Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о федеральном банке данных (ФБДД) по индивидуальным дозам облучения граждан, создаваемым естественным радиационным и техногенно-измененным радиационным фоном (ФБДОПИ), а также доз облучения граждан при проведении медицинских диагностических рентгенорадиологических процедур (ФБДМ)
(утв. приказом Минздрава РФ от 21 июня 2003 г. N 268)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение требований Федерального закона "О радиационной безопасности населения", N 3-ФЗ от 09.01.96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141) и постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст.2940).
1.2. Положение устанавливает организационную структуру, порядок создания и функционирования федерального банка данных доз (далее - ФБДД) облучения граждан Российской Федерации: а) - за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона (далее - ФБДОПИ), б) - при проведении медицинских диагностических рентгенорадиологических исследований (далее - ФБДМ), взаимодействия и информационного обмена его с ведомственными, региональными банками данных, другими федеральными банками данных в рамках Единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан (далее - ЕСКИД) и с Минздравом России.
1.3. Положение состоит из разделов, определяющих получение информации по двум направлениям и регламентирующих деятельность по сбору информации о дозах облучения граждан Российской Федерации за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона и доз медицинского диагностического ренгенрадиологического облучения (далее - медицинского облучения) граждан Российской Федерации, ее обобщению и представлению в Минздрав России.
1.4. ФБДД является центральным элементом системы учета доз, входящим в состав ЕСКИД.
1.5. Федеральный банк доз облучения граждан Российской Федерации за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона и медицинского облучения граждан организуется и функционирует на базе ГУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены Министерства здравоохранения Российской Федерации" (ГУ НИИРГ Минздрава России).
1.6. Разработка и сопровождение единого программного обеспечения (далее - ЕПО), а также методическое руководство по оценке качества индивидуальных доз облучения граждан, вносимых в региональные, ведомственные и федеральные банки данных, осуществляет ГУ НИИРГ Минздрава России.
1.7. Деятельность ФБДД координируется Минздравом России (Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России).
1.8. В ФБДД в установленном порядке поступает информация о дозах облучения граждан Российской Федерации за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона и дозах медицинского облучения граждан.
II. Основные цели и задачи ФБДД
2.1. Основной целью создания ФБДД является обеспечение автоматизированного учета, сбора, обработки и долговременного хранения информации об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона и медицинского облучения.
2.2. Основными задачами ФБДД
в части ФБДОПИ являются:
- обеспечение единых методических подходов для сбора, обработки и автоматизированного учета индивидуальных доз облучения граждан за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона;
- разработка и техническая поддержка единого программно-аналитического обеспечения региональных, ведомственных и федерального банков по индивидуальным дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона;
- подготовка и представление обобщенных данных в базу данных доз облучения Российского государственного медико-дозиметрического регистра (далее - РГМДР);
- подготовка данных для проведения радиационно-эпидемиологических исследований с целью оценки влияния природных источников ионизирующего излучения на состояние здоровья и прогнозирования медицинских последствий облучения граждан Российской Федерации.
в части ФБДМ являются:
- осуществление контроля и учета доз медицинского облучения;
- реализация права граждан Российской Федерации на информацию о дозах облучения при проведении диагностических рентгенорадиологических процедур;
- информационное обеспечение мероприятий по снижению уровней медицинского облучения граждан, при высоком качестве диагностической информации;
- обеспечение возможности для граждан, организаций, министерств и ведомств получения объективной и достоверной информации о дозах медицинского облучения граждан.
2.3. ФБДД обеспечивает следующие основные функции:
- организацию централизованного учета на федеральном уровне доз облучения граждан Российской Федерации;
- разработку и сопровождение программного обеспечения для организации учета доз облучения граждан Российской Федерации на объектовом, ведомственном, региональном и федеральном уровнях;
- методическое обеспечение контроля и учета доз облучения граждан Российской Федерации;
- подготовку ежегодного статистического справочника по дозам облучения граждан в отдельных субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации;
- предоставление обобщенной информации о дозах облучения граждан Российской Федерации в Минздрав России и в Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР).
III. Контролируемые виды облучения
3.1. В рамках ЕСКИД контролируются и учитываются следующие виды облучения граждан Российской Федерации:
3.1.1. в рамках ФБДОПИ
- внешнее гамма-облучение граждан в жилых и Общественных зданиях и на открытой местности на территории населенных пунктов;
- внутреннее облучение граждан изотопами радона и их короткоживущими дочерними продуктами в жилых и общественных зданиях;
- внутреннее облучение граждан за счет природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде;
- внутреннее облучение граждан за счет ингаляционного поступления долгоживущих природных радионуклидов в атмосферном воздухе на территории населенных пунктов;
- внешнее облучение за счет космического излучения на поверхности земли и внутреннее облучение за счет 40К (не контролируется, но учитываются при оценке суммарных эффективных доз облучения граждан).
3.1.2. в рамках в ФБДМ
- внешнее облучение при проведении профилактических медицинских рентгеновских исследований органов грудной клетки и женских грудных желез;
- облучение при проведении диагностических медицинских рентгеновских исследований органов и тканей гражданина;
- внутреннее облучение при проведении радионуклидных диагностических исследований пациентов;
Контролируются индивидуальные эффективные дозы облучения гражданина для каждой диагностической рентгенорадиологической процедуры. При проведении радионуклидных исследований учитывается полная (за время до полного распада или выведения из организма пациента) эффективная доза внутреннего облучения, обусловленная введенным количеством радионуклида.
Учитываются эффективные коллективные и средние за процедуру дозы по исследуемым органам и видам исследований.
IV. Организационная структура ФБДД
4.1. ФБДД состоит из ФБДОПИ и ФБДМ.
4.2. В ФБДОПИ формируется банк данных индивидуальных годовых и накопленных доз облучения граждан Российской Федерации за время проживания на территории Российской Федерации. Структура ФБДОПИ состоит из ведомственного, регионального и федерального уровней.
4.2.1. Ведомственный уровень включает: ведомственные банки индивидуальных доз облучения граждан за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона (далее - ВБДОПИ), формируемые в ЦГСЭН министерств и ведомств, осуществляющих госсанэпиднадзор на соответствующих территориях, расположенных в субъектах Российской Федерации. ВБДОПИ собирают, анализируют и хранят сведения об индивидуальных дозах облучения граждан за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона на поднадзорных территориях субъектов Российской Федерации. Готовят и передают информацию в РБДОПИ.
4.2.2. Региональный уровень включает: региональные банки по индивидуальным дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона (далее - РБДОПИ) формируются в центрах госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в субъектах Российской Федерации. РБДОПИ собирают, анализируют и хранят сведения об индивидуальных дозах облучения граждан за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона по территории субъекта Российской Федерации. Готовят и передают информацию в ФБДОПИ.
4.2.3. Федеральный уровень включает - Федеральный банк индивидуальных доз облучения граждан за счет естественного и техногенно-измененного радиационного фона, формируемый на основе информации РБДОПИ. Готовит и передает обобщенную информацию в РГМДР.
4.3. В ФБДМ формируется банк данных индивидуальных (средних годовых) доз медицинского облучения граждан отдельно по субъектам Российской Федерации. ФБДМ основывается на системе учета индивидуальных (персональных) доз медицинского облучения.
4.3.1. Он создается как распределенный банк данных, структура которого включает три уровня: местный (объектовый), региональный и федеральный:
4.3.2. Местный уровень составляют объектовые банки данных доз медицинского облучения (далее - ОБДМ), которые создаются в каждой медицинской организации, проводящей диагностические рентгенорадиологические медицинские процедуры. Они являются составными частями общеобъектовых банков данных, содержащими полную информацию о дозах облучения граждан при всех медицинских услугах, оказываемых населению медицинской организацией. ОБДМ содержат полную информацию о каждом гражданине (пациенте) и о проведенных ему рентгенорадиологических медицинских исследованиях и полученных при этом дозах облучения.
4.3.3. Региональный уровень составляют банки данных доз медицинского облучения (далее - РБДМ) в субъектах Российской Федерации, создаваемые в каждом субъекте Российской Федерации на базе уполномоченных на это организаций. РБДМ работают под руководством органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и содержат как обобщенную информацию обо всех рентгенорадиологических медицинских исследованиях, проведенных всеми медицинскими организациями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации независимо от их принадлежности и форм собственности, так и информацию по каждой медицинской организации.
РБДМ оснащаются техническими средствами и программным обеспечением, позволяющим иметь доступ к информации, содержащейся во всех ОБДМ субъекта Российской Федерации. РБДМ осуществляет функции регионального экспертно-аналитического центра ЕСКИД в части доз медицинского облучения граждан.
РБДМ обеспечивают:
- методическое руководство работой расположенных на территории субъекта Российской Федерации ОБДМ;
- оценку правильности организации контроля и учета индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований во всех расположенных на территории субъекта Российской Федерации медицинских организациях;
- своевременный сбор информации от медицинских организаций, анализ и обобщение содержащейся в них информации;
- своевременную передачу полученной информации в ФБДМ.
4.3.4. ФБДМ собирает, анализирует и хранит обобщенную информацию о дозах облучения граждан при проведении диагностических рентгенорадиологических медицинских процедур в медицинских организациях субъекта Российской Федерации. ФБДМ оснащается средствами компьютерной техники, обеспечивающими не менее, чем двукратное дублирование всех систем, средствами автоматизированного перевода текстовой информации в электронную форму, средствами обеспечения сохранности информации при сбоях в системе электропитания, средствами для архивирования информации.
ФБДМ оснащается техническими средствами и программным обеспечением, позволяющим ему иметь доступ к информации, содержащейся во всех РБДМ и ОБДМ Российской Федерации. ФБДМ обеспечивается средствами коммуникации для обеспечения возможности оперативной связи с использованием электронной почты и сети Интернет с Минздравом России, РГМДР, всеми РБДМ и ОБДМ, а также с другими федеральными банками данных и структурными элементами ЕСКИД.
ФБДМ осуществляет экспертно-аналитические работы по дозам медицинского облучения граждан Российской Федерации в ЕСКИД.
ФБДМ обеспечивают:
- научно-методическое руководство работой всех РБДМ субъектов Российской Федерации, и через них - всех ОБДМ;
- оценку правильности организации контроля и учета индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований во всех субъектах Российской Федерации;
- разработку унифицированных программных продуктов для организации контроля и учета доз медицинского облучения граждан Российской Федерации, и оказание помощи в их внедрении;
- своевременный сбор информации от РБДМ субъектов Российской Федерации, анализ и обобщение содержащейся в них информации;
- подготовку и представление обобщенной информации о дозах медицинского облучения граждан Российской Федерации в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России и в РГМДР;
- подготовку ежегодного статистического справочника по дозам облучения населения регионов России за счет проведения рентгенорадиологических медицинских исследований.
4.4. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные медицинские организации, проводящие рентгенорадиологические диагностические медицинские исследования граждан с целью диагностики, создают ведомственные банки данных доз медицинского облучения граждан (далее - ВБДМ), которые содержат обобщенную информацию о дозах медицинского облучения, при процедурах проведенных всеми подведомственными медицинскими организациями.
4.4.1. ВБДМ обеспечивает:
- организационно-методическое руководство работой подведомственных ОБДМ;
- оценку правильности организации контроля и учета индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований во всех подведомственных медицинских организациях;
- своевременный сбор информации о дозах облучения пациентов от подведомственных медицинских организаций, анализ и обобщение содержащейся в них информации;
- своевременную передачу информации в РБДМ и ФБДМ.
V. Порядок функционирования
5.1. Порядок функционирования ФБДОПИ.
См. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 февраля 2006 г. N 0100/1834-06-32
5.1.1 Ежегодно в установленные сроки центры госсанэпиднадзора (далее - ЦГСЭН) в субъектах Российской Федерации получают в установленном порядке от организаций, имеющих лаборатории радиационного контроля (далее - ЛРК), информацию о результатах исследований на содержание естественных радионуклидов в объектах окружающей среды за отчетный год.
5.1.2. ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации оказывают организационную и методическую помощь организациям, участвующим в создании РБДОПИ и имеющим ЛРК, по подготовке ими сведений с первичной информацией для обобщения информации по субъекту Российской Федерации за год.
5.1.3. Организации (п.5.1.1), заполняют сведения содержащие первичную измерительную информацию для обобщения ее на уровне субъекта Российской Федерации. Одна (бумажная) копия содержащая первичную информацию остается в архиве организаций (на# постоянного хранения), а вторая и ее электронная копия передаются в центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации или ЦГСЭН министерств и ведомств, осуществляющих госсанэпиднадзора# на данной территории в установленные сроки.
5.1.4. В ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации и ВБДОПИ проводится контроль полученной информации для подготовки обобщенных данных по субъекту Российской Федерации. Информация, не прошедшая входной контроль, возвращается для доработки и после внесения необходимых изменений повторно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.