1. Введение
1.1. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1) [1].
1.2. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование (статья 12) [1].
1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39) [1].
1.4. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе Действующих санитарных правил.
1.5. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 55) [1].
1.6. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением [2].
1.7. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
2. Область применения и общие положения
2.1. Методические рекомендации по организации проведения и объему лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления" (далее Методические рекомендации) определяют порядок организации проведения и объем лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления предусматривают обязанности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по выполнению их требований.
2.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" [1], Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" [3], Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" [4], Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" [2], "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" [5], Санитарными правилами и нормами "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" [6], "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" [7], "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения" [8].
2.3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-гигиенический мониторинг.
3. Организация и порядок проведения лабораторных исследований
3.1. Лабораторные исследования в рамках производственного контроля над соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - лабораторные исследования) проводятся юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
3.2. Целью лабораторных исследований является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля над их соблюдением.
3.3. Объектами лабораторных исследований являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для обращения с отходами производства и потребления.
3.4. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Разрабатывать Программу (план) производственного контроля с входящим в нее разделом лабораторных исследований и испытаний, эффективности мероприятий по обеспечению безопасности обращения с отходами производства и потребления (далее - программа) с учетом особенностей отдельных видов производственной деятельности и используемых процессов.
3.5. Программа (план) лабораторных исследований составляется юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) до начала осуществления деятельности, а для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) уже осуществляющих деятельность пересматривается - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих методически рекомендаций. Дополнения и изменения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), введении в действие новых нормативных документов.
3.6. Разработанная программа (план) производственного контроля согласовывается главным врачом (заместителем главного врача) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью юридического лица (индивидуального предпринимателя) и утверждается руководителем организации.
3.7. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) представляют информацию о результатах лабораторных исследований центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора по их запросам.
4. Объем и порядок проведения лабораторных исследований
4.1. Перечень, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики объекта, наличия вредных производственных факторов, степени их опасности для здоровья человека и среды его обитания.
4.2. Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторных исследований, и определения их периодичности являются санитарные нормативные документы и данные санитарно-эпидемиологической оценки объекта. Перечень точек забора проб для лабораторного исследования должен содержаться в "Программе" в текстовом либо графическом виде.
4.3. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) имеющим соответствующую требованиям лабораторную базу самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Таблица 1
Рекомендации по перечню, объему и периодичности лабораторных исследований
Объекты исследований и номенклатура исследований |
Частота исследований |
|||||
1. |
|
Почва вблизи площадки временного хранения*(1) твердых бытовых отходов |
зима*(2) |
весна*(2) |
лето*(3) |
осень*(3) |
|
- |
санитарно-паразитологические*(4) |
1/30*(5) |
1/30 |
1/10 |
1/10 |
|
- |
бактериологические*(4) |
1/30 |
1/30 |
1/10 |
1/10 |
|
- |
санитарно-химические*(4) |
1/40 |
1/40 |
1/40 |
1/40 |
|
- |
радиологические*(6) |
1/50 |
1/50 |
1/50 |
1/50 |
|
- |
качественный и количественный анализ |
1/50 |
1/50 |
1/50 |
1/50 |
2. |
|
Почва в близи# площадки временного хранения*(1) отходов учреждений здравоохранения*(7) |
кл А |
кл Б |
кл В |
кл Г |
|
- |
санитарно-паразитологические |
- |
|||
|
- |
бактериологические |
- |
|||
|
- |
санитарно-химические |
- |
- |
||
|
- |
радиологические |
||||
|
- |
качественный и количественный анализ |
||||
3. |
|
Почва в близи# площадки временного хранения промышленных отходов (отвалы, хвостохранилища и т.д.) |
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
|
- |
санитарно-химические |
||||
|
- |
радиологические |
||||
4. |
|
4. Отходы, с объектов депонирования |
зима |
весна |
лето |
осень |
|
- |
санитарно-паразитологические |
- |
- |
||
|
- |
бактериологические |
- |
- |
||
|
- |
санитарно-химические |
||||
|
- |
радиологические |
||||
|
- |
качественный и количественный анализ |
||||
5. |
|
Почва из района объекта депонирования (санитарно-защитная зона) |
зима |
весна |
лето |
осень |
|
- |
санитарно-паразитологические |
- |
- |
||
|
- |
бактериологическое |
- |
- |
||
|
- |
санитарно-химическое |
||||
|
- |
радиологические |
||||
6. |
|
Сточные воды (фильтрат из тела полигона ТБО) |
зима |
весна |
лето |
осень |
|
- |
санитарно-паразитологические |
- |
- |
||
|
- |
бактериологическое |
- |
- |
||
|
- |
санитарно-химическое |
||||
|
- |
радиологические |
- |
- |
- |
|
|
- |
определение органических загрязнителей*(11) |
||||
7. |
|
Сточные воды городов и предприятий пищевой промышленности*(12) |
|
|
|
|
8. |
|
Воздух из района объекта депонирования |
зима |
весна |
лето |
осень |
|
- |
санитарно-химическое |
||||
|
- |
определение органических загрязнителей |
______________________________
*(1) открытые контейнерные площадки подвергающиеся загрязнению отходами из контейнеров
*(2) температуре воздуха ниже 8°С
*(3) температуре воздуха выше 8°С
*(4) перечень санитарно-паразитологических, бактериологических, санитарно-химических показателей определяется на основании результатов анализа данных пробных исследований среды, которые должны давать исчерпывающую информацию о спектре и интенсивности загрязнения.
*(5) указано количество точек забора проб (с каждой 30-ой открытой контейнерной площадки).
*(6) достаточным, как правило, является определение суммарного показателя степени радиоактивного загрязнения
*(7) СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений"
*(8) 1 раз в квартал
*(9) 1 раз в месяц
*(10) 1 раз в год
*(11) определение органических загрязнителей при помощи хромато-масс-спектрометрического анализа
4.4. Система лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха городов должна соответствовать требованиям Правил контроля качества атмосферного воздуха населенных пунктов [9]. Размещение постов наблюдения (точек отбора проб), перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также их периодичность согласовываются в установленном порядке.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.6. Лабораторная служба организации, которая обслуживает полигон твердых бытовых отходов (ТБО) систематически по утвержденному графику (по согласованию с ЦГСЭН) контролирует фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.
4.7. Для полигона ТБО его владельцем разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Программа (план) производственного контроля разрабатывается в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Она должна предусматривать устройства и сооружения по забору проб подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
4.8. По согласованию с территориальным ЦГСЭН производится контроль за состоянием грунтовых и артезианских вод в зависимости от глубины их залегания, в санитарно-защитной зоне полигона и за ее пределами. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона и ниже полигона. На водоотводных каналах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ.
4.9. Система производственного контроля должна включать систематическое наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. При исследовании проб атмосферного воздуха необходимо определять метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, ртуть и сумму углеводородов.
4.10. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.
4.11. В основе выбора приоритетных региональных показателей загрязнения лежит ориентация на вещества, в наибольшей степени опасные для здоровья населения и наиболее характерные для сбрасываемых в водные объекты данной местности сточных вод. Качество воды объекта оценивается как по общим требованиям к составу и свойствам воды в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования [7, 8] единым для всех водоемов страны, так и по дополнительному перечню приоритетных загрязнений, специфичных только для данной местности.
4.12. Выбор приоритетных показателей загрязнения водного объекта осуществляется учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы по критериям, информация о которых имеется в распоряжении санитарных врачей или может быть получена из материалов обследования источников загрязнения, а также результатов исследования стоков и воды водных объектов. К таким критериям относятся: специфичность вещества для сточных вод, поступающих в водные объекты региона; степень превышения ПДК вещества в воде объекта; класс опасности и лимитирующий признак вредности (характеризуют одновременно кумуляцию, токсичность и способность вещества вызывать отдаленные эффекты); канцерогенность; частота обнаружения вещества в воде; тенденция к росту концентраций вещества в воде при долговременном наблюдении; биоразлагаемость; степень контакта вещества с населением (по численности населения, использующего водоем как источник питьевого водоснабжения или для рекреационных целей).
4.13. Гигиеническая надежность перечня приоритетных показателей повышается, если при его составлении учитываются дополнительные критерии, применение которых требует проведения специальных исследований в областных, или республиканских центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эти исследования включают определение уровней и спектра загрязнения сточных вод с привлечением всех современных методов контроля: хромато-масс-спектрометрии, жидкостной и газовой хроматографии для более полного выявления органических соединений и продуктов их трансформации, атомно-абсорбционной спектрофотометрии для идентификации тяжелых металлов, а также поиск информации о свойствах и биологическом действии веществ в справочных изданиях, в т.ч., выпускаемых ВОЗ, и компьютерных банках данных.
4.14. К дополнительным критериям относятся: биоаккумуляция; стабильность (резистентность); трансформация с образованием более токсичных соединений; способность к образованию галогенсодержащих соединений при хлорировании; способность к накоплению в донных отложениях; кожно-резорбтивное действие; сравнительная выраженность отдаленных эффектов - канцерогенного, мутагенного, тератогенного, эмбриотоксического, аллергенного и гонадотоксического; комплексность воздействия на население из-за способности вещества к межсредовым переходам. Дополнительные критерии могут применяться выборочно в зависимости от физико-химических характеристик веществ, состава и свойств сточных вод и воды водных объектов, а также условий водопользования населения региона.
5. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности
5.1. При осуществлении лечебно-профилактической и фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оказанием населению медицинской помощи, с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, неконтролируемого поступления в окружающую среду токсичных веществ с отходами лекарственных препаратов, дезинфекционных, дератизационных, инсектицидных средств и медицинским инструментарием следует предусматривать лабораторный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований за удалением отходов лечебно-профилактических учреждений [6].
5.2. При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод.
5.3. При осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать лабораторный контроль за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.
5.4. При осуществлении деятельности, связанной с образованием токсичных промышленных отходов производства и потребления (а первую очередь 1 - 2 класса опасности), хозяйствующие субъекты обязаны проводить лабораторный контроль за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением таких отходов на территории объекта, функционированием систем промышленной канализации.
5.5. Хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица) использующие в своей деятельности пестициды и (или) имеющие их отходы, обязаны проводить лабораторный контроль в соответствии с содержащимися в них химическими соединениями. Контроль осуществляется за состоянием почвы, поверхностных и грунтовых вод, а также воздуха в местах их складирования, обезвреживания и размещения.
6. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением лабораторных исследований
6.1. Надзор за организацией и проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лабораторных исследований и испытаний производственного контроля является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
6.2. Участие органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в подготовке программы (плана) лабораторных исследований и испытаний производственного контроля включает в себя:
а) направление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
- информации о действующих санитарных правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте;
- перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых целесообразна организация лабораторных исследований с указанием точек отбора проб, вида лабораторных исследований и их периодичности;
б) согласование программы (плана) производственного контроля. Перечисленные в п. 6.2 виды деятельности центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют на безвозмездной основе.
7. Использованные нормативные документы
1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 4, ст. 1650);
2. Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
3. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г.);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 31 июля 2000 г., N 31, ст. 3295);
5. Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов";
6. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений";
7. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод";
8. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения";
9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"
Заместитель Главного |
Е.Н. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации предназначены для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-гигиенический мониторинг.
Объектами лабораторных исследований являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для обращения с отходами производства и потребления.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели) должны разрабатывать Программу производственного контроля с входящим в нее разделом лабораторных исследований и испытаний, эффективности мероприятий по обеспечению безопасности обращения с отходами производства и потребления с учетом особенностей отдельных видов производственной деятельности и используемых процессов.
Программа лабораторных исследований составляется юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) до начала осуществления деятельности.
Программа согласовывается главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью юридического лица (индивидуального предпринимателя) и утверждается руководителем организации.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели) представляют информацию о результатах лабораторных исследований центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора по их запросам.
Приводятся рекомендации по перечню, объему и периодичности лабораторных исследований.
Методические рекомендации по организации проведения и объему лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 июня 2003 г. N 17ФЦ/3329)
Текст Методических рекомендаций приводится по официальному изданию Госсанэпиднадзора РФ (М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003)
Методические рекомендации по организации проведения и объему лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003
1. Настоящие методические рекомендации разработаны рабочей группой: Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава России (профессор, д.м.н. Л.Г. Подунова, к.м.н. И.В. Братина, Е.С. Шальнова), Смоленской медицинской академии (доцент, д.м.н. А.В. Авчинников, М.А. Матусков), Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Смоленской области (В.Е. Крутилин, к.м.н. Л.Ф. Савельева), Медицинской академии последипломного образования г. Санкт-Петербург (засл. работник высшей школы РФ, член-кор. РАМН, профессор, д.м.н. А.П. Щербо, доцент, к.м.н. О.В. Мироненко)
2. Подходы к организации проведения и объему лабораторных исследований, входящих в комплекс мероприятий по производственному контролю над обращением с отходами производства и потребления базируются на принципах, изложенных в отечественных нормативных документах
3. Методические рекомендации предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор