г. Москва |
|
02 сентября 2015 г. |
Дело N А40-100265/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи - А.Л. Новосёлова,
судей: А.А. Малюшина и Л.В. Завирюха
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика: Смирновой А.А. (дов. от 27.03.2015)
от третьего лица:
рассмотрев 26 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Минфина России
на решение от 10 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Михайловой Е.В.,
на постановление от 23 апреля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яремчук Л.А., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску Муниципального образования "Город Брянск" в лице Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, 241050, Брянская область, г. Брянск, пр-т Ленина, 35) к Министерству финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1)
третьи лица: Департамент финансов Брянской области, Финансовое
управление Брянской городской администрации
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен Муниципальным образованием "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (Брянская городская администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 1 026 207 руб. 00 коп. (т.1, л.д.3-14).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 2 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Брянской городской администрации (т.1, л.д.1).
Определением того же арбитражного суда от 25 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Брянской области (т.1, л.д.138).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 года взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации убытки в размере 1 026 207 руб. 00 коп. (т.2, л.д.98-105).
Решение мотивировано тем, что решением Советского районного суда города Брянска от 8 декабря 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 1 марта 2012 года Брянская городская администрация обязана предоставить Верхутину Т.Л. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Брянска. При этом судами первой и кассационной инстанций было установлено, что Верхутин Т.Л. относится к категории детей-инвалидов, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, что Верхутин Т.Л. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, на основании распоряжения Фокинской районной администрации города Брянска от 10 мая 2011 года N 136-р.
Первая инстанция установила. что во исполнение упомянутого решения Советского районного суда города Брянска Брянская городская администрация предоставила Верхутину Т.Л. по договору социального найма жилое помещение, находящееся по адресу: г. Брянск, ул. Флотская, д.32, кв.2, общей площадью 37,8 кв. м., которое было приобретено в собственность муниципального образования "город Брянск" за 1 026 207 руб. 00 коп., что 24 февраля 2014 года между Бежецкой районной администрацией города Брянска, действовавшей от имени собственника жилого помещения Муниципального образования "город Брянск", и Верхутиным Т.Л. заключен договор социального найма N 1324.
Первая инстанция указала, что в соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Первая инстанция установила, что органу местного самоуправления не были выделены финансовые средства на обеспечение предусмотренных ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
Первая инстанция признала, что возмещение расходов Брянской городской администрации на обеспечение жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности, что юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения инвалиду, относящемуся к гражданам отдельной категории, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования, что, предоставив жилое помещение, администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может выполнять собственные обязательства, что Брянская городская администрация выполнила обязанность по исполнению решения суда по предоставлению жилого помещения, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Первая инстанция отклонила возражения ответчика о выделении Брянской области соответствующих субвенций, об отсутствии претензий от субъекта Российской федерации относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, об отсутствии у истца убытков.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2015 года решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 года по делу N А40-100265/14 оставлено без изменения (т.2, л.д.178-182).
В кассационной жалобе ответчик просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом ст.2, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.6, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (т.3, л.д.2-7).
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представитель ответчика привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания кассационной инстанции, своих представителей в суд не направили.
Ходатайство истца об отложении судебного заседания в связи с рассмотрением Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы по аналогичному делу и невозможностью явки представителя истца в судебное заседание отклонено как не основанное на законе.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, кассационная инстанция находит решение от 10 февраля 2015 года и постановление от 23 апреля 2015 года подлежащими отмене в связи со следующим.
Положениями ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
В соответствии с пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение, в частности, вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет средств субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Отнесение расходов по осуществлению указанных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в связи с предоставлением субвенций на обеспечение жильем инвалидов и их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, являются межбюджетными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
С учетом изложенного кассационная инстанция приходит к выводу, что судом первой и апелляционной инстанций с достаточной полнотой установлены имеющие значение для дела обстоятельства, однако неправильно применены нормы материального права, а поэтому в силу п.2 ч.1 ст.287 и ч.2 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 10 февраля 2015 года и постановление от 23 апреля 2015 года подлежат отмене и по делу возможно, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10 февраля 2015 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 23 апреля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-100265/14 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.