г. Москва |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А40-142526/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя компании Риттерсдорф АГ ЛТД Костырь Г.Н. по доверенности N 15 от 09 сентября 2015 года
от Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Центрального административного округа" Королевой Т.Н. по доверенности от 21 января 2015 года N 04/15
от третьего лица Префектуры Центрального административного округа города Москвы Артемьевой М.В. по доверенности от 12 августа 2015 года N ЦАО-07-13-2153/5-2
рассмотрев 23 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя компании Риттерсдорф АГ ЛТД
на решение от 31 марта 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Сизовой О.В.
на постановление от 20 августа 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.
по делу N А40-142526/14
по заявлению компании Риттерсдорф АГ ЛТД
к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Автомобильные дороги Центрального административного округа" (ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", ОГРН 1117746769997)
о признании незаконными действий
третьи лица Префектура Центрального административного округа города Москвы (ОГРН 1027700381280), Управа Тверского района города Москвы (ОГРН 1027710028642), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Компания Риттерсдорф АГ ЛТД обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий должностного лица ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО", выдавшего указание на снос строения и о признании незаконными действий ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" по сносу строения по адресу: г. Москва, ул. Самотечная, д. 1/15, об обязании ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" восстановить утраченное собственником имущество за свой счет.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Префектура Центрального административного округа города Москвы, Управа Тверского района города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе компания Риттерсдорф АГ ЛТД просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель компании Риттерсдорф АГ ЛТД поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" и Префектуры Центрального административного округа города Москвы возражали против ее удовлетворения.
Представители Управы Тверского района города Москвы и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что компания Риттерсдорф АГ ЛТД на основании договора купли-продажи от 12 сентября 2012 года приобрела в собственность часть помещений общей площадью 1813,2 кв.м в здании по адресу: г. Москва, ул. Самотечная, д. 1/15, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 07 ноября 2012 года N 77-АО319458.
27 мая 2014 года Управой Тверского района города Москвы по обращению от 28 апреля 2014 года N 17 проведено комиссионное обследование объекта, не являющегося объектом капитального строительства, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Самотечная, д. 1/15.
Обследованием установлено, что на крыше нежилого здания по указанному адресу возведена деревянная надстройка 2-го этажа и выполнена входная группа с лестницей. Разрешительная документация на возведение данных объектов не предоставлена. По результатам обследования составлен акт, выполнена фотофиксация объекта.
На основании сообщения органа исполнительной власти города Москвы должностными лицами Госинспекции по недвижимости подтвержден факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Самотечная, д. 1/15, выявлен объект, размещенный на земельном участке незаконно и подлежащий демонтажу в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Положение), что отражено в Акте об отсутствии/подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 17 июня 2014 года N 9011736/47.
В соответствии с указанным Актом, в ходе проведения обследования было установлено, что по адресу: ул. Садовая-Самотечная, вл. 1/15 расположено 3-этажное нежилое здание 1917 года постройки общей площадью 2464 кв.м. Ранее земельный участок под зданием был оформлен на основании краткосрочного договора аренды на период строительства ООО "Частная компания Розенблюм" от 27 марта 2006 года N М-01-513187 сроком до 21 июля 2011 года.
Из Акта следует, что в настоящий момент договор расторгнут и по информации базы РЕОН имеет статус не действующего. В результате возведения дополнительных пристроек площадь здания была увеличена. По документам МосгорБТИ указанные пристройки учтены в "красных линиях". Разрешение на строительство отсутствует. Земельно-правовые отношения на земельный участок в установленном порядке не оформлены.
Во исполнение требований Положения, на основании Акта от 17 июня 2014 года N 9011736/47 ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" 26 августа 2014 года в присутствии представителей Управы Тверского района города Москвы произведен демонтаж объекта, о чем составлен соответствующий Акт от 27 августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков являются: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя, в том числе, размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство.
В силу пункта 2.6 Положения пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
Согласно пункту 3.3.2 Положения в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции)):
Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Рассматривая данное дело, суды указали, что заявитель не получал разрешение на строительство дополнительных пристроек, права на использование земельного участка не оформлены.
ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" является некоммерческой организацией и в соответствии с пунктом 2.1 Устава ГБУ "Автомобильные дороги ЦАО" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства города Москвы, полномочий города Москвы, а также обеспечения выполнения возложенных на префектуру Центрального округа города Москвы полномочий в том числе в сфере: проведения работ, направленных на пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, сноса самовольных построек, хранению, утилизации имущества, находящегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании, проведения работ по демонтажу и (или) перемещению на специально организованную площадку незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, их хранения, возврата правообладателям либо утилизации.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что ответчик действовал в соответствии со своей компетенцией и на основании поручения органов исполнительной власти, уполномоченных на организацию освобождения земельных участков, принадлежащих городу Москве от незаконно возведенных объектов в силу Положения.
Суды также правильно приняли во внимание, что поскольку у заявителя отсутствует право на использование земельного участка и разрешение на строительство, то возведение пристроек к зданию является незаконным. Поэтому заявителем не доказано каким образом оспариваемые действия нарушают его права и законные интересы.
Кроме того из Акта об отсутствии/подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 20 февраля 2015 года N 9015261/23 усматривается наличие дополнительных пристроек площадью 24 кв.м к 3-этажному зданию 1917 года постройки общей площадью 2464 кв.м, расположенному на земельном участке по адресу: ул. Самотечная вл. 1/15.
Ссылка заявителя на требования Постановления Правительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП и не включение земельного участка в приложение к Положению, несостоятельна, поскольку в настоящем случае ответчиком осуществлены действия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка в порядке пунктов 2.1, 2.6, 4.1.1 Положения.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2015 года по делу N А40-142526/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.