Москва |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А40-159991/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: А.А. Малюшина, С.В. Нечаева,
при участии в заседании:
от истца - Фоменко А.В., дов. от 22.12.2014,
от ответчика - Лобова Е.Н., дов. от 27.03.2015,
рассмотрев 24 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации
на постановление от 14 мая 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семикиной О.Н., Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Седовым С.П.,
по делу по иску Муниципального образования "город Брянск" в лице
Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской
Федерации (ОГРН 1037739085636), Департаменту финансов Брянской области
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора Финансового управления Брянской
городской администрации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении расходов в размере 1 600 000 руб., понесенных муниципальным бюджетом города Брянск в связи с предоставлением жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.
Определением Арбитражный суд города Москвы от 08.12.2014 в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2015 принят отказ от иска к Департаменту финансов Брянской области, в остальной части исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд сослался на положения статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав установленным факт противоправности бездействия Минфина России, выразившегося в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с предоставлением жилья Зую Павлу Сергеевичу.
Также суд сослался на положения статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснения, изложенные в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суд мотивировал свои выводы тем, что обязанность Российской Федерации по возмещению расходов органов местного самоуправления на предоставление жилых помещений определенным в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" категориям граждан (инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов) обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений таким категориям граждан, что денежные средства для предоставления жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет после 01.01.2005 ответчиком не перечислялись, а истец не наделен государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в соответствии с которой полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 решение суда отменено в обжалуемой части о взыскании с Российской Федерации убытков. В удовлетворении исковых требований Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков отказано.
Не согласившись с принятым постановлением, истец подал кассационную жалобу, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ответчика просил оставить постановление без изменения, как законное и обоснованное.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Советского районного суда города Брянска от 08.12.2011 по делу N 2-7430 (2011), оставленным без изменения определением Кассационной судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 01.03.2012, суд обязал истца предоставить Зую Павлу Сергеевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Брянска.
Во исполнение решения Советского районного суда города Брянска от 08.12.2011 Брянская городская администрация предоставила Зую П.С. по договору социального найма находящееся в Муниципальной собственности жилое помещение, по адресу: город Брянск, улица Коммунаров, дом 4, квартира 22, общей площадью 47,9 кв.м.
Между Фокинской районной администрацией города Брянска, действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования города Брянск, Брянской городской администрации, и Зуем П.С. заключен договор социального найма от 09.04.2013 N 269.
Постановлением Брянской городской администрации от 05.09.2013 N 2195-зп указанное жилое помещение было передано в собственность Зую П.С.
Приведенным выше решением суда общей юрисдикции установлено, что Зуй П.С. относится к категории детей-инвалидов, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817. Зуй П.С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, на основании распоряжения Фокинской районной администрации г.Брянска от 19.12.2007 N 478-р.
Обстоятельства предоставления жилого помещения, сумму расходов истца на это стороны не оспаривают, данные обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, спорным является вопрос бюджетного уровня расходов на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
С 01.01.2005 федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон предусматривает понятия социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.
В соответствии со статьей 2 данного закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указанный закон предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Так, согласно абзацам 2 и 3 статьи 17 закона обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3).
Таким образом, в отношении такой категории граждан, вставших на учет после 01.01.2005, закон содержит отсылочную норму, указывая на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01.03.2005, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты.
Следовательно, суд первой инстанции необоснованно ссылается на то, что сам факт предоставления жилья такой категории граждан, определенной в Федеральном законе, уже относит расходы на предоставление жилых помещений к расходным обязательствам Российской Федерации.
И апелляционный суд правомерно не согласился с данным выводом суда первой инстанции.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Кодексом предусмотрены случаи предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди предусмотренным в части 2 данной статьи категориям граждан.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма регулирует глава 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 49 Кодекса по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).
В силу части 2 названной статьи для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть 3).
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
Материалы дела не содержат доказательств наделения истца в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Приведенный выше Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает обязательств Российской Федерации по предоставлению жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005, а, следовательно, не предусматривает предоставление такого жилья из жилищного фонда Российской Федерации.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что расходы по предоставлению жилых помещений указанным категориям инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не относятся к расходам Российской Федерации основан на приведенных судом нормах права.
Довод истца о том, что спорные расходные обязательства возложены на Российскую Федерацию, судебной коллегией отклоняется, как не основанный на буквальном содержании положений указанного выше закона.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ); принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ); субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации (п. 1 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Редакция данной статьи также претерпела изменения в 2004 году с учетом общей политики изменений в области совместных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки, предусматривающих передачу значительного числа полномочий от Российской Федерации к субъектам Российской Федерации.
Приведенные выше положения редакции Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" корреспондируют норме статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, апелляционным судом не допущено.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с доводом заявителя кассационной жалобы о том, что отнесение данных обязательств к расходным обязательствам Российской Федерации следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области", поскольку в данном постановлении Конституционным Судом Российской Федерации рассматривал на соответствие Конституции Российской Федерации положения указанного закона, а не Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 14 мая 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-159991/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.