г. Москва |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А40-5120/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца Открытого акционерного общества "Росагролизинг" Беклова Я.О. по доверенности N 314/д от 29 декабря 2014 года
от ответчиков Федеральной таможенной службы Нисановой Л.М. по доверенности от 19 декабря 2014 года N 15-49/286-14д, Шамиловой Е.Н. по доверенности от 06 ноября 2014 года N 15-49/88-14д; Министерства финансов Российской Федерации Смирновой А.А. по доверенности от 27 марта 2015 года N 01-10-08/30
рассмотрев 19-26 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу истца Открытого акционерного общества "Росагролизинг"
на решение от 28 апреля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Блинниковой И.А.
на постановление от 27 июля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Тихоновым А.П., Кораблевой М.С., Савенковым О.В.
по делу N А40-5120/15
по иску Открытого акционерного общества "Росагролизинг" (ОАО "Росагролизинг", ОГРН 1027700103210)
к Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703), Министерству финансов Российской Федерации (Минфин России, ОГРН 1037739085636)
о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей и процентов за пользование денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Росагролизинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России), Минфину России о взыскании денежных средств в размере 2334893,34 рублей, в том числе 1444245,07 излишне уплаченные авансовые платежи и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 890648,27 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Росагролизинг" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как при рассмотрении исковых требований о взыскании излишне уплаченных авансовых платежей суды должны были руководствоваться нормами гражданского законодательства (статьи 15, 393, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации), регулирующих вопрос возмещения убытков в связи с незаконными действиями таможенных органов.
В отзыве на кассационную жалобу ФТС России возражало против ее удовлетворения и просило оставить без изменения принятые судебные акты как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель ОАО "Росагролизинг" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ФТС России и Минфина России возражали против ее удовлетворения, указывая на несостоятельность ее доводов.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 19 до 26 ноября 2015 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что платежным поручением от 23 июля 2007 года N 107 ОАО "Росагролизинг" перечислило денежные средства на счет Федерального казначейства для Одинцовской таможни в сумме 1110000 рублей.
Платежными поручениями от 02 июля 2008 года N 248, от 14 января 2009 года N 336, от 03 августа 2009 года N 8564, от 17 сентября 2009 года NN 10686, 10687 ОАО "Росагролизинг" перечислило денежные средства на счет Федерального казначейства для Зеленоградской таможни в общей сумме 40545000 рублей.
В период 2007 - 2009 годы ОАО "Росагролизинг" осуществлялось таможенное декларирование в зоне деятельности Одинцовской и Зеленоградской таможни. О намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей свидетельствуют поданные в указанный период времени грузовые таможенные декларации.
В соответствии с Отчетом о расходовании денежных средств внесенных в качестве авансовых платежей от 04 марта 2015 года, подготовленного Московской областной таможней, с лицевого счета ОАО "Росагролизинг" были списаны денежные средства и перечислены в доход федерального бюджета таможенные платежи в следующих размерах: по платежному поручению от 23 июля 2007 года N 107 на общую сумму 1084298,63 рублей; по платежному поручению от 02 июля 2008 года N 248 на общую сумму 7414858,34 рублей; по платежному поручению от 14 января 2009 года N 336 на общую сумму 1440569,57 рублей; по платежному поручению от 03 августа 2009 года N 8564 на общую сумму 16052503,32 рублей; по платежному поручению от 17 сентября 2009 года N 10686 на общую сумму 6884295,06 рублей; по платежному поручению от 17 сентября 2009 года N 10687 на общую сумму 6886733,33 рублей.
Таким образом, после осуществления таможенного декларирования, общий остаток денежных средств, внесенных на счет Федерального казначейства для Зеленоградской и Одинцовской таможен указанными платежными поручениями, составил 1891741,75 рублей.
Остаток авансовых платежей в сумме 460843,03 рублей был учтен в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета в соответствии с актом о выявлении невостребованных денежных средств от 13 мая 2013 года N 10130000/3402, 570135,37 рублей - в соответствии с актом о выявлении невостребованных денежных средств от 19 ноября 2013 года N 10130000/4724.
В 2012 году ОАО "Росагролизинг" обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате авансовых платежей письмом от 29 ноября 2012 года N ВН-07/20529. На основании указанного заявления остаток авансовых платежей по платежному поручению от 03 августа 2009 года N 8564 в сумме 447496,68 рублей был возвращен ОАО "Росагролизинг", возврат остатка авансовых платежей по платежным поручениям от 17 сентября 2009 года NN 10686, 10687 в общей сумме 828971,61 рублей не был произведен таможенным органов, ввиду истечения срока, установленного частью 1 статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2011 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Указанные обстоятельства были изложены в письме таможенного органа от 14 декабря 2013 года N 17-25/1888 с мотивированным объяснением в письменной форме причин, по которым возврат не производится.
В 2012 и 2013 годах ОАО "Росагролизинг" обращалось в ФТС России (письма от 03 июля 2012 года N ВН-07/11828, от 28 ноября 2013 года N ВН-07/18845) с просьбой о рассмотрении возможности использования денежных средств в размере 615273,46 рублей (остаток авансовых платежей по платежным поручениям от 23 июля 2007 года N 107, от 02 июля 2008 года N 248, от 14 января 2009 года N 336) в качестве таможенных платежей в счет будущих поставок.
ФТС России рассматривала обращения ОАО "Росагролизинг" в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
09 января 2014 года ОАО "Росагролизинг" поступило письмо ФТС России от 27 декабря 2013 года N 05-13/60024, которым ОАО "Росагролизинг" было отказано в использовании денежных средств в размере 615273,46 рублей в качестве авансовых таможенных платежей в счет будущих поставок.
ФТС России сослалась на статью 122 Закона о таможенном регулировании, согласно которой возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.
29 ноября 2012 года ОАО "Росагролизинг" направило в Московскую областную таможню заявление о возврате авансовых платежей от 29 ноября 2012 года N ВН-07/20529, в котором ОАО "Росагролизинг" в соответствии со статьей 122 Закона о таможенном регулировании просило вернуть авансовые платежи, внесенные по следующим платежным документам: платежное поручение N 8564 от 03 августа 2009 года на сумму 447496,68 рублей; платежное поручение N 10686 от 17 сентября 2009 года на сумму 415704,94 рублей; платежное поручение N 10687 от 17 сентября 2009 года на сумму 413266,67 рублей -в связи с возвратом излишне уплаченных авансовых платежей в размере 1276468,29 рублей.
16 января 2013 года ОАО "Росагролизинг" поступило письмо Московской областной таможни от 14 декабря 2012 года N 17-20/46915, согласно которому ОАО "Росагролизинг" было возвращено 447496,68 рублей по платежному поручению N 8564 от 03 августа 2009 года и было отказано в возврате денежных средств по платежным поручениям NN 686, 687 от 17 сентября 2009 года на суммы 415704,94 рублей и 413266,67 рублей соответственно со ссылкой на статью 122 Закона о таможенном регулировании.
Рассматривая данное дело, суды, отклоняя доводы истца о незаконности действий таможенного органа по отказу в возврате истребуемых сумм авансовых платежей, исходили из того, что согласно частям 1, 3 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) (действовавшего в полном объеме на момент перечисления денежных средств на счет Федерального казначейства для Зеленоградской и Одинцовской таможен) авансовыми платежами являлись денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривалась подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Возврат авансовых платежей, в соответствии с частью 5 статьи 330 ТК РФ, осуществлялся по правилам, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
В соответствии с пунктами 23, 90 Приказа ФТС России от 27 июня 2008 года N 786 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения бюджетного учета таможенных и иных платежей в таможенных органах" таможенными органами производится списание кредиторской задолженности по денежным средствам, не подлежащим возврату, и перечисление списанных сумм в доход федерального бюджета.
Данный Приказ подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и в целях выполнения Приказа Минфина России от 30 декабря 2008 года N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
Действующее законодательство Российской Федерации о таможенном деле содержит аналогичные нормы в отношении возврата авансовых платежей.
В соответствии с частью 1 статьи 122 Закона о таможенном регулировании возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно части 2 статьи 122 Закона о таможенном регулировании по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Указанный срок подачи заявления является пресекательным, в случае подачи заявления о возврате/авансовых платежей по истечении установленного срока возврат не производится. При этом таможенным законодательством не предусмотрена возможность восстановления трехгодичного срока для возврата авансовых платежей.
В соответствии со статьей 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Пунктом З части 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин не может быть произведен в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Статьей 147 Закона о таможенном регулировании предусмотрено три варианта действий таможенного органа при получении заявления о возврате: принятие таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов; возврат заявления без рассмотрения, в связи с отсутствием в заявлении о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов требуемых сведений и непредставлении необходимых документов; отказ в возврате по основаниям, установленным частью 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что на момент обращения ОАО "Росагролизинг" 29 ноября 2012 года в Московскую областную таможню с заявлением о возврате авансовых платежей срок, установленный таможенным законодательством для подачи заявления о возврате остатка авансовых платежей, поступивших в бюджет по платежным поручениям от 17 сентября 2009 года N N 10686, 10687 истек, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для его возврата. В отношении остатка авансовых платежей по платежным поручениям от 23 июля 2007 года N 107, от 02 июля 2008 года N 248, от 14 января 2009 года N 336 ОАО "Росагролизинг" с заявлением о возврате не обращалось.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 марта 2013 года N 413-0, в случае если в течение установленного трехлетнего срока лицо, внесшее авансовые платежи, ими не распорядилось, денежные средства переходят в собственность государства.
При этом условие о лимите времени для использования или возврата авансовых платежей является одним из необходимых условий, характеризующих правовой режим таких платежей в отношениях, связанных с таможенным регулированием. Соответственно, это условие заранее известно участникам указанных отношений, которые при самостоятельном решении вопроса об уплате авансовых платежей добровольно соглашаются следовать всем установленным законом правилам. Именно плательщики авансовых платежей, будучи собственниками соответствующих денежных средств, призваны проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и соответственно могут нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с их стороны надлежащей осмотрительности.
Закон о таможенном регулировании дает обществу возможность в любой момент в течение достаточно продолжительного времени - трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей или, при отсутствии такового, со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства обратиться с заявлением о возврате авансовых платежей, который осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов (статьи 122 и 147).
Установление неограниченной по времени возможности для лиц, уплативших авансовые платежи, принимать решения об их возврате означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременении.
Таким образом, предусмотренное действующим законодательством правило, согласно которому невостребованные в течение трехлетнего срока суммы авансовых платежей поступают в федеральный бюджет и возврату не подлежат, не может рассматриваться как влекущее в системе действующего правового регулирования нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
При рассмотрении спора о возвращении излишне уплаченных авансовых платежей истцом не доказывалось, а судами первой и апелляционной инстанций не установлено противоправность действий таможенного органа и возникновении у истца убытков, находящихся в причинной связи с действиями ответчиков.
Суды также правомерно посчитали, что у истца отсутствуют правовые основания для взыскания процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами, так как ФТС России не осуществляла пользования взыскиваемыми денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.
Действия таможенных органов по перечислению невостребованных сумм авансовых платежей в доход федерального бюджета являются законными и обоснованными, доказательств обратного не представлено, в связи с чем взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в указанном случае, исходя из прямого толкования статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела, имеющихся доказательств и толкования норм права, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу N А40-5120/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.