г. Москва |
|
7 сентября 2015 г. |
Дело N А40-201950/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т. А.,
судей Антоновой М. К., Тетёркиной С. И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - нет представителя,
от ответчика - Суздальцев Станислав Андреевич, доверенность от 24 декабря 2014 года, удостоверение,
от третьего лица - Юсупов Дмитрий Вадыхович, доверенность от 12 января 2015 года, удостоверение,
рассмотрев 7 сентября 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по Москве и Московской области
на решение от 26 марта 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нагорной А.Н.,
на постановление от 30 июня 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сафроновой М.С., Мишаковым О.Г., Масловым А.С.,
по иску (заявлению) ООО "ЭНКА ТЦ"
о признании незаконными действий и обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы
к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по Москве и Московской области,
третье лицо: МИФНС России N 49 по городу Москве,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНКА ТЦ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) о признании незаконными действий по неисполнению решения от 29.11.2012 N 1496 "О возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов" в размере 2 787 445 руб. и обязании возвратить сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 2 787 445 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своего представителя не направило, что согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель пенсионного фонда в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель третьего лица против доводов кассационной жалобы возражал. Считая судебные акты законными и обоснованными.
Отзывов не поступало. Налоговым органом представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество подало в пенсионный фонд заявление о возврате переплаты по страховым взносам в сумме в сумме 2 787 445 рублей (из которых на страховую часть трудовой пенсии 1 596 189 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии 1 191 256 руб.).
По результатам рассмотрения заявления Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области вынесено решение от 29.11.2012 N 1496 "О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов", которое до настоящего времени не исполнено.
11.08.2014 заявитель обратился к фонду с требованием возврата спорной суммы страховых взносов. Ответным письмом от 03.09.2014 фонд отказал в удовлетворении требований о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, указав, что главным администратором кодов бюджетной классификации, на которые уплачивались спорные взносы, является Федеральная налоговая служба.
Установив, что в настоящее время все КБК по учёту пенсионных взносов переданы в ведение пенсионного фонда и его подразделений, судебные инстанции пришли к выводу, что только пенсионный фонд может вернуть эти взносы.
Отклоняя позицию пенсионного фонда, суды указали на то, что до 2010 года страховые взносы действительно администрировались налоговыми органами, и, следовательно, КБК, по которым осуществлялось перечисление денежных средств в бюджет, имели соответствующую подчиненность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - 212-ФЗ) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 11 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (пункт 12 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно пункту 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 26, 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и совместного письма Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 N АД-30-24/8509@ главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является пенсионный фонд, в связи с чем именно он должен принимать решение о возврате излишне уплаченных в 2010 году страховых взносов за 2009 год по кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Учитывая изложенное, а также, что фонд не опровергает факта наличия переплаты и она подтверждена уже вынесенным решением ГУ-ОПФР по городу Москве и Московской области, требования общества о признании незаконными действий по неисполнению решения от 29.11.2012 N 1496 "О возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов" в размере 2 787 445 руб. и обязании возвратить сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 2 787 445 руб. правомерно удовлетворены.
Арбитражный суд Московского округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств, и отмены вынесенных по делу судебных актов.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2015 года по делу N А40-201950/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Т.А.Егорова |
Судьи |
М.К.Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.