г. Москва |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А41-14850/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ДАНАЛИТ": Джангирова Н.Р. (дов. от 11.03.2014 г.), Борисовой Е.А. (дов. от 11.03.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: Пейсаховой Н.И. (дов. N 390/Д-07 от 23.07.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепурковой Е.С. (дов. N 26ДОВ-514 от 25.12.2014 г.);
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: Утешевой Т.С. (дов. N ИВ-03-28/6674 от 15.06.2015 г.);
от третьего лица Администрации сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица АКБ Промсвязьбанк (ОАО): Волхонцевой А.В. (дов. N 2060 от 05.08.2015 г.);
рассмотрев 03 сентября 2015 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2015 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Епифанцевой С.Ю.,
по делу N А41-14850/14
по иску общества с ограниченной ответственность "ДАНАЛИТ" (ОГРН 1027700373084; 119330, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 17Б)
к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 1), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 3)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298; 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19); Администрация сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области (141544, Московская область, Солнечногорский район, д. Брехово, д. 72); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); акционерный коммерческий банк "Промсвязьбанк" (открытое акционерное общество) (109052, г. Москва, ул. Смирновская, д. 10, стр. 22),
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ДАНАЛИТ" (далее - ООО "ДАНАЛИТ", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234 - выдел 16 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества площадью 7 050 кв.м. и на часть лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234 - выдел 17 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества площадью 34 844 кв.м. (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и акционерный коммерческий банк "Промсвязьбанк" (открытое акционерное общество) (далее - АКБ "Промсвязьбанк").
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства просят об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "ДАНАЛИТ" и АКБ "Промсвязьбанк" просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства. Представитель ТУ Росимущества в Московской области с доводами кассационных жалоб согласился. Представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области. Представители ООО "ДАНАЛИТ" и АКБ "Промсвязьбанк" возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Представители Администрации сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области и Управления Росреестра по Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в апреле 2004 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 420 412 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, вблизи д. Брехово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственного производства, с присвоением ему кадастрового номера 50:09:0070416:7, принадлежащий ЗАО "Солнечное подворье".
Право собственности на указанный земельный участок ЗАО "Солнечное подворье" было зарегистрировано 21 апреля 2004 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 50 АЖ N 176154.
Постановлением Правительства Московской области N 519/29 от 09 июля 2010 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 включен в границы д. Брехово сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, его категория была изменена на "земли населенных пунктов", а вид разрешенного использования - на "для индивидуального жилищного строительства".
06 декабря 2011 г. между ЗАО "Солнечное подворье" (продавец) и ООО "ДАНАЛИТ" (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, площадью 420 412 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Брехово, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Право собственности ООО "ДАНАЛИТ" на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 было зарегистрировано 15 декабря 2011 г.
Постановлением Главы муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области N 11 от 26 января 2012 г. был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 с "для индивидуального жилищного строительства" на "для малоэтажного жилищного строительства".
На основании решения ООО "ДАНАЛИТ" от 14 августа 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 был разделен на 6 земельных участков:
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3127 площадью 377 045 кв.м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3128 площадью 9 158 кв.м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3129 площадью 8 369 кв.м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3130 площадью 8 580 кв.м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3131 площадью 8 630 кв.м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3132 площадью 8 630 кв.м.
На основании решения ООО "ДАНАЛИТ" от 11 ноября 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:3127 был разделен на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3416 площадью 327 807 кв.м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3417 площадью 7 050 кв.м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3418 площадью 42 188 кв. м.
Из письма Клинского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" N 579 от 31 мая 2013 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 расположен на землях Государственного лесного фонда в квартале 34 выделах N 16 и 17 Клинского сельского участкового лесничества.
Согласно заключению филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" "О положении границ земельного участка" N 13/1450 от 18 октября 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 площадью 42,04 га частично на площади 4,21 га накладывается на земли лесного фонда (бывшие "сельские леса") Клинского сельского участкового лесничества кв. 34, выделы 16, 17, при этом наложение на земли лесного фонда бывшего Солнечногорского лесхоза отсутствуют; лесоустроительные (полевые) работы по таксации бывших "сельских" лесов на территории Солнечногорского района проводились в 2006 году ФГУП "Центрлеспроект" на основании государственного контракта с ГУ МО "Управление лесами Московской области" на лесоустройство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций Московской области и переданных в ведение Московской области. С 01 января 2007 г. финансирование окончания лесоустроительных работ из бюджета Московской области было прекращено, в связи с чем все лесоустроительные работы были остановлены, а согласование границ лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, не проводилось; при государственной регистрации в 2008-2009 гг. Мослесхозом права собственности Российской Федерации на лесные участки "сельских лесов" в составе земель лесного фонда были использованы несогласованные материалы полевых работ; поскольку право собственности на исходный земельный участок ЗАО "Солнечное подворье" оформлено в 2004 году, то есть раньше проведения лесоустроительных работ, включение части исходного земельного участка площадью 4,21 га в состав земель лесного фонда следует считать технической ошибкой, подлежащей исправлению путем внесения изменений в сведения государственного лесного реестра в части исключения из квартала 34 выделов 16 и 17.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 апреля 2009 г. за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности, в том числе на лесной участок Клинского лесничества квартал N 34 выдела 1-32.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из тех обстоятельств, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070401:3417, 50:09:0070401:3418 относятся к категории земель "земли населенных пунктов" и имеют вид разрешенного использования "для малоэтажного жилищного строительства"; данные земельные участки были образованы при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, который на момент образования относился к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. При формировании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 его правообладателем - ЗАО "Солнечное подворье" границы земельного участка были согласованы в установленном порядке, в том числе и с федеральным государственным учреждением "Солнечногорское опытное лесное хозяйство".
Суд апелляционной инстанции также отметил, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2004 году, в то время как участок лесного фонда в выделах 16, 17 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества был образован и зарегистрирован в качестве федеральной собственности 30 апреля 2009 года, в связи с чем указал, что на момент формирования участка лесного фонда границы земельного участка истца уже были установлены.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Для оспаривания зарегистрированного права собственности на земельный участок путем использования таких способов защиты как признание права или признание права отсутствующим, помимо установления нарушений, имевших место при государственной регистрации, необходимо доказать, что наличие зарегистрированного права нарушает права именно истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Положениями статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации, не могут являться объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Выводы суда апелляционной инстанции, позволившие прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, сделаны относительно земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070401:3417, 50:09:0070401:3418, образованных из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом не исследовался вопрос об образовании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, переводился ли указанный земельный участок из одной категории в другую, входил ли данный земельный участок в границы лесного фонда на момент его предоставления в собственность предыдущим собственникам.
От установления указанных обстоятельств зависят выводы суда о законности государственной регистрации права собственности на земельный участок, как за истцом, так и за Российской Федерации, однако данные обстоятельства судом не выяснялись.
Делая вывод о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 его правообладателем - ЗАО "Солнечное подворье" границы земельного участка были согласованы в установленном порядке, в том числе и с федеральным государственным учреждением "Солнечногорское опытное лесное хозяйство", суд апелляционной инстанции не указал на основании чего он пришел к такому выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Указанные требования не были соблюдены судами.
Учитывая, что судами обеих инстанций не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а исследование доказательств по делу выходит за пределы полномочий кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду также надлежит обсудить вопрос о привлечении к участию в деле ЗАО "Солнечное подворье" в соответствующем процессуальном статусе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2015 г., решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2014 г. по делу N А41-14850/14 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Положениями статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации, не могут являться объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф05-10077/15 по делу N А41-14850/2014
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10077/15
02.03.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1015/17
25.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10077/15
25.05.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4262/16
18.02.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14850/14
10.09.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10077/15
01.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9769/14
26.06.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14850/14