г. Москва |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А40-140309/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Кобылянского В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца - Мужейко М.С., доверенность б/номера от 12.01.2015 года;
от ответчика - Суркова Е.В., доверенность N 33-Д-191/15 от 28.05.2015 года,
рассмотрев 14 июля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 16 января 2015 года
Арбитражного суда гор. Москвы,
принятое судьей Козловым В.Ф.,
на постановление от 06 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Юрковой Н.В.,
по иску ООО "Управляющая компания "Союз-Люберцы"
к Департаменту городского имущества гор. Москвы
о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Союз-Люберцы" обратилось с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о взыскании 12.645.465 руб. 67 коп., составляющих 10.692.191,54 руб. - долга, 1.953.274,13 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Истец обосновывает требования ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате услуг по техническому обслуживанию и содержанию помещений в многоквартирных домах по адресам: Московская обл., г. Люберцы, пр-т Гагарина, д. 23, и ул. Преображенская, д. 6, корп. 2, за период с 17.11.2011 по 31.07.2014.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2015 года заявленные требования были удовлетворены частично: с Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет казны города Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СОЮЗ-ЛЮБЕРЦЫ" были взысканы 10.823.601, 55 руб., составляющих 10.692.191,54 руб. - долга, 131.410,01 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 73.804,34 руб. - расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска было отказано (т. 7, л.д. 50-52).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 года вышеназванное решение было оставлено без изменения. Кроме того, судом апелляционной инстанции была произведена замена Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на его правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы (т. 7, л.д. 90-92).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просил обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заявителем фактически были приведены идентичные доводы, изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель истца в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражал, в том числе по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец является управляющей компанией, осуществляющей управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, расположенных по адресам: Московская область, г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 23, и ул. Преображенская, д. 6, корп. 2, что подтверждается протоколами от 22.12.2009 N 1 внеочередных собраний членов ТСЖ "Красная горка-2" и "Красная горка-6", договорами на управление, содержание и ремонт жилого дома от 11.01.2010 N ДУ-2 и ДУ-6. Квартиры в указанных домах, общей площадью 19 899,3 кв. м, на основании государственных контрактов от 30.12.2008 N 614-08-УЭФ, 615-08-УЭФ, 616-08-УЭФ, 617-08-УЭФ по актам приема-передачи от 16.09.2009, от 18.09.2009, от 22.09.2009, были переданы в собственность города Москвы.
Поскольку Департамент оплату за управление, содержание и ремонт общего имущества в отношении незаселенных квартир, а также за услуги по обслуживанию автоматических запирающих устройств и услуги консьержей в отношении заселенных квартир до регистрации жильцами права собственности на квартиры не производил, при этом затраты управляющей компании за период с 17.11.2011 по 31.07.2014 составили 10.692.191,54 руб., что подтверждается расчетом, то истец и обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, которые были удовлетворены лишь частично, что подтверждается решением и постановлением по делу.
В силу положений ст. 39, 153 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. На основании ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Согласно п. 1, 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу п. 1, 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Истцом были представлены договоры с организациями, выполняющими работы (оказывающими услуги) по содержанию многоквартирного дома, доказательства фактического выполнения данных договоров, в том числе оплаты по этим договорам.
Статьей 18 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Жилищным кодексом РФ.
В сентябре 2009 года город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда приняла в собственность квартиры в многоквартирных домах. Дома были введены в эксплуатацию 16 июля 2009 г. Несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности г. Москвы на квартиры в спорный период, ответчик обязан был нести бремя расходов на содержание жилых помещений за заявленный истцом период в силу п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса, поскольку иной вывод приведет к возникновению на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Истец произвел начисление соразмерно доле г. Москвы в праве общей собственности на имущество многоквартирного дома с применением цены за содержание и ремонт жилых помещений по ставкам, утвержденным постановлениями Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 27.12.2010 N 1599-ПА, от 27.12.2011 N 1903-ПА, от 20.12.2012 N 2025-ПА, от 17.06.2013 N 1051-ПА, размер платы за отопление в связи с отсутствием в жилом доме приборов учета, определен по формуле: общая площадь помещения, умноженная на норматив потребления тепловой энергии на отопления, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, составляющий 0,0145 Гкал/кв. м, умноженные на тариф на тепловую энергию, установленный на 2011 г. распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 28.12.2010 N 57-Р "Об утверждении решения правления топливно-энергетического комитета Московской области от 28.12.2010", на 2012 г. до 01 декабря 2012 г. распоряжением Министерства экономики Московской области от 05.12.2011 N 151-РМ, с 1 декабря 2012 г и на 2013 г. распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 25.12.2012 N 153-Р, договором поставки тепловой энергии и горячей воды от 20.11.2012 N 02-СЮ/Л-12, на 2014 г. распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 02.12.2013 N 139-Р.
Как предусмотрено пп. 6 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно Положению о Департаменте жилищной политики и жилого фонда города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 года N 44-ПП, Департамент, являющийся отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляет функции по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы (п. 1); выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями (п. 9).
В соответствии с ч. 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем (собственником) этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления и не включает в себя плату по обслуживанию АЗУ и услугу "консьерж".
Согласно ч. 5 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В силу ст. 219 и п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ, право собственности возникает с момента государственной регистрации права.
Таким образом, обязанность по оплате за содержание и ремонт общедомового имущества и коммунальную услугу по отоплению возложена на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Оплата за содержание и ремонт жилого помещения и отопление должна производится Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы до заключения договора краткосрочного найма. Услуги по обслуживанию автоматических запирающих устройств (АЗУ) и "консьерж" оплачиваются Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы до регистрации третьими лицами права собственности на помещение.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, то исковое требование в заявленном размере удовлетворено обоснованно.
Кроме того, в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ, за пользование чужими денежными средствами с ответчика обоснованно были взысканы проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, при этом размер процентов правомерно был снижен судом, исходя из наличия доказательств получения ответчиком только претензии от 24.08.2012 N 399/12, 27 августа 2012 г., содержащей сведения о размере долга за 2010 - 2011 годы в отношении квартир в жилом доме по адресу: г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 23.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда гор. Москвы 16 января 2015 года и постановление от 06 апреля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-140309/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.