город Москва |
|
11 декабря 2015 г. |
ДелоN А41-22888/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Аталиковой З.А.
судей Дунаевой Н.Ю., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя -не явился
от ответчика -Галочкина Н.С. по доверенности от 15 апреля 2015 года N 04-39/028202а
рассмотрев 07 декабря 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Вальчук Ольги Владимировны
на постановление от 03 сентября 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М. А., Игнахиной М. В., Шевченко Е. Е.,
по заявлению Вальчук Ольги Владимировны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области
об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области от 30 октября 2014 года об отказе в государственной регистрации ООО "ЗАРЯДКА"
УСТАНОВИЛ:
Вальчук Ольга Владимировна (далее - Вальчук О.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области (далее - налоговая инспекция) от 30 октября 2014 года об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "ЗАРЯДКА" (далее - ООО "ЗАРЯДКА", общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2015 года заявленные требования Вальчук О.В. удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2015 года решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2015 года отменено, в удовлетворении исковых требований Вальчук О.В. отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Вальчук О.В. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ранее принятое по делу решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В обоснование кассационной жалобы заявителем жалобы указано, что п. 1.17 Приказа ФНС России от 25 января 2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Требования к оформлению документов) не применяется по отношению к физическим лицам, в данном случае заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица; двусторонняя печать представляемых в регистрирующий орган документов не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства Вальчук О.В. явку своего представителей в суд кассационной инстанции не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие Вальчук О.В.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва на кассационную жалобу, полагает обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Вальчук О.В. (заявителем) совместно с Соколовой Е.Е. 17 октября 2014 года принято решение о создании общества, о формировании уставного капитала общества и распределении долей, утверждении Устава, заключения учредительного договора, избраним генерального директора и действий по государственной регистрации.
Решение учредителей было оформлено протоколом от 17 октября 2014 года N 1, который содержал две страницы печатного текста, был распечатан на принтере на одном листе с использованием двухсторонней печати и подписан учредителями. Таким же образом и в том же объеме текста был распечатан и подписан договор об учреждении общества.
Представителем учредителей по нотариально удостоверенной доверенности Фаткиным И.А. были представлены в МФЦ по г. Мытищи документы для государственной регистрации юридического лица, в том числе решение о создании общества и договор о его учреждении.
Решением от 30 октября 2014 года инспекцией отказано в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления определенных статьей 12 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Дополнительно инспекция в данном решении указала на отсутствие протокола и договора об учреждении, оформленных в соответствии с п. 1.17 Требований к оформлению документов.
Полагая, что отказ налогового органа является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования Вальчук О.В., суд первой инстанции исходил из того, что двусторонняя печать представляемых в регистрирующий орган документов не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, так как не меняет содержания и установленной формы заявления.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, при этом апелляционный суд исходил из того, что представление в рассматриваемом случае заявителем соответствующих перечню документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождало ее от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению конкретных документов при государственной регистрации, нарушение требований к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного суда, считает их соответствующими обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам, и основанными на правильном применении судами правовых норм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона о регистрации. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 Закона о регистрации, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных названным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом о регистрации или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 1.1 статьи 9 Закона о регистрации следует, что ФНС России уполномочена как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).
Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 года, регистрационный номер 24139, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 29.10.2012, информация размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.nalog.ru.
Таким образом, требования к оформлению документов изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка принятия нормативного правового акта и его опубликования.
В силу пункта 1.17 Требований к оформлению документов (Приложение N 20) двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в Решении от 14 января 2015 года N АКПИ14-1297 предусмотренные пунктом 1.17 Требований к оформлению документов положения о недопустимости представления в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом с двусторонней печатью, обусловлены необходимостью ускорения технологического процесса государственной регистрации и не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, послужившими основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм. Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятого судом судебного акта либо влекущего безусловную отмену последнего, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 03 сентября 2015 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-22888/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Аталикова З.А. |
Судьи |
Дунаева Н.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.