город Москва |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А41-84140/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Фирма ИВ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации г. Ивантеевки Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства строительного комплекса Московской области: Молчановой Л.Г. (дов. N 111 от 07.09.2015 г.);
рассмотрев 17 сентября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2015 г.,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2015 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-84140/14
по заявлению ООО "Фирма ИВ"
к Администрации г. Ивантеевки Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Фирма ИВ" (далее - ООО "Фирма ИВ", общество, заявитель) является собственником земельного участка с разрешенным использованием "под многоэтажное жилищное строительство" общей площадью 8 000 кв.м. с кадастровым номером 50:43:0060202:44, расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 - АЕN 685430 от 11 января 2014 г.
18 декабря 2014 г. ООО "Фирма ИВ" обратилось в Администрацию города Ивантеевки (далее - Администрация) с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Многоэтажного жилого комплекса из трех разноэтажных домов по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская".
Разрешение на строительство не было выдано.
Считая свои права нарушенными, ООО "Фирма ИВ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Ивантеевки и Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным бездействия Администрации города Ивантеевки, выразившегося в невыдаче ООО "Фирма ИВ" разрешения на строительство "Многоэтажного жилого комплекса из трех разноэтажных домов по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская", земельный участок площадью 8000 кв.м., с кадастровым номером 50:43:0060202:44 (свидетельство на право собственности 50-ANE 685430) и обязании Министерство строительного комплекса Московской области выдать такое разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 204 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации города Ивантеевки, выразившееся в невыдаче ООО "Фирма ИВ" разрешения на строительство "Многоэтажного жилого комплекса из трех разноэтажных домов по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская", земельный участок площадью 8000 кв.м., с кадастровым номером 50:43:0060202:44, свидетельство на право собственности 50-ANE 685430. Суд обязал Министерство строительного комплекса Московской области выдать ООО "Фирма ИВ" разрешение на строительство "Многоэтажного жилого комплекса из трех разноэтажных домов по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская", земельный участок площадью 8000 кв.м., с кадастровым номером 50:43:0060202:44, свидетельство на право собственности 50-ANE 685430.
В кассационной жалобе Министерство строительного комплекса Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов в части обязания Министерство выдать разрешение на строительство, полагая, что судами в указанной части неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку Министерство не является правопреемником по обязательствам органов местного самоуправления, общество в установленном административным регламентом порядке в Министерство не обращалось.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства строительного комплекса Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "Фирма ИВ" и Администрации города Ивантеевки в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Министерства строительного комплекса Московской области, явившегося в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок выдачи разрешения на строительство определен в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания незаконным бездействия Администрации города Ивантеевки, выразившегося в невыдаче обществу разрешения на строительство многоэтажного жилого комплекса из трех разноэтажных домов, суды пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Судами установлено, что для получения разрешения на строительство обществом был представлен полный пакет документов, при этом администрация в установленный законом десятидневный срок разрешение на строительство или отказ в его предоставлении с указанием причин отказа не представила.
При этом судом отклонен довод администрации о необходимости рассмотрения данного вопроса Градостроительным советом Московской области, поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации такой порядок рассмотрения заявления не предусмотрен.
Судебные акты в указанной части не оспариваются, кассационная жалоба каких-либо доводов не содержит.
Обязывая Министерство строительного комплекса Московской области выдать разрешения на строительство многоквартирного жилого дома суды со ссылкой на положения пункта 13.1 постановления Правительства Московской области N 786/44 от 03 октября 2013 г. "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области" указали на то, что полномочия по выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) зданий на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительного комплекса Московской области.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов и полагает необходимым указать следующее.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство.
В силу статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области N 106/2014-ОЗ от 24 июля 2014 г. "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (далее - Закон N 106/2014-ОЗ) Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства.
Частью 2 статьи 6 Закона N 106/2014-ОЗ предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2015 года, за исключением статьи 5 настоящего Закона.
Таким образом, с 01 января 2015 года полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) зданий на территории Московской области отнесены к ведению Министерства строительства комплекса Московской области.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 966/07 от 21 февраля 2007 г. по делу N А32-137/2000-36/10, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство. Такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в части обязания Министерства строительного комплекса Московской области выдать ООО "Фирма ИВ" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, в связи с отнесением с 01 января 2015 года полномочий по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) зданий на территории Московской области к ведению Министерства строительства комплекса Московской области.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2015 г. по делу N А41-84140/14 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.