г. Москва |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А40-216226/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Газпромнефть - Московский НПЗ" - Никитина М.М. - дов. от 15.12.2014 N 277
от заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу - Бабченко А.Д. - дов. от 04.03.2015 N 247
рассмотрев 08 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
на решение от 10 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 27 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-216226/14
по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть - Московский НПЗ" (ОГРН 1027700500190)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпромнефть - Московский НПЗ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО) от 12.12.2014 N 10-35/2518 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 10.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент Росприроднадзора по ЦФО подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные и отклонить заявленное Обществом требование. При этом сослался на неправильное применение судами норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что заявителем совершено не одно, а несколько самостоятельных правонарушений, обстоятельствам чего арбитражный суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки.
В отзыве на жалобу Общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на основании обращений граждан, при участии специалистов аккредитованной лаборатории ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" 11.11.2014 осуществлен выезд и отбор проб на источниках выбросов, которые могут вызвать загрязнение атмосферного воздуха в указанном районе на предприятии Общества. При обследования предприятия был установлен работающий стационарный источник выбросов вредных веществ 0002 (печь N 2 установки первичной перегонки нефти АВТ-3). Специального разрешения, выданного территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха на выброс вредных (загрязняющих веществ), у Общества не имелось, что послужило основанием для составления административного протокола от 20.11.2014 N 10-33/2267 и вынесения постановления от 12.12.2014 N 10-35/2518 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Общество не согласилось с этим постановлением и оспорило его в судебном порядке.
Согласно названной норме Кодекса административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Таким образом, диспозиция части 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает два правонарушения: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Из содержания оспариваемого по делу постановления усматривается, что обществу вменено нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Согласно названной норме Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденному приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650, в том числе формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, являющейся приложением N 2 к данному Административному регламенту, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в результате деятельности которых осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на все имеющиеся в его распоряжении стационарные источники выбросов выдается одно такое разрешение.
За выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. постановлением Симоновского районного суда г. Москвы от 16.12.2014 на основании протокола от 12.11.2014.
В связи с чем суды пришли к правильному выводу о повторном привлечении Общества к административной ответственности за одно и то же ранее совершенное правонарушение.
Ссылка в жалобе на то, что оспариваемым постановлением Обществу вменяется вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, отклоняется. Данный вывод не следует из содержания административного постановления. Как указывалось выше, данным постановлением Обществу вменено нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", которой определен порядок осуществления выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, требующий получения специального разрешения.
Довод жалобы о том, что Симоновский районный суд привлек Общество к административной ответственности 16.12.2014, тогда как оспариваемое постановление вынесено 12.12.2014, был предметом обсуждения судов двух инстанций и применительно к рассматриваемому спору отклонен как неосновательный. Пересматривать решение суда общей юрисдикции арбитражный суд не вправе.
Симоновский районный суд выносил постановление на основании протокола от 12.11.2014.
Оспариваемое по делу постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 20.11.2014 N N 10-33/2267, вынесенного по результатам той же проверки и в рамках того же дела об административном правонарушении. В этом протоколе повторно зафиксирован факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, обусловленный выбросом вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Иные доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2015 года по делу N А40-216226/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.