г. Москва |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А40-131879/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ТКФ Надежда" - Краузов Р.А. доверенность от 2 июня 2015 года,
от заинтересованного лица: ДГИ г. Москвы - Золотов Л.А. доверенность от 30 декабря 2014 года N 33-Д-927/14,
от третьего лица: Префектура ВАО г. Москвы - Румянцев Ф.А. доверенность от 19 апреля 2013 года N 01-14-753/13,
рассмотрев 11 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 декабря 2014 года,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21 апреля 2015 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по заявлению ООО "ТКФ Надежда"
о признании незаконным решения ДГИ г. Москвы об отказе в выдаче разрешения об утверждении схемы расположения земельного участка
третье лицо: Префектура Восточного административного округа города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТКФ Надежда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) об отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Москва, Измайловский проспект, вл. 63, стр. 2 на кадастровой карте (плане) территории и об обязании департамента выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что объект, принадлежащий обществу, обладает признаками самовольной постройки и не является объектом капитального строительства.
В судебном заседании представитель департамента и префектуры ВАО г. Москвы доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представитель общества, как в представленном отзыве, так и в судебном заседании, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "ТКФ Надежда" с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, Измайловский проспект, вл. 63, стр. 2 на кадастровой карте (плане) территории, Департамент городского имущества города Москвы принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 2.10.1.6. Административного регламента, в связи с тем, что данное нежилое здание включено в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что указанное решение принято незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, пришли к обоснованному выводу о не соответствии закону оспариваемого решения.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.10.1.6 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" (утв. постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП) основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судами, ООО "ТКФ Надежда" является собственником здания площадью 328 кв. м, расположенного по адресу Москва Измайловский проспект, д. 63, стр. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 03 ноября 2000 года N 77 НН 116913.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2013 года по делу N А40-22756/2013, вступившим в законную силу 10 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2014 года, установлено, что нежилое одноэтажное здание площадью 328 кв. м по адресу: г. Москва, Измайловский проспект, д. 63, стр. 2 построено на отведенном для строительства участке в соответствии с полученным разрешением на строительство, признаками самовольной постройки не обладает. При этом названным решением отказано в иске Префектуры ВАО города Москвы о сносе самовольной постройки площадью 328 кв. м по адресу: Москва Измайловский проспект, д. 63, стр. 2.
При обращении с заявлением в департамент через службу "одного окна", заявление общества было принято, ему присвоен регистрационный номер, отказ в приеме документов не последовал. Обществом представлен полный пакет документов, необходимых для предоставления государственной услуги, иное департаментом не указано и доказательств не представлено.
На основании изложенного, у департамента отсутствовали основания к отказу в выдаче собственнику здания схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, что нарушает права и законные интересы ООО "ТКФ Надежда".
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 декабря 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года по делу N А40-131879/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.