г. Москва |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А41-19016/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" Помазкова В.В. по доверенности от 05 ноября 2013 года
от ответчика Администрации Ступинского муниципального района Капустиной А.В. по доверенности от 29 декабря 2014 года N 2589/2-35
рассмотрев 24 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Администрации Ступинского муниципального района
на решение от 22 мая 2015 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кузьминой О.А.
на постановление от 14 августа 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Коноваловым С.А., Огурцовым Н.А.
по делу N А41-19016/15
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Арктика-Ступино" (ООО "Арктика-Ступино", ОГРН 1025005915791)
к Администрации Ступинского муниципального района (ОГРН 1025005922457)
о признании незаконным отказа
третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055)
УСТАНОВИЛ:
ООО "Арктика-Ступино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - Администрация о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленного в виде письма от 18 декабря 2014 года N И12-21/6675 и об обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов с встроенным АБК, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1701 кв.м, по адресу: Московская область, г. Ступино ул. Крылова, влад. 26.
В качестве третьего лица по делу привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Арктика-Ступино" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 12 марта 2008 года комиссией в составе представителей ООО "Арктика-Ступино", Администрации и должностных лиц Ступинского района был составлен акт выбора земельного участка под размещение дополнительного земельного участка, прилегающего к территории ООО "Арктика-Ступино", для организации свободного разъезда автотранспорта по территории предприятия, категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 0,17 га в северо-западной части г. Ступино в промышленной зоне по ул. Крылова.
28 апреля 2008 года Главой Ступинского муниципального района Московской области вынесено постановление N 1998-п "О размещении дополнительного земельного участка, прилегающего к территории ООО "Арктика-Ступино", в соответствии с которым ООО "Арктика-Ступино" согласовано предварительное место размещения дополнительного земельного участка, прилегающего к территории предприятия, для организации свободного разъезда автотранспорта на территории предприятия и утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,17 га из земель населенного пункта г. Ступино от 12 марта 2008 года ООО "Арктика-Ступино" предложено сформировать земельный участок дополнительного отвода площадью 0,17 га и провести кадастровый учет, разработать проектную документацию на организацию разъезд, а также оформить разрешение на строительство после утверждения проекта.
Как указывает ООО "Арктика-Ступино", заявитель неоднократно обращался к Администрации с просьбой ускорить утверждение границ для постановки земельного участка на кадастровый учет и дальнейшей разработки рабочей документации.
Границы испрашиваемого земельного участка были утверждены Администрацией 09 февраля 2009 года, за счет средств ООО "Арктика-Ступино" были проведены межевые работы.
07 декабря 2009 года земельный участок площадью 1701 кв.м, местоположение: Московская область, Ступино, ул. Крылова, был поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера 50:33:0040123:47. В соответствии с кадастровым паспортом от 31 октября 2012 года, сведения о земельном участке носят временный характер.
Постановлением Администрации от 08 февраля 2010 года N 445 был установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040123:47: "для строительства цеха по изготовлению и сборке легких металлических конструкций из алюминиевых сплавов с встроенным АБК", категория земель: "земли населенных пунктов".
В рамках освоения земельного участка ООО "Арктика-Ступино" на спорном участке были возведены объекты недвижимости.
11 апреля 2013 года за ООО "Арктика-Ступино" было зарегистрировано право собственности на следующие объекты: внутриплощадочные сети фекальной канализации, назначение: по назначению, протяженность 172 м, инв. N 298:084-22008/4, лит. 1К, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:191, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162802; ограждение, протяженность 300 м, инв. N 298:084:22008/8, лит. 1,2, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:194, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162806; здание очистных сооружений, назначение нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 66,9 кв.м, инв. N 298:084-22008/2, лит. Б3, б3, Б4, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:185, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162801; внутриплощадочные сети ливневой канализации, назначение: по назначению, протяженность 358 м, инв. N 298:084-22008/5, лит. 2К, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:192, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162803; внутриплощадочные и внеплощадочные сети электроснабжения, освещения, назначение: электроснабжение, протяженность 1308 м, инв. N 298% 084-22008/6, лит. 1Э, 2Э, 3Э, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:193, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162804; здание производственного корпуса с АБК, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 911,2 кв.м, инв. N 298:084-22008, местонахождение: Московская область, Ступинский район, Ступино, ул. Крылова, вл. 26, кадастровый номер 50:33:0040123:188, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 162799.
Основаниями возникновения права собственности на указанные объекты являются разрешения на ввод в эксплуатацию от 07 марта 2013 года.
Свидетельство на здание производственного корпуса с АБК было получено заявителем во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2013 года по делу N А41-9519/2013, в соответствии с которым было признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не рассмотрении в установленный законодательством срок заявления ООО "Арктика-Ступино" о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию производственного корпуса с АБК.
Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040123:47 был поставлен на кадастровый учет 07 декабря 2009 года.
Поскольку в установленный законом срок право на указанный земельный участок зарегистрировано не было, в силу указанной выше нормы права земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040123:47 был снят с государственного кадастрового учета.
Таким образом, на момент обращения ООО "Арктика-Ступино" письмом N 6 от 01 марта 2013 года в Администрацию по вопросу заключения договора аренды указанного земельного участка, сведения в отношении земельного участка были аннулированы в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
29 марта 2013 года Комитет по управлению имуществом Администрации в ответ на обращение заявителя по вопросу заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040123:47 сообщил, что заключение договора аренды на указанный земельный участок не представляется возможным в связи с аннулированием сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040123:47, который по указанной причине не может быть предметом сделки.
15 декабря 2014 года ООО "Арктика-Ступино" повторно обратилось в Администрацию с заявлением о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1701 кв.м, занимаемого объектами, принадлежащими заявителю.
В ответ на указанное обращение, Комитет по управлению имуществом Администрации письмом N И12-21/6675 от 18 декабря 2014 года отказал заявителю в утверждении схемы расположения испрашиваемого им земельного участка, со ссылкой на то, что ранее Постановлением Главы Ступинского муниципального района N 1998 от 28 апреля 2008 года уже было согласовано предварительное место размещения дополнительного земельного участка, прилегающего к территории предприятия и повторное утверждение схемы расположения земельного участка не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
При этом абзацем 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Суды правильно указали, что в рассматриваемом случае, заявитель, обращаясь за утверждением схемы расположения, представил все документы, предусмотренные законодательством.
При этом, отклоняя утверждение ответчика о том, что ранее Постановлением Главы Ступинского муниципального района N 1998-п от 28 апреля 2008 года уже было согласовано предварительное место размещения дополнительного земельного участка, прилегающего к территории предприятия и повторное утверждение схемы расположения земельного участка не представляется возможным, суды исходили из того, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Доказательств обращения о продлении срока действия решения о предварительном согласовании не представлено.
Таким образом, срок действия указанного Постановления истек 29 апреля 2011 года.
Поскольку заявитель имеет на праве собственности объекты недвижимости, а также в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет преимущественное право на приобретение спорного участка в аренду или в собственность, заявитель повторно обратился к заинтересованному лицу по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в тех же границах, в которых земельный участок изначально был согласован органом местного самоуправления.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Таким образом, принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
При предоставлении собственнику объекта недвижимости прав на землю (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации) необходимо учитывать площадь не только под самим объектом недвижимости, но и территорию необходимую для его фактической эксплуатации.
Испрашиваемая площадь и конфигурация земельного участка была согласована с органом местного самоуправления в Постановлении Главы Ступинского муниципального района Московской области N 1998-п от 28 апреля 2008 года.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным.
В данном случае, суды обоснованно пришли к выводу о том, что спорный земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка, доказательств запрета на приватизацию, наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельных участков, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 не представлено.
Решение Администрации об отказе в утверждении и выдаче ООО "Арктика-Ступино" схемы расположения земельного участка по основаниям, изложенным в письме от 18 декабря 2014 года N И12-21/6675, принято в нарушение норм земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 мая 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 года по делу N А41-19016/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.