г. Москва |
|
5 октября 2015 г. |
Дело N А40-214476/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 05.10.2015.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ИФСК"АРКС" - Путилин Е.Н. дов. от 20.08.15 г. N 42,
от заинтересованного лица: МТУ Ростехнадзора - Наволокина Н.В. дов. от 15.06.15 г. N 173,
рассмотрев 01.10.2015 года в судебном заседании кассационную жалобу МТУ Ростехнадзора
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30.06.2015 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Поповым В.И., Поташовой Ж.В.,
по заявлению ООО "ИФСК"АРКС"
об оспаривании постановления МТУ Ростехнадзора о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2015 г. ООО "ИФСК "АРКС" (далее - общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзор) от 09.12.2014 N 704-Г/3.3-19/Р-12.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 г. решение суда отменено, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе МТУ Ростехнадзора просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда.
Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция полагает, что постановление апелляции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, МТУ Ростехнадзора в период времени с 21.10.2014 проведена выездная проверка объекта капитального строительства "Транспортная развязка на пересечении МКАД с Каширским шоссе", расположенного по адресу: г. Москва, ЮАО, район Орехово-Борисово Южное, Каширское шоссе пересечение МКАД.
В ходе проведения проверки выявлено, что Генеральный подрядчик ООО "ИФСК "АРКС" при проведении строительного контроля не выявил и допустил следующие нарушения: осуществляется строительство объекта капитального строительства "Транспортная развязка на пересечении МКАД с Каширским шоссе" в отсутствие полученного в установленном порядке, разрешения на строительство, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что нарушает требования части 2 ст. 51, п. 1 ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
На момент проведения проверки ведутся работы по устройству ж/б колонн эстакад, работы по устройству подпорных стен, работы по устройству инженерных систем.
Порядок проведения и строительного контроля регламентирован Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, который также конкретизирует лиц, уполномоченных на осуществление строительного контроля. Так пункт 3 указанного Положения определяет, что строительный контроль проводиться лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Строительство указанного выше объекта капитального строительства в силу положений ст. 49, 51, 54 Градостроительного кодекса РФ должно осуществляться с проведением государственного строительного надзора.
Объект капитального строительства расположен на территории двух субъектов РФ (Москва и Московская область), строительство которого подлежит федеральному государственному строительному надзору в соответствии с п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзора в Российской Федерации" федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции объектов, указанных в п.5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п.5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
На основании п. 3.1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.01.2013 N 38 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента РФ возложено на иные федеральные органы исполнительной власти" предметом государственного строительного надзора является проверка наличия разрешения на строительства.
Постановлением от 09.12.2014 N 704-Г/3.3-19/Р-12 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, исходил из наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Апелляционный суд, отменяя принятое по делу судебное решение посчитал, что материалами дела об административном правонарушении не доказана вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения; суд также отметил, что 26.02.2014 Комитет государственного строительного надзора города Москвы выдал разрешение на строительство N RU77173000-009086 на основании положительного заключения экспертизы, срок действия которого - до 31.12.2014.
Суд кассационной инстанции не соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в совершении действий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без соответствующего разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом деле разрешение на строительство должно быть выдано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в связи с чем ссылка суда апелляционной инстанции на наличие разрешения, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, является несостоятельный.
В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Как правомерно установил суд первой инстанции, согласно абзацу 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Градостроительного кодекса лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Таким образом, получить разрешение на строительство должен именно застройщик или заказчик, после чего соответствующее разрешение передается лицу, осуществляющему строительство (подрядчику).
В силу требований статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства. Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном порядке, действующим законодательством не допускается.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество вело строительные работы, не имея соответствующего разрешения на строительство, полученного в установленном порядке у соответствующего федерального органа исполнительной власти; заявитель, имея возможность своевременно и в установленном порядке получить разрешение на строительство, после чего начать строительные работы, длительное время, в том числе, и в период проведения проверки, вел строительство объекта в отсутствие необходимого разрешения на строительство, что говорит о наличии вины в действиях общества.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены решения суда у суда апелляционной инстанции отсутствовали.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2015 по делу N А40-214476/14 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2015 года по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.