Коллегия Минздрава России, заслушав доклады и выступления, посвященные формированию модели счетов здравоохранения России, отмечает высокую значимость и актуальность данной проблемы для нашей отрасли.
Насущная потребность органов управления здравоохранением в получении объективной информации макроэкономического характера о состоянии системы здравоохранения, обусловлена необходимостью принятия эффективных стратегических решений при планировании и прогнозировании развития здравоохранения в Российской Федерации.
Коллегия положительно оценивает первый опыт по созданию счетов здравоохранения в рамках реализации проекта Всемирного банка "Медицинское оборудование" (компонент "Национальные счета здравоохранения"), который дал варианты временного классификатора счетов здравоохранения и понятийного аппарата счетов, а также методологическую базу для дальнейших исследований в данной области. Авторы проекта заложили основу для создания в Российской Федерации экономического института счетов здравоохранения.
В то же время, Коллегия констатирует, что с момента завершения проекта, предложенная разработчиками модель счетов здравоохранения все меньше соответствовала складывающимся в этот период реалиям организационной и экономической реформы отечественной системы здравоохранения. Изменения бюджетного, налогового, гражданского законодательства и сопровождающая эти процессы модернизация отраслевой нормативно-правовой базы, требуют пересмотра, как классификатора счетов здравоохранения, так и самих подходов к моделированию системы счетов.
При формировании модели счетов здравоохранения России, необходимо, прежде всего, создать рабочий статистический механизм, отвечающий задачам управления российским здравоохранением. Минздрав России считает, что действующие в настоящее время формы государственного статистического финансового наблюдения, применяемые в системах здравоохранения и ОМС, могут и должны использоваться в матричных таблицах счетов здравоохранения. Руководителям органов управления здравоохранением так же важно, чтобы результаты, получаемые при помощи счетов, были технически сопоставимы с расчетами по принципу подушевого финансирования здравоохранения, при обосновании подушевых нормативов гарантированных видов и объемов медицинской помощи. Кроме того, при формировании модели счетов здравоохранения необходимо помнить, что практическую ценность для управленческого звена здравоохранения представляют данные о распределении финансовых средств в системе здравоохранения по видам и объемам медицинской помощи в рамках государственного заказа.
Перспективные задачи унификации счетов предполагают к тому же соответствие модели системы счетов здравоохранения моделям других отраслевых счетов секторов российской экономики.
Коллегия отмечает, что на сегодняшний день недостаточно исследованы структура и объемы личного участия граждан в формировании финансовых источников системы здравоохранения. Поскольку частные медицинские организации и предприниматели в настоящее время не отчитываются перед органами управления здравоохранением по денежным средствам, полученным за оказание медицинских услуг, предоставляемых гражданам, что не позволяет получить полное представление о движении финансовых средств в системе здравоохранения, Минздрав России считает необходимым активизировать разработку методики учета расходов личных средств граждан на добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги и приобретение лекарственных препаратов, а также доходов и расходов частных медицинских структур.
Обобщая вышеизложенное, Коллегия определяет следующие первоочередные направления деятельности по формированию современной модели счетов здравоохранения: совершенствование понятийного аппарата, применяемого в счетах отечественного здравоохранения с учетом функционального подхода к анализу движения финансовых средств в системе здравоохранения; приведение в соответствие форм отраслевой финансовой статистической отчетности с учетом требований Госкомстата России с дальнейшим развитием программных технологий; продолжение разработки методики учета личных расходов граждан на здравоохранение, подготовка пособия для врачей и организаторов здравоохранения по счетам в здравоохранении.
Коллегия решает:
1. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Центральному научно-исследовательскому институту организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (В.И.Стародубов) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (А.М.Таранов) пересмотреть действующие формы государственного статистического финансового наблюдения в системах здравоохранения и обязательного медицинского страхования для адаптации статистической информации к отраслевым счетам в срок до 1 ноября 2003 года; сформировать предложения по использованию соответствующих информационно-аналитических комплексов.
2. Центральному научно-исследовательскому институту организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (В.И.Стародубов):
2.1. Разработать глоссарий терминов и понятий системы счетов российского здравоохранения в срок до 1 сентября 2003 года.
2.2. Разработать методические рекомендации для медицинских организаций по ведению раздельного учета расходования финансовых средств по видам медицинской помощи в срок до 1 декабря 2003 года.
3. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин):
3.1. Предусмотреть финансирование ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России в рамках выполнения задач, определенных п/п.2.1 настоящего Решения Коллегии.
4. Рабочей группе из числа ведущих специалистов, ученых, организаторов здравоохранения, созданной указанием от 06.02.2003 г. N 99-9:
4.1. Разработать методику проведения выборочных социологических исследований, изучающих расходы населения на здравоохранение в субъектах Российской Федерации (включая расходы на лекарства, товары медицинского назначения, платежи врачам и медсестрам за медицинские услуги, добровольное медицинское страхование) в срок до 1 декабря 2003 года.
4.2. Определить субъекты Российской Федерации, на территории которых целесообразно провести апробацию модели счетов здравоохранения в срок до 1 апреля 2003 года.
4.3. Подготовить предложения по формированию модели счетов здравоохранения, отвечающей потребностям российского здравоохранения, соответствующей требованиям центральных национальных счетов Госкомстата России и международным требованиям в срок до 1 сентября 2005 года.
5. Руководителям медицинских организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с исполнительными директорами территориальных фондов обязательного медицинского страхования усилить контроль за достоверностью и своевременностью представления государственной статистической финансовой отчетности.
6. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за собой.
Председательствующий на Коллегии, |
А.И. Вялков |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 25 февраля 2003 г. "О формировании модели счетов здравоохранения России" (протокол N 4)
Текст решения официально опубликован не был