г. Москва |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А40-135784/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Чалбышевой И.В.,
судей Новоселова А.Л., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Леднева А.А. - доверенность N 23-д от 14.01.2015.,
от ответчика: Смирнова А.А. - доверенность N 01-10-08/30 от 27.03.2015.,
рассмотрев 25 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 27.02.2015 Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Головкиной О.Г.,
на постановление 03.06.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Сазоновой Е.А., Баниным И.Н., Яремчуком Л.А.,
по иску Администрации города Покачи
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Покачи (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 1 451 595 руб. 41 коп. убытков, понесенных в связи с осуществлением государственных полномочий по первичному воинскому учету.
Решением Арбитражного суд города Москвы от 27 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2015 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который полагает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов нарушены нормы материального права, ввиду неправильного применения закона. В связи с этим, податель кассационной жалобы просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, просил решение и постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнений к кассационной жалобе, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Судебная коллегия, совещаясь на месте, с учетом отсутствия возражений со стороны представителя истца, при наличии сведений о заблаговременном направлении истцу; удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока, восстановить срок на подачу дополнений, приобщить к материалам дела дополнения к кассационной жалобе. При этом судебная коллегия учитывает, что дополнения к кассационной жалобе состоят исключительно из развернутого правового обоснования доводов, ранее заявленных в кассационной жалобе.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия полагает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, решение и постановление - отмене, с принятием по делу нового судебного акта, ввиду следующего.
В 2013 году истец, во исполнение Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", осуществлял функции по ведению первичного воинского учета в городе Покачи Тюменской области Ханты-Мансийского Автономного округа. Поскольку выделенные и полученные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы, истец понес убытки, в связи с чем обратился в арбитражный суд.
Судами установлено, что перечисленных в спорном периоде субвенций не хватило, в связи с чем истцом производились затраты из местного бюджета. Суды. руководствуясь статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из факта недофинансирования истца со стороны финансового органа.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов первой и второй инстанций, ввиду следующего. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания. Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований. Данной статьей также предусмотрено, что средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.
Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, согласно статье 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 258 "О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты" утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее - Методика).
Согласно пункту 3 Методики, перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Субвенции отражаются в составе бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего распределения между бюджетами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления) полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
Пунктами 4 и 5 Методики предусмотрено, что предоставление субвенций органам местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется в порядке, установленном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Размер средств, передаваемых органам местного самоуправления, определяется исходя из количества граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
В соответствии с пунктом 7 Методики, органы местного самоуправления ежеквартально, не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходах местных бюджетов, связанных с осуществлением полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2007 года N 180-ОЗ "О методике расчета размера и распределения субвенций между бюджетами муниципальных районов, городских округов на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению указанных субвенций бюджетам поселений" определяется размер затрат на содержание одного военно-учетного работника, количество работников органа местного самоуправления, осуществляющих работу по воинскому учету в поселении, и общий размер субвенций, предоставляемых бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.
Таким образом, субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, поступают в бюджеты муниципальных образований из бюджетов субъектов. Данное обстоятельство имеет существенное значение для определения надлежащего ответчика.
На основании выше изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, кассационная коллегия полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2015 года по делу N А40-135784/14 отменить; в иске отказать.
Председательствующий судья |
И.В.Чалбышева |
Судьи |
А.Л. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.