Проблема абортов в современных социально-демографических условиях в Российской Федерации занимает особое место. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности после абортов - показатели, по которым оценивается эффективность государственных мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом.
Начиная с 2000 года, в России имеет место увеличение рождаемости с 8,7 до 9,8 на 1000 населения в 2002 году (12,6%); числа родившихся живыми - на 130,2 тыс. (9,3%) соответственно. Однако остается низким суммарный коэффициент рождаемости - 1,31 в 2002 году (2000 год - 1,21) при необходимом его уровне для простого воспроизводства населения - 2,15. Сохраняются высокие уровни смертности и депопуляции населения. Показатель смертности в 2002 году составил 16,3%0, в 2000 году - 15,4%0.
При сложившейся демографической ситуации аборты и материнская смертность после абортов, несмотря на устойчивые тенденции к снижению, занимают ведущее место в структуре реализации репродуктивной функции женщины и структуре репродуктивных потерь. В России абсолютное число абортов в 2002 году составило 1782,3 тыс., показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста - 45,8, на 100 родившихся живыми и мертвыми - 128,3, удельный вес умерших после аборта в структуре материнской смертности - 18,5%. Эти показатели превышают показатели экономически развитых стран. Так, число абортов на 1000 женщин фертильного возраста в США составляет 21,3, Великобритании - 14,2, Финляндии - 11,7, Нидерландах - 5,3: на 100 родившихся живыми и мертвыми в Швеции - 29, Германии - 14, Финляндии - 16.
Решение сложных медико-социальных и этических проблем абортов в последние годы в России, как и в мире в целом, осуществляется в рамках Концепции по реализации права на репродуктивный выбор, охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи, определенной документами в области прав человека и документами Всемирной организации здравоохранения.
ВОЗ более 30 лет назад признала аборт серьезной проблемой охраны здоровья женщин. Уровень абортов и материнской смертности после абортов находится в прямой зависимости от действующего законодательства в отношении абортов, от развития службы охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, распространенности и доступности современных методов контрацепции, квалифицированной медицинской помощи, эффективности образования, информированности и просвещения в этой области.
Россия стала первой страной в мире, разрешившей в 1920 году аборт. С 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР производство абортов допускалось лишь при наличии угрозы жизни или тяжелого ущерба здоровью женщины, а также при наличии наследственных, заболеваний родителей. В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР в целях предоставления женщине возможности решать вопрос о материнстве, предупреждения вреда, наносимого здоровью женщин внебольничными абортами, и снижения материнской смертности после абортов, аборт был легализован.
В настоящее время Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 года) определены правовые основы медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека (ст.36).
Перечень социальных показаний в соответствии с этой статьей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 485 и включает 4 позиции вместо имевшихся ранее 13.
Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 утратило силу. Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 98 единственным социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации
На охрану репродуктивного здоровья, профилактику абортов направлена деятельность практически всей сети и кадров акушерско-гинекологической службы в стране - от фельдшерско-акушерских пунктов, женских консультаций до центров планирования семьи и репродукции.
В последние годы в результате реструктуризации учреждений акушерско-гинекологического профиля произошло укрупнение родильных и гинекологических отделений в составе ЦРБ, многопрофильных областных (республиканских, краевых) больниц. Число гинекологических коек сократилось с 87,4 тыс. в 1998 году до 76,0 тыс. в 2002 году (на 15%), число коек для производства абортов - с 7,0 тыс. до 4,8 тыс. (в 1,5 раза) соответственно. В дневных стационарах всех типов число гинекологических коек в 2002 году составило 12,9 тыс., из них для производства абортов - 322. Число врачей акушеров-гинекологов в 2002, году составило 39,0 тыс. (38,6 тыс. - в 1998 г.). В последние годы расширена тематическая последипломная подготовка врачей и среднего медицинского персонала по проблемам охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи и профилактики абортов.
Важнейшие стратегические направления по обеспечению единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи и профилактики абортов явились продолжением начатой в 80-ые годы государственной поддержки охраны материнства и детства со значительными инвестициями в службу, в том числе на закупку современных контрацептивов. В дальнейшем эти задачи решались в рамках федеральных целевых программ "Планирование семьи" и "Безопасное материнство". Программы были направлены на охрану репродуктивного здоровья населения, социальную поддержку материнства и детства, профилактику и снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Аналогичные программы приняты и реализуются в субъектах Российской Федерации.
Особую роль при этом сыграла целевая программа "Планирование семьи" (1993 - 1998 годы), разработанная Минздравом России в соответствии с международными правовыми стандартами. В период реализации программы закупалось дорогостоящее оборудование (ультразвуковое, эндоскопическое) для диагностики и лечения нарушений репродуктивной функции и около 40% средств этой программы ежегодно выделялось для закупки гормональных контрацептивов (по 36 млн. упаковок) для бесплатного обеспечения ими подростков и контингентов населения социального риска (малообеспеченных, инвалидов и др.).
В целом, организационная работа по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов, особенно с подростками и контингентами населения групп социального риска, осуществляется в субъектах Российской Федерации при взаимодействии органов и учреждений здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты, образования, молодежными службами, общественными организациями.
Важным результатом реализации федеральных и региональных целевых программ, совместной целенаправленной деятельности органов и учреждений здравоохранения всех уровней явилось снижение числа абортов и материнской смертности после абортов в стране.
В Российской Федерации абсолютное число абортов за последние 10 лет снизилось с 2977,9 тыс. в 1993 году до 1782,3 тыс. в 2002 году (в 1,7 раза); показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста - с 81,9 до 45,8; на 100 родившихся живыми и мертвыми - с 208,4 до 128,3 соответственно. В конце 80-х годов на одни роды было произведено 2 аборта, в начале 2000 годов - 1,28 аборта.
Важным вкладом в развитие устойчивых положительных тенденций по снижению абортов явилось развитие службы планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья в стране. Ключевую роль при этом выполняют около 500 центров планирования семьи и репродукции, являющихся методическими и практическими центрами в территориях по профилактике абортов.
За последние 5 лет, несмотря на сохраняющееся уменьшение числа абортов, темпы их снижения значительно сократились, что во многом обусловлено прекращением финансирования мероприятий целевых программ по охране репродуктивного здоровья и профилактике абортов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Общее число абортов в стране с 1998 года по 2002 год снизилось только на 20% и составило 2210,2 тыс. и 1782,3 тыс.: показатель на 1000 женщин фертильного возраста - 57,3 и 45,8: на 100 родившихся - живыми и мертвыми - 173,7 и 128,3 соответственно.
Сокращение темпов снижения абортов во многом обусловлено снижением доли женщин, применяющих эффективные методы контрацепции. За истекшие 5 лет число женщин, использующих современные методы контрацепции, уменьшилось почти на 10% - с 9,5 млн. (24,5% к числу женщин фертильного возраста) в 1998 году до 8,6 млн. (22,2%) в 2002 году, из них использующих внутриматочную контрацепцию - с 6,7 млн. (17,3%) до 5,6 млн. (14,6%), а использующих гормональные средства практически не изменилось (2,8 млн. (7,2%) до 3,0 (7,6%) соответственно). Таким образом, в настоящее время менее 25% женщин репродуктивного возраста используют эти методы, тогда как по данным анализа специалистов и международного опыта для снижения распространенности абортов до уровня экономически развитых стран необходимо обеспечение доступности современных методов контрацепции 70 - 75% женщин детородного возраста.
В связи с этим в 2002 году по сравнению с 2001 годом в более чем 15 территориях наблюдался рост числа абортов (Владимирская, Липецкая, Ярославская области, Республики Бурятия, Саха (Якутия) и др.) и сокращение в 1,5 - 1,8 раза числа женщин, применяющих современные методы контрацепции. В ряде территорий (Псковская, Костромская, Московская, Новгородская области и др.) число женщин, использующих внутри маточную контрацепцию, сократилось в 1,5 - 2 раза. В 1/3 территорий число женщин репродуктивного возраста, использующих гормональную контрацепцию, не превышает 5%, что свидетельствует о недостаточной работе в этом направлении главных акушеров-гинекологов, центров планирования семьи и репродукции на местах.
В то же время результатом эффективных мер по профилактике абортов является сохранение темпов снижения их распространенности более чем на 30% за последние 5 лет в г.г.Москве, Санкт-Петербурге, Самарской, Саратовской, Смоленской, Нижегородской областях, Чувашской Республике, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Республике Калмыкия и др. Охват женщин фертильного возраста эффективными средствами контрацепции в этих территориях в 1,5 - 1,9 раза превышает среднероссийский показатель.
Частота абортов на 1000 женщин фертильного возраста превышает среднероссийский показатель (45,8) в Дальневосточном и Уральском федеральных округах (соответственно в 2002 году 56,9 и 54,4) и наиболее низкий показатель регистрируется в Центральном и Южном (38,1 и 39,1).
В настоящее время в структуре абортов преобладают искусственные артифициальные аборты (85,6%), на долю самопроизвольных приходится 9,8%, неуточненных - 4,5%. Доля криминальных абортов за последние 5 лет снизилась в 2 раза (0,26% - 1998 г., 0,1% - 2002 г.). Абсолютное число криминальных абортов снизилось почти в 2,5 раза и составило в 2002 году менее двух тысяч - 1838 (4537- 1998 г.).
Уровень абортов по медицинским показаниям, несмотря на тенденцию к снижению с 48 558 в 1998 году до 41 234 в 2002 году, остается достаточно высоким, что связано с ухудшением состояния здоровья беременных женщин, улучшением диагностики врожденных и наследственных заболеваний плода.
За последние 5 лет отмечается рост удельного веса абортов по социальным показаниям в общем числе абортов с 2,0% в 1998 году до 2,25% в 2002 году, а также показателя на 1000 женщин фертильного возраста - с 0,9 до 1,06. Летальность после искусственного прерывания беременности по социальным показаниям в 2 раза превышает общую летальность после абортов и в 10 раз летальность после артифициального аборта, что обусловливает необходимость ограничения абортов по социальным показаниям и проведения прерывания беременности в поздние сроки преимущественно по медицинским показаниям в стационарах высокой степени риска.
Анализ частоты абортов в различных возрастных группах показывает, что половина всех прерываний беременностей приходится на женщин в оптимальном репродуктивном возрасте 20-29 лет (51,7%). По данным научных исследований в среднем каждая российская женщина производит 2,5 - 3 аборта.
Удельный вес абортов у первобеременных в общем числе абортов ежегодно возрастает и составил в 2002 году 11,3% (9,9% - 1999 г.).* Более 200 тыс. женщин в России ежегодно прерывают первую беременность путем аборта.
Положительным фактором является снижение общего числа абортов за последние 5 лет в возрастной группе 15 - 19 лет - почти на 20% (224730 - 1998 г.; 183947 - 2002 г.), особенно снизились в этой группе криминальные аборты - в 2,3 раза. Аборты у девочек до 14 лет уменьшились на 27% (1837 и 1343 соответственно), тем не менее в этой возрастной группе отмечается рост абортов с 1269 в 2000 году до 1343 в 2002 году. Каждый десятый аборт в стране производится в подростковом возрасте, что свидетельствует о недостаточной работе с подростками в области гигиенического и нравственного воспитания, а также по вопросам охраны репродуктивного здоровья и предупреждения нежелательной беременности. По данным социологических исследований до настоящего времени свыше 60% подростков и молодежи не информированы о методах контрацепции и последствиях искусственного прерывания беременности.
Важной организационной мерой в связи с этим является создание молодежных центров (клиник), центров по охране репродуктивного здоровья и реабилитации, медико-социальной помощи, кризисных центров, служб доверия для оказания медико-социальной и психологической помощи подросткам и молодежи. По оперативной информации в настоящее время в 36 субъектах Российской Федерации организовано более 100 таких учреждений (г.г.Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Смоленск, Челябинск, Томск, Барнаул и т.д.).
По данным официальной статистики доля абортов в ранние сроки в структуре всех абортов остается не выше 25% (24,4% - 1998 г., 24,3% - 2002 г.), а показатель числа абортов в ранние сроки на 1000 женщин фертильного возраста за этот период снизился на 20% (с 14,0 в 1998 году до 11,05 в 2002 году), что объясняется не только недостаточным внедрением этого метода, но и возрастанием (по информации с мест) проведения абортов в ранние сроки коммерческими структурами с 4,3% в 1998 году до 8,2% в 2002 году.
Проведение искусственного прерывания беременности на платной основе и в условиях негосударственных (коммерческих) медицинских организаций, а также достоверность статистического учета и отчетности по абортам в этих учреждениях является одним из сложных вопросов, требующих постоянного контроля органов управления здравоохранением на местах. По оперативной информации недорегистрация абортов в ряде территорий ежегодно в среднем составляет от 2% до 8%.
Частота осложнений после аборта, по данным научных исследований, колеблется в пределах 16 - 52%, при этом поздние осложнения, преимущественно более тяжелые, значительно превышают ранние (10 - 35% и 5 - 18% соответственно). По оперативной информации с мест частота ранних осложнений после аборта в Российской Федерации в 2002 г составила в среднем 1,4%: наиболее высокий процент зарегистрирован в Еврейской АО (5,6%), Тамбовской (5%), Ивановской (4,96%), Амурской (3,1%) областях и др.
Аборты часто являются причиной бесплодия, невынашивания и других осложнений беременности и родов, высоких показателей материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Экономические потери, связанные с абортом и гинекологической заболеваемостью (с учетом только ранних осложнений аборта), составляют в целом по России по расчетным данным более 2 млрд.рублей.
Степень риска аборта для здоровья и жизни женщины определяется всем объемом квалифицированной медицинской помощи при проведении аборта, с обеспечением ее доступности, качества и безопасности, включая эффективное консультирование и информирование, психологическую помощь и поддержку, применение современных технологий аборта (прерывание беременности в ранние сроки, медикаментозные методы, адекватное обезболивание), контрацепцию и реабилитацию после аборта.
В структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест несмотря на то, что эта причина является наиболее предотвратимой. В России в 2002 году удельный вес материнской смерти после абортов в структуре причин материнской смертности снизился и составил 18,5%.
По данным Госкомстата России за последние 10 лет абсолютное число умерших после аборта снизилось в 2,3 раза и составило в 1998 году - 204 (28,6%), в 2002 году - 87 (18,5%). Показатель материнской смертности после аборта в 2002 году составил 6,2 на 100000 родившихся живыми, этот показатель на селе почти в 2 раза выше, чем в городе (9,3 против 5,0 соответственно).
Из числа умерших после аборта каждая девятая погибает в возрасте 15 - 19 лет, около 80% - после аборта, начатого или начавшегося вне лечебного учреждения.
Риск для здоровья женщины, частота материнской смерти после aбopтa во II триместре возрастает в 3-4 раза по сравнению с операцией, производимой в 1 триместре. В течение последних трех лет не зарегистрированы случаи смерти после аборта в ранние сроки, в то время как у каждой третьей среди умерших после аборта беременность прерывалась в сроки 22 - 27 недель.
За последние 3 года благодаря эффективной работе на всех уровнях по профилактике абортов, материнской смертности случаи смерти после аборта не зарегистрированы в Брянской, Архангельской, Калининградской и Магаданской областях, Республике Алтай, Ненецкий АО; в 2002 году - в 36 территориях Российской Федерации.
По федеральным округам Российской Федерации доля женщин, умерших после аборта, колеблется от 15,6% в Центральном до 32,1% в Сибирском и 36,8% в Дальневосточном. В ряде территорий эта доля превысила 50% (Челябинская - 63,6%, Кировская - 55,5%, Омская - 54,5% области, Красноярский край - 50%).
В 2002 году из числа умерших после аборта смерть после артифициальных абортов наступила в 5,6%, самопроизвольных - в 19,8%, неуточненных - в 18,2%, криминальных - в 24,6%, после аборта по медицинским показаниям - в 26,2%, по социальным показаниям - в 4,8%. Около 70% женщин, умерших после аборта, относились к группе социального риска (малообеспеченные, безработные, без определенного места жительства и др.). Среди умерших преобладает контингент сельских жительниц (67%).
Ведущими причинами летальности в 2002 году являются септические осложнения (50%), гестозы (12%), кровотечения (9%), экстрагенитальная патология (7%) и др. Из числа умерших после аборта у 2 женщин была диагностирована ВИЧ-инфекция.
При оказании медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности, лечении осложнений и реабилитации после аборта существуют проблемы, требующие постоянного внимания органов и учреждений здравоохранения.
Экспертный анализ качества медицинской помощи в случаях материнской смерти после аборта показал, что около 60% женщин умерли в центральных районных больницах, расположенных как в городе, так и на селе. Основными факторами, способствовавшими смерти женщин после аборта в лечебно-профилактических учреждениях, явились дефекты при проведении аборта и лечении (57,3%), ошибки в диагностике и терапии осложнений (66,7%) и др. Ведущей причиной смерти женщин после аборта, начатого и начавшегося вне лечебно-профилактического учреждения, в 93,4% было позднее их обращение за медицинской помощью.
Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию к снижению абортов в Российской Федерации, они занимают ведущее место в структуре исходов всех наступивших беременностей и репродуктивных потерь.
Цель настоящей коллегии - определение путей и эффективных мер по профилактике абортов, снижению осложнений и материнской смертности после абортов с учетом современных требований и тенденций развития здравоохранения, обеспечения доступности, безопасности и качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными правовыми стандартами в области охраны репродуктивного здоровья населения.
В связи с изложенным и в целях профилактики и снижения абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации коллегия решает:
1. Считать одним из основных направлений деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации охрану репродуктивного здоровья населения, профилактику абортов и материнской смертности после абортов.
2. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (по согласованию):
2.1. В срок до 30 декабря 2003 года разработать, утвердить в установленном порядке и направить в субъекты Российской Федерации модель целевой программы "Охрана репродуктивного здоровья населения, профилактика абортов".
2.2. В срок до 30 мая 2004 года представить заключение о необходимости внесения изменений в приказ Минздрава России от 28.12.1993 N 302 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности".
2.3. В срок до 30 декабря 2003 года подготовить проект приказа о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности у первобеременных.
2.4. В срок до 30 декабря 2004 года подготовить и направить в субъекты Российской Федерации: методическое указание "Современные технологии медикаментозного аборта" и пособие для врачей "Современные технологии искусственного прерывания беременности, профилактика осложнений".
2.5. В срок до 30 июня 2004 года в рамках итогового совещания руководителей службы охраны материнства и детства субъектов Российской Федерации подготовить и провести конференцию "Аборты и репродуктивное здоровье женщин".
3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) в срок до 30 декабря 2003 года рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в части оказания медицинской помощи по профилактике абортов - обеспечения средствами контрацепции групп социального риска (подростки, малообеспеченные, инвалиды и др.).
4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (по согласованию) до 30 июня 2004 года внести изменения и дополнения в форму (ф. 13) федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о прерывании беременности (в сроки до 28 недель)".
5. Департаменту профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении (С.Б.Шевченко), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) включить в учебные программы тематического усовершенствования врачей педиатров, терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), дерматовенерологов вопросы по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов.
6. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский) совместно с Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (по согласованию) и Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН (по согласованию) в срок до 30 декабря 2005 года в ряде субъектов Российской Федерации провести изучение и дать медико-экономическую оценку различным методам профилактики аборта, по результатам разработать технологию определения потребности в современных средствах контрацепции с учетом демографической ситуации и региональных особенностей.
7. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации, главным акушерам-гинекологам в федеральных округах совместно с профильными научно-исследовательскими и образовательными медицинскими учреждениями (центрами), закрепленными за федеральными округами, в срок до 30 апреля 2004 года провести анализ организации работы по профилактике абортов и материнской смертности после абортов в территориях, обобщить результаты и заслушать на заседаниях Координационных советов в федеральных округах с принятием конкретных мер.
8. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
8.1. Считать основным критерием качества деятельности органов и учреждений здравоохранения всех уровней обеспечение доступности квалифицированной медицинской помощи по профилактике абортов и их осложнений, материнской смертности после абортов.
8.2. В срок до 30 марта 2004 года заслушать и обсудить на заседаниях коллегии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации вопросы о состоянии и мерах по снижению абортов, разработать и утвердить целевую программу "Охрана репродуктивного здоровья населения, профилактика абортов".
8.3. В срок до 30 апреля 2004 года с учетом межведомственного взаимодействия создать Координационные советы по охране репродуктивного здоровья.
8.4. Предусматривать при разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи профилактику абортов - обеспечение групп социального риска (подростки, малообеспеченные, инвалиды и др.), средствами контрацепции.
8.5. Осуществлять выделение необходимых средств за счет целевых программ и других источников финансирования на закупку современных средств контрацепции и искусственного прерывания беременности для бесплатного обеспечения населения, особенно групп социального риска; внедрение современных информационных технологий по охране репродуктивного здоровья, профилактике абортов.
8.6. Обеспечить контроль за деятельностью негосударственных (коммерческих) медицинских организаций, ведением и предоставлением ими в установленном порядке учетной и отчетной документации, в том числе по абортам, по утвержденным Минздравом России и Госкомстатом России формам.
8.7. Организовать постоянно действующие семинары для врачей акушеров-гинекологов, педиатров, терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), а также медицинских работников СВА, ФАПов, ФП по вопросам охраны репродуктивного здоровья, профилактике абортов.
9. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.
Председатель коллегии |
Ю.Л. Шевченко |
Секретарь коллегии |
И.В. Плешков |
_____________________________
* с 1999 г. в статистических формах учитываются аборты в ранние сроки у первобеременных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. (протокол N 14) "О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации"
Текст решения официально опубликован не был