Описание метода
Методические рекомендации разработаны для аптек, аптечных магазинов, мелкорозничной аптечной сети, аптечных складов (баз) различных организационно-правовых форм и работающих в условиях функционирования рынка.
Впервые разработаны методические подходы по определению норматива развития сети аптек, обслуживающих население, на территории субъектов Российской Федерации и определены новые нормативы развития сети аптек.
Методические рекомендации состоят из трех разделов.
1. Принципы размещения фармацевтических (аптечных) организаций
Принципы размещения фармацевтических (аптечных) организаций распространяются на аптеки, аптечные магазины, мелкорозничную аптечную сеть, аптечные склады (базы). Различают аптеки, обслуживающие население, больничные аптеки, межбольничные аптеки.
Среди аптек, обслуживающих население, выделяют аптеки общего типа и специализированные (гомеопатическая, гериатрическая, детская и др.), аптеки, обслуживающие стационарных больных.
Межбольничная аптека может быть межсанаторная, мелкооптовая, а также специализированная по профилю коек в лечебно-профилактических учреждениях и др.
Аптечные магазины могут быть общего типа и специализированными.
Мелкорозничная аптечная сеть включает: аптечный пункт, аптечный пункт при фельдшерско-акушерском пункте, аптечный киоск.
Аптечный склад (база) может быть самостоятельной организацией (юридическим лицом) или структурным подразделением многопрофильных организаций различных организационно-правовых форм.
На каждую из вышеперечисленных фармацевтических (аптечных) организаций существуют разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарты, которые должны быть основополагающими при их размещении.
1.1. Общие принципы размещения фармацевтических (аптечных) организаций
1.1.* При размещении фармацевтических (аптечных) организаций следует руководствоваться следующими принципами:
1.1.1. организация полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;
1.1.2. обеспечение доступности и высокого качества при оказании лекарственной помощи;
1.1.3. соблюдение специализации и типизации аптек;
1.1.4. учет плотности населения, основных потоков его движения;
1.1.5. улучшение лекарственного обеспечения имеющихся амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению;
1.1.6. увязка с размещением лечебно-профилактических учреждений и торговли;
1.1.7. сближение уровней лекарственного обеспечения в городских и сельских поселениях;
1.1.8. повышение уровня организации лекарственного обслуживания, обеспечивающего оптимальные удобства населению.
1.2. При определении территориального размещения вновь открываемых фармацевтических (аптечных) организаций необходимо принимать во внимание следующие факторы:
1.2.1. фактическую обеспеченность населения фармацевтическими (аптечными) организациями;
1.2.2. организационно-правовой статус, формы собственности и ведомственную подчиненность имеющихся фармацевтических (аптечных) организаций;
1.2.3. административно-территориальное устройство республики, края, области, города, района;
1.2.4. распределение городов, поселков городского типа и сельских поселений по числу жителей в них;
1.2.5. организацию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению;
1.2.6. экономико-географические, социально-экономические и другие особенности данного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, при планировании рационального размещения аптек в сельской местности, необходимо учитывать дополнительно следующие факторы:
- производственное значение отдельных населенных пунктов;
- удаленность населенных пунктов от районного центра, города, краевого, областного центра;
- сосредоточенность мест приложения труда в сельскохозяйственном производстве и сезонность работ;
- курортное или туристическое значение отдаленных населенных пунктов и т. п. Перечисленные факторы могут действовать на всей территории республики, края, области, района, однако степень их влияния может быть различна.
1.2. Основные принципы размещения фармацевтических (аптечных) организаций в городских поселениях
1.2.1. При решении вопроса территориального размещения фармацевтических (аптечных) организаций следует принимать во внимание распределение городов по числу жителей в них в соответствии со СНиП 2.07.01-89 (табл.1).
Таблица 1
Группы поселений | Население города (тыс.чел) |
Крупнейшие | Свыше 1000 |
Крупные | -"-500 до 1000 |
-"- 250 до 500 | |
Большие | -"- 100 до 250 |
Средние | -"- 50 до 100 |
Малые** | -"- 20 до 50 |
-"- 10 до 20 | |
До 10 |
1.2.2. Особенности планировки и застройки крупных и крупнейших городов требуют индивидуального подхода к планированию числа фармацевтических (аптечных) организаций и их территориальному размещению, которое необходимо проводить по специальным планам, согласованным с планами реконструкции городов.
1.2.3. Крупнейшие и крупные города должны иметь оптовое звено (аптечные склады, базы), осуществляющие закупку, получение, хранение и оптовую реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Аптечные склады (базы) могут быть организованы как самостоятельные организации или как структурные подразделения многопрофильных организаций (предприятий).
Аптечные склады (базы) могут быть государственной или негосударственной формы собственности.
В городах, являющихся центрами административной территории, размещается государственный аптечный склад, который может иметь филиалы в районных центрах. В функции такого склада входит снабжение фармацевтических (аптечных) организаций, лечебно-профилактических учреждений всеми лекарственными средствами, в т.ч. наркотическими средствами, сильнодействующими, ядовитыми и психотропными веществами списков Постоянного комитета по контролю наркотиков, изделиями медицинского назначения и товарами, разрешенными к реализации через фармацевтические (аптечные) организации нормативными документами Минздрава России.
При отсутствии государственного аптечного склада указанные функции возлагаются на оптовую структуру негосударственной формы собственности по усмотрению администрации субъекта Российской Федерации.
1.2.4. В крупных и крупнейших городах розничная товаропроводящая сеть включает: аптеки, обслуживающие население, аптечные магазины, аптечные пункты, аптечные киоски различных организационно-правовых форм ведомственной подчиненности.
1.2.5. Планировочная структура крупных и крупнейших городов имеет в составе: микрорайон, жилой район, планировочный район и планировочную зону. В соответствии с этой структурой должно быть предусмотрено не менее одной государственной (муниципальной) аптеки на микрорайон и дополнительное число аптек на жилой район в зависимости от экономической целесообразности и потребности населения в лекарственной помощи.
1.2.6. Размещение аптек целесообразно производить преимущественно в комплексе с лечебно-профилактическими учреждениями, организациями торговли и в других местах наибольшего скопления населения.
Аптека может быть размещена в одном здании с поликлиникой, но с отдельным входом; в отдельно стоящем здании, а также в пристроенных или встроенных помещениях.
1.2.7. В крупнейших, крупных и больших городах, а также в курортных зонах могут быть созданы межбольничные аптеки.
Межбольничная аптека может обслуживать все лечебные учреждения, расположенные на территории данного микрорайона, города: больницы, поликлиники, амбулатории, медсанчасти, диспансеры, санатории, дома ребенка и т.д., имеющие в общей сложности не менее 500 коек.
1.2.8. В больших и средних городах оптовое звено может быть представлено аптечными складами различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
Розничное звено может включать аптеки, обслуживающие население, аптечные магазины, аптечные пункты и аптечные киоски различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
1.2.9. В малых городах могут быть созданы оптовые и розничные фармацевтические организации различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
1.2.10. В поселках городского типа розничная сеть может быть представлена аптекой (несколькими аптеками), аптечными пунктами, аптечными киосками различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
1.3. Основные принципы размещения фармацевтических (аптечных) организаций в сельских поселениях
1.3.1. По численности населения сельские поселения различны и подразделяются на группы (табл.2).
Таблица 2
Группы поселений | Население города (тыс.чел) |
Крупные | Свыше 5 |
-"- 3 до 5 | |
Большие | -"- 1 до 3 |
Средние | -"- 0,2 до 1 |
Малые | -"- 0,05 до 0,2 |
До 0,05 |
Принимается во внимание деление сельских населенных пунктов на: районные центры, населенные пункты - центры притяжения, рядовые населенные пункты.
В населенных пунктах - центрах притяжения при создании фармацевтических (аптечных) организаций учитывается не только число жителей данного населенного пункта, но и население прилегающих сел.
1.3.2. Построение сети аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков в сельской местности в первую очередь должно быть увязано с размещением поликлиник, амбулаторий, центральных районных и участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, а также с местами наибольшего скопления людей. В населенных пунктах, имеющих фельдшерско-акушерские пункты, следует открывать аптечные пункты при фельдшерско-акушерских пунктах.
1.3.3. В сельских поселениях могут размещаться аптеки различных организационно-правовых форм, одна из которых обязательно должна быть государственной.
2. Методические подходы по определению норматива развития сети аптек, обслуживающих население, на территории субъектов Российской Федерации
2.1. Общие положения
Настоящие методические подходы разработаны для определения нормативов развития сети аптек в территориях субъектов Российской Федерации для более эффективной организации лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения в условиях рыночных отношений.
В основу разработки методических подходов были положены:
- материалы анализа и оценки фактического состояния обеспеченности населения аптеками;
- данные о деятельности аптек по объему выполненной работы за последние пять лет;
- обеспеченность населения врачебными и фармацевтическими кадрами;
- численность населения в субъектах Российской Федерации с учетом городской и сельской местности.
Для расчета норматива применялись методы исчисления величин, показатели динамических рядов, методы многомерного регрессионного анализа, моделирование ситуации.
При разработке нормативов развития сети аптек в качестве нормативного использован показатель "Число жителей, обслуживаемых одной аптекой".
Практическое применение методики позволяет определить нормативный показатель по числу жителей на одну аптеку в целом по территории субъектов РФ, а также для городской и сельской местности.
2.2. Методика определения нормативного показателя - число жителей на аптеку, обслуживающую население
Для определения нормативного показателя - число жителей на аптеку, обслуживающую население, разработана система регрессионных моделей, которые учитывают влияние различных факторов. Построенные на их основе модели основываются на наиболее существенных из них (численность населения территорий, численность врачей и фармацевтов, реализация лекарственных средств и др.). Количественная зависимость показателей от факторов выражена методом математического моделирования.
Модели содержат числовые значения: коэффициенты и факторы - переменные величины.
Коэффициенты в моделях подразделяются на постоянные и коэффициенты при факторах, учитывающие степени влияния каждого из них на формирование нормативного показателя - числа жителей на одну аптеку, обслуживающую население.
На основе обработки статистической информации 70 процентов субъектов Российской Федерации с использованием ЭВМ рассчитаны системы регрессионных уравнений, где искомые значения нормативного показателя обозначены "как Y", а числовые значения факторов обозначены "X".
По этим уравнениям нормативные показатели по числу жителей на одну аптеку, обслуживающую население, рассчитываются отдельно для каждого субъекта Российской Федерации, а также для городской и сельской местности.
2.3. Разработанные модели для определения нормативного показателя - число жителей на одну аптеку, обслуживающую население
2.3.1. Определение нормативного показателя - число жителей на одну аптеку, обслуживающую население, в целом на территории субъекта Российской Федерации.
Определение производится по уравнению:
Y1 = 12,0 + 2,299 х X1 - 0,376 х Х2 (1),
где Y1 - нормативный показатель - число жителей на одну
аптеку,обслуживающую население (тыс.чел);
X1 - соотношение фармацевтических специалистов и врачей;
Х2 - число фармацевтических специалистов на 10,0
тыс.жителей (чел.);
12,0 - постоянный коэффициент уравнения;
2,299 и 0,367 - коэффициенты при факторах.
2.3.2. Определение нормативного показателя - число жителей, обслуживаемых одной сельской аптекой.
Определение производится по уравнению:
Y2 = 9,65 - 0,04773 х Х3 + 1,475 х Х4 (2),
где Y2 - нормативный показатель - число жителей,
обслуживаемых одной сельской аптекой;
Х3 - реализация лекарственных средств и изделий
медицинского назначения в расчете на одного жителя
за анализируемый год (тыс.руб.);
Х4 - число врачей на 1000,0 сельских жителей;
9,65 - постоянный коэффициент уравнения;
0,04773 и 1,475 - коэффициенты при факторах.
2.3.3. Определение норматива числа жителей, обслуживаемых одной городской аптекой.
Определение производится по уравнению:
Y3 = 27,6 - 0,0287 х Х5 - 1,420 х Х6 (3),
где Y3 - нормативный показатель - число жителей,
обслуживаемых одной городской аптекой:
Х5 - реализация медикаментов и изделий медицинского
назначения в расчете на одного жителя за
анализируемый год (тыс.руб.);
Х6 - число фармацевтических специалистов с высшим и
среднем образованием на 10 тыс. городских жителей
(чел.);
27,6 - постоянный коэффициент уравнения;
0,0287 и 1,420 - коэффициенты при факторах.
2.4. Расчет нормативного показателя: число жителей, обслуживаемых одной аптекой
Для определения нормативного показателя - число жителей на одну аптеку, обслуживающую население, в целом на территории субъекта РФ, в т.ч. городской и сельской местности на заданный период, используются данные программы развития аптечной службы и здравоохранения.
Для расчета берутся следующие показатели:
- численность населения субъекта РФ (тыс.чел);
- число фармацевтических специалистов (чел);
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в целом на территории субъекта РФ (млн руб.);
- численность сельского населения (тыс.чел);
- число сельских врачей (чел.);
- соотношение фармацевтических специалисте" и врачей;
- число фармацевтических специалистов в расчете на 10,0 тыс. населения (чел);
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в расчете на одного сельского жителя (тыс.руб.);
- численность городского населения (тыс.чел);
- число фармацевтических специалистов в городской местности (чел.);
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в расчете на одного городского жителя (тыс.руб.). Из данных показателей определяется значение необходимых для уравнения факторов "X".
Пример расчета нормативного показателя - число жителей на одну аптеку, обслуживающую население на территории Костромской области
(по состоянию на 01.01.97):
- численность населения - 801,2 тыс.чел;
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в целом на территории Костромской области - 55100,0 млн руб.;
- число фармацевтических специалистов - 509 чел.;
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения сельским жителям - 16110,0 млн руб.;
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения городским жителям - 38 990,0 млн руб.;
- численность городского населения - 532,7 тыс.чел;
- число фармацевтических специалистов в городской местности - 432 чел.;
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в расчете на одного городского жителя
(38990,0:532,7 = 73,2 тыс.руб.);
- численность сельского населения - 268,5 тыс.чел;
- реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в расчете на одного сельского жителя
(16110,0:268,5 = 60,0 тыс.руб.);
- число врачей в области - 2484 чел.;
- число сельских врачей - 328 чел.;
- соотношение фармацевтических специалистов и врачей
(509:2484 = 0,205);
- число фармацевтических специалистов на 10,0 тыс. жителей
(509 х 10000):801200 = 6,3).
Для решения уравнений необходимо рассчитать значения факторов "X".
X1 - соотношение фармацевтических специалистов и врачей - 0,205;
Х2 - число фармацевтических специалистов на 10,0 тыс. населения - 6,3;
Х3 - реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в расчете на одного сельского жителя 60,0 тыс.руб.
Х4 - число врачей на 1000,0 сельских жителей
(328 х 1000):268,5 = 1,2);
Х5 - реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения на одного городского жителя
(38990,0:532,7 = 73,2 тыс.руб.);
Х6 - число фармацевтических специалистов на 10,0 тыс. городских жителей
(432 х 10 000):53 2700 = 8,1 чел.).
Подставляя значение "X" в уравнения, находим нормативы числа жителей, обслуживаемых одной аптекой в целом, в т.ч. в сельской и городской местности.
Норматив числа жителей, обслуживаемых одной аптекой в целом по области, определяется по уравнению (1).
Y1 = 12,0 + 2,299 х X1 - 0,376 х Х2
Y1 = 12,0 + 2,299 х 0,205 - 0,376 х 6,3 = 10,1 тыс.чел
Норматив числа жителей, обслуживаемых одной сельской аптекой определяется по уравнению (2)
Y2 = 9,65 - 0,04773 х Х3 + 1,475 х Х4
Y2 = 9,65 - 0,04773 х 60,0 + 1,475 х 1,2 = 8,6 тыс.чел
Норматив числа жителей, обслуживаемых одной городской аптекой определяется по уравнению (3)
Y3 = 27,6 - 0,0287 х Х5 + 1,420 х Х6
Y3 = 27,6 - 0,0287 х 73,2 + 1,440 х 8,1 = 11,2 тыс.чел
Нормативы развития сети аптек, обслуживающих население в Российской Федерации
N п/п | Показатели | Норматив число жителей на одну аптеку (тыс.чел) |
1 | Средний расчетный показатель по России |
8,5 |
2 | В сельских населенных пунктах | 6,2 |
3 | В городах и поселках городского типа в целом |
10,2 |
из них число жителей: | ||
от 10 до 50 тыс. | 10 | |
св. 50 до 100 тыс. | 12 | |
св. 100 до 500 тыс. | 13 | |
св. 500 до 1000 тыс. | 15 | |
св. 1000 тыс. | 20 |
Примечание. В городских поселениях с числом жителей до 10 тыс. целесообразность открытия аптек определяется в зависимости от местных условий
Эффективность использования метода
Методические рекомендации имеют социально-экономическую значимость, которая заключается в улучшении лекарственного обеспечения населения.
Заместитель Министра здравоохранения |
А.Е.Вилькен |
Согласовано
Начальник Управления организации |
Т.Г.Кирсанова |
16 октября 1997 г.
Начальник Управления научных и |
В.И.Сергиенко |
17 октября 1997 г.
_____________________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примеч. ред.
** Включают в себя поселки городского типа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации для практических и научных работников N 97/111 "О принципах размещения фармацевтических (аптечных) организаций и нормативах развития сети аптек, обслуживающих население" (утв. Минздравом РФ 16 октября 1997 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Новая аптека", 2003 г., N 2