г. Москва |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А40-202965/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - не явился, извещен.
от ответчика (заинтересованного лица) - Попова М.В. по дов. от 12.01.2015
рассмотрев 14 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузнецовский Комбинат"
на решение от 27 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 13 мая 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-202965/14 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузнецовский Комбинат" (ОГРН 1055005613200)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузнецовский комбинат" (далее - ООО "Кузнецовский комбинат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, в Троицкому и Новомосковскому административных округах г.Москвы (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Москве, Троицкому и Новомосковскому АО г.Москвы, ответчик) от 25.11.2014 N 3-5-00439, принятого в связи с привлечением Общества к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначением административного наказания в виде штрафа - 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы об отсутствии состава вменяемого правонарушения, поскольку не является субъектом данного правонарушения, а также нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов и требований, изложенных в кассационной жалобе, настаивая на их необоснованности.
Представитель заявителя, извещенный о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направил.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что 20.11.2014 при проведении документальной проверки должностными лицами ТО Управления Роспотребнадзора по Москве, Троицкому и Новомосковскому АО г.Москвы выявлен факт нарушения ООО "Кузнецовский комбинат" требований природоохранного законодательства, обусловленный отсутствием проектной документации на очистные сооружения и пруды, проекта нормативно-допустимых сбросов, а также санитарно- эпидемиологического заключения.
Допущенные заявителем и выявленные ответчиком нарушения требований ст.22 ФЗ-52 от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п 1.1, 4.1.1, 4.1.2, 6.1, 6.2, 6.3, 6.7, 6.11, СП 2.1.5980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов Гигиенические требования к охране подземных вод" отражены и зафиксированы в акте проверки от 20.11.2014 N 02-00112-35.
По факту нарушений главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Москве, Троицкому и Новомосковскому АО г.Москвы Соклаковой С.С. был составлен протокол от 20.11.2014.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, 25.11.2014 главным государственным санитарным врачом по Троицкому и Новомосковскому АО г.Москвы Кукшиным Ф.Е. было принято постановление N 3-5-00439 о назначении административного наказания, согласно которому ООО "Кузнецовский комбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ в размере 200 000 руб.
Полагая, что привлечение к ответственности произведено незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось с настоящим требованием в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" пришли к обоснованному выводу о доказанности события и состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно правовой позиции высказанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02 октября 2012 года N 4973/12 состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями установленных законом требований. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Согласно статье 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация. нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В связи с указанным, суды, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы сделали обоснованный вывод о том, что общество как лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, является субъектом административного правонарушения, обязано было вести в установленном порядке первичный учет образования и движения отходов. Между тем, данная обязанность обществом не исполняется, указанные документы отсутствуют, в то время как факт осуществления обществом деятельности, в результате которой образуются указанные отходы, подтверждается материалами дела.
Установив факт неисполнения обществом данной обязанности, отсутствие указанных документов, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
При этом, судами не установлено существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, которые в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" являются неустранимыми и влекущими отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2015 года по делу N А40-202965/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.