
4. Департаменту Госсанэпиднадзора (Иванов С.И.), Департаменту-организации и развития медицинской помощи населению (Хальфин Р.А,), Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.):
4.1. Организовать и провести во II квартале 2003 года совещание по вопросам безопасности донорской крови с участием главных врачей станций переливания крови и главных врачей центров СПИД.
4.2. Подготовить в срок до 01.06.03 проект приказа Минздрава России "О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации";
4.3. В срок до 01.09.03 разработать проекты стандартов лабораторной диагностики ВИЧ/СПИД и временных нормативов по различным видам лабораторных исследований;
4.4. Организовать и провести в III квартале 2003 года Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов;
4.5. Организовать и провести в срок до 01.05.2003 конференцию по проблемам ВИЧ-инфекции с участием государственных структур, общественных организаций, включая группы самопомощи лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.
4.6. Обеспечить проведение в IV квартале 2003 года Всероссийской акции, посвященной Всемирному Дню Борьбы со СПИДом.
5. Департаменту Госсанэпиднадзора (Иванов С.И.), Управлению медицинских проблем материнства и детства (Корсунский А.А.) организовать и провести в III квартале 2003 г. совещание по вопросам профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку для специалистов Центров по профилактике и борьбе со СПИД, акушеров-гинекологов, педиатров.
6. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.) рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на реконструкцию помещений Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Минздрава России.
7. Департаменту Госсанэпиднадзора (Иванов С.И.), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.) в срок до 01.04.2003 подготовить проект Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в подпрограмму "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" с целью обеспечения централизованных закупок тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции среди населения субъектов Российской Федерации.
8. Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинской техникой (Подгорбунских Н.И.), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.):
8.1. Организовать закупку тест-систем для диагностики ВИЧ в учреждениях федерального подчинения в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
8.2. Обеспечить организацию и проведение дополнительной закупки лекарственных препаратов для проведения профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и лечения больных ВИЧ/СПИД.
9. Департаменту государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники (Акимочкин В.Е.) рассмотреть вопрос об исключении диагностических тест-систем из Перечня лекарственных средств.
10. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России (Иванов С.И.), Отделу руководящих кадров (Хаблов А.В.) в срок до 31.05.2003 подготовить проект приказа Минздрава России о наделении руководителей федеральных окружных центров Минздрава России по профилактике и борьбе со СПИД функциями главных специалистов по ВИЧ/СПИДу в федеральных округах.
11. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
11.1. В срок до 01.04.2003 рассмотреть на заседаниях коллегий состояние заболеваемости ВИЧ-инфекцией и первоочередные меры, направленные на ее снижение, обратив особое внимание на обеспечение действующего законодательства по вопросам ВИЧ/СПИД, информирование молодежи о средствах и методах профилактики ВИЧ-инфекции, обеспечение инфекционной безопасности донорской крови, органов и тканей, обучение медицинских кадров, обеспечение доступности диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
11.2. Принять меры по развертыванию на базе существующих лечебно-профилактических учреждений стационарных отделений для проведения диспансерного наблюдения и лечения больных ВИЧ/СПИДом.
11.3. Ввести в штат центров по профилактике и борьбе со СПИД социальных работников, возложив на них обязанности по организации и осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.
11.4. Усилить работу по подготовке персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции.
11.5. Провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять действенные меры по запрещению обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства.
12. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
12.1. Активизировать координацию мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией, чаще выносить на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вопросы по противодействию распространения ВИЧ-инфекции. Принять активное участие в программе ООН по борьбе со СПИДом - стратегия Альянса мэров и муниципальных руководителей в поддержку усилий общества в борьбе со СПИДом.
12.2. Обеспечить укрепление кадрового состава и материально-технического обеспечения эпидемиологических подразделений центров госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) и активизацию их работы по усилению и расширению профилактических мероприятий, в первую очередь - среди молодежи, потребителей внутривенных наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
12.3. Ужесточить контроль за безопасностью донорской крови и медицинских парентеральных вмешательств в целях пресечения нозокомиального пути передачи ВИЧ-инфекции
12.4. Обеспечить участие ЦГСЭН в программах по снижению вреда от применения наркотиков и проектах по работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией.
12.5. Обеспечить действенный контроль за организацией и проведением обследований на ВИЧ в соответствии с нормативными документами, принимать необходимые меры по пресечению проведения необоснованных обследований.
13. Федеральному научно-методическому центру Минздрава России по профилактике и борьбе со СПИД:
13.1. В срок до 1.06.2003. разработать и представить для учреждения в Минздрав России критерии оценки качества медицинской помощи, оказываемой больным ВИЧ-инфекцией.
13.2. Организовать и провести обучающие циклы для главных врачей центров по профилактике и борьбе со СПИД по правовым вопросам борьбы с ВИЧ-инфекцией.
13.3. Подготовить и представить в Минздрав России в срок до 01.05.2003 предложения по внесению изменений в учетно-отчетную документацию и, в первую очередь, в формы государственного наблюдения по ВИЧ-инфекции/СПИДу (формы 62; 4).
13.4. В срок до 01.10.2003 разработать пособие для врачей по повышению приверженности антиретровирусной терапии при ВИЧ-инфекции.
14. Руководителям федеральных окружных центров по профилактике и борьбе со СПИДом Минздрава России:
14.1. Обеспечить в срок до 01.05.2003 подачу в Минздрав России заявок на поставку тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции, проведения экспертных и арбитражных лабораторных исследований, включая тест-системы для ПЦР диагностики.
14.2. В целях повышения качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции обеспечить оказание помощи территориальным Центрам по профилактике и борьбе со СПИД в проведении экспертных и арбитражных лабораторных исследований с целью установления окончательного диагноза, обратив особое внимание на доноров и беременных.
14.3. Представить в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России заявки на выполнение научно-исследовательских проектов в рамках подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2003 г. в срок до 01.03.2003.
15. Контроль за выполнением данного решения возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко
Председательствующий на коллегии, |
А.И. Вялков |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 28 января 2003 г. "О ходе выполнения подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)" в 2002 г. и задачах по совершенствованию работы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации" (протокол N 1)
Текст решения официально опубликован не был