г. Москва |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А41-64197/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - федерального казенного предприятия "Научно-испытательский центр ракетно-космической промышленности" - Васильева Т.Г. - дов. от 23.10.2014 N 1-36-3524; Казаркина Н.М. - дов. от 19.01.2015 N 1-36-84
от заинтересованного лица - администрации города "Пересвет" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Белов А.П. - дов. от 17.11.2014 N 1Д
от третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" муниципального образования "Город Пересвет" - Сивайкова И.В. - директор - постановление от 21.02.2011 N 108-п
рассмотрев 14 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Научно-испытательский центр ракетно-космической промышленности"
на решение от 05 февраля 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
на постановление от 01 апреля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Игнахиной М.В., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
по делу N А41-64197/14
по заявлению федерального казенного предприятия "Научно-испытательский центр ракетно-космической промышленности"
к администрации города "Пересвет" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
об оспаривании схемы водоснабжения
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети" муниципального образования "Город Пересвет"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казённое предприятие "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" (далее - ФКП "НИЦ РКП") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации города "Пересвет" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - Администрация) со следующими требованиями:
- признать недействительной часть 2 раздела 2 схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городское поселение "Пересвет", утверждённой постановлением Администрации от 31.07.2014 N 268-п, в части определения гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории городского поселения "Пересвет" ФКП "НИЦ РКП";
- обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКП "НИЦ РКП".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети" муниципального образования "Город Пересвет"
Решением от 05.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2015, в удовлетворении требований ФКП "НИЦ РКП" отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
В силу части 2 статьи 38 Закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Согласно части 3 статьи 38 Закона N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат: 1) основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; 3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения; 4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Судами установлено, что ФКП "НИЦ РКП" является единственной на территории муниципального образования "Городское поселение "Пересвет" организацией, которой на праве оперативного управления принадлежат объекты водоотведения (в частности, канализационные сети, очистительные сооружения), находящиеся в пределах ее территории.
К канализационным сетям ФКП "НИЦ РКП" присоединены сети МУП "Коммунальные сети" и других абонентов, при этом осуществляется прием сточных вод и ее очистка.
ФКП "НИЦ РКП" является единственной организацией водоотведения в муниципальном образовании "Городское поселение "Пересвет", поскольку владеет канализационными сетями, к которым присоединены сети МУП "Коммунальные сети" и других абонентов, а также очистными сооружениями - то есть предприятие осуществляет полный цикл водоотведения от приема сточных вод до ее очистки, что полностью соответствует статье 12 Закона N 416-ФЗ.
МУП "Коммунальные сети", в свою очередь, является транзитной организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод.
Исходя из положений пунктов 2, 3, 6, 15 статьи 2, статьи 12 Закона N 416-ФЗ, из содержания которых следует, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую водоотведение, т.е. технологический процесс приема, транспортировки, очистки сточных вод. И только в случае, если для соответствующей централизованной системы таких организаций будет несколько, следует учитывать количество присоединенных абонентов к ее сетям.
Таким образом, ФКП "НИЦ РКП" является единственной организацией водоотведения, удовлетворяющей всем критериям гарантирующей организации - имеет присоединенных абонентов, эксплуатирует канализационные сети и занимается очисткой сточных вод.
В соответствии с условиями договора на водоотведение от 24.01.2014 N 47/14-К ФКП "НИЦ РКП" обязуется принимать для транспортировки и очистки сточные воды хоз. фекальной канализации (оказать услуги по водоотведению) от объектов МУП "Коммунальные сети", которое, в свою очередь, обязуется принимать услуги и оплачивать в соответствии с условиями договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.08.2014 N А41-29665/14 пункт 10.1 договора на водоотведение от 24.01.2014 N 47/14-К определен в редакции ФКП "НИЦ РКП": "настоящий договор действует по 31.12.2014. В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия настоящего договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2014".
При этом пункт 1.2 пролонгированного на 2014 год договора на очистку сточных вод от 05.03.2013 N 47А/13 устанавливает, что "исполнитель" (ФКП "НИЦ РКП") осуществляет расчеты по оплате за услуги очистки сточных вод с абонентами, расположенными на территории г. Пересвет по отдельным договорам.
Также суды указали, что МУП "Коммунальные сети" эксплуатирует объекты транспортировки стоков, расположенные на территории г. Пересвет, принадлежащие муниципальному образованию "Городское поселение "Пересвет" на праве собственности. МУП "Коммунальные сети" не имеет зарегистрированных прав владения данными объектами.
Следовательно, МУП "Коммунальные сети" не имеет возможности осуществлять контроль за организацией работ по водоотведению на территории ФКП "НИЦ РКП", поскольку канализационные сети и очистные сооружения расположены внутри территории охранного периметра ФКП "НИЦ РКП".
Согласно пункту "л" раздела 2 устава ФКП "НИЦ РКП" одним из видов его деятельности является водопользование специальное, забор подземных вод.
Отсутствие в уставе ФКП "НИЦ РКП" такого вида деятельности как обеспечение водоснабжения и водоотведения, не является основанием для вывода о том, что ФКП "НИЦ РКП" не обладает признаком и статусом гарантирующей организации.
Кроме того, ФКП "НИЦ РКП" является единственной организацией водоотведения в муниципальном образовании "Городское поселение "Пересвет", поскольку владеет канализационными сетями, к которым присоединены сети МУП "Коммунальные сети" и других абонентов, а также очистными сооружениями - то есть предприятие осуществляет полный цикл водоотведения от приема сточных вод до ее очистки, что полностью соответствует статье 12 Закона N 416-ФЗ.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к видам деятельности в условиях естественной монополии.
Под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Абонентами являются юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В рассматриваемой ситуации, ФКП "НИЦ РКП" фактически осуществляется деятельность по водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Фактическое осуществление деятельности, входящей в технологический процесс по обеспечению приема сточных вод и последующей передачи их на очистные сооружения ФКП "НИЦ РКП", является достаточным основанием для признания такой деятельности деятельностью по оказанию услуги водоотведения.
Поэтому для ФКП "НИЦ РКП" установлен тариф на водоотведение на 2014 год (с 01.01.2014 - 11,38 руб. /куб. м, с 01.07.2014 - 11,92 руб. /куб. м) и 2015 год (с 01.07.2015 - 13,14 руб. /куб. м), а для МУП "Коммунальные сети" установлен тариф на транспортировку стоков на 2014 год (с 01.01.2014 г - 7,16 руб. /куб. м, с 01.07.2014 - 7,50 руб. /куб. м) и 2015 год (с 01.07.2015 - 8,26 руб. /куб. м), что также свидетельствует о названных выше обстоятельствах.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и оценки в совокупности представленных в дело доказательств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций.
Доводы жалобы свидетельствуют о несогласии с данной судами двух инстанций оценкой доказательств по делу и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку не опровергают содержащиеся в них выводы.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2015 года по делу N А41-64197/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.