г. Москва |
|
14 декабря 2015 г. |
Дело N А40-92043/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О. И.,
судей Нечаева С. В., Петровой В. В.,
при участии в заседании:
от истца - Тартинской Н.Ю. по доверенности от 29.09.2015,
рассмотрев 07 декабря 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы (третьего лица)
на решение от 26 июня 2015 года,
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Гречишкиным А.А.,
и на постановление от 02 октября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я.,
по заявлению ООО "Торгово-коммерческая фирма "Дом Мебели"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве",
о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания по основанию установления его рыночной стоимости,
третьи лица Правительство Москвы, ИФНС России N 28 по городу Москве
УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-коммерческая фирма "Дом Мебели" (далее ООО "ТКФ "Дом Мебели", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, общей площадью 8 293,8 кв. м с кадастровым номером 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, равной рыночной - в размере 1 043 002 012 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013, с момента вступления решения в законную силу; обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания, общей площадью 8 293,8 кв. м, кадастровый номер 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, равной рыночной - в размере 1 043 002 012 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013, с момента вступления решения в законную силу.
Судом принято уточнение исковых требований, согласно которому предмет спора - об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, общей площадью 8 293,8 кв. м с кадастровым номером 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, равной определенной экспертом его рыночной стоимости на 01.01.2013 в размере 662 000 000 руб., об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания, общей площадью 8 293,8 кв. м, кадастровый номер 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, равной его рыночной стоимости, определенной экспертом на 01.01.2013 в размере 662 000 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, ИФНС России N 28 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2015 года, иск удовлетворен.
Суд установил кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 8 293,8 кв. м с кадастровым номером 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, равной определенной экспертом его рыночной стоимости на 01.01.2013 в размере 662 000 000 руб.; обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 8 293,8 кв. м, кадастровый номер 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, равной его рыночной стоимости, определенной экспертом на 01.01.2013 в размере 662 000 000 руб.; взыскал с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО Торгово-коммерческая фирма "ДОМ МЕБЕЛИ" расходы по оплате госпошлины в сумме 4000 руб., расходы по оплате экспертизы в сумме 60 000 руб.
При этом суд исходил из того, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы истца.
При рассмотрении настоящего дела судом назначена судебная экспертиза с постановкой перед экспертом вопроса о рыночной стоимости объекта, согласно заключению эксперта рыночная стоимость объекта по состоянию на 01.01.2013 составляет 662 000 000 руб.
Правительством Москвы подана кассационная жалоба на вышеназванные судебные акты, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Указывает, что судами не применен закон, подлежащий применению - статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Считает, что непосредственно в суд могут оспариваться действия или акты органов исполнительной власти, изданные в рамках процедуры кадастровой оценки, в том числе решения комиссии, созданной для пересмотра кадастровой стоимости по определенным в Законе основаниям. То есть может быть оспорен только определенный результат деятельности органов исполнительной власти.
Однако, истец ни действия, ни акты, ни решения органов исполнительной власти, ни сам отчет о государственной кадастровой оценке не оспаривает. Общество на основании заказанного им отчета об оценке требует установления по суду рыночной стоимости участка и внесения ее в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости.
Правительство Москвы считает, что избранный Обществом способ защиты не соответствует действующим нормам Закона об оценке, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Истец на основании заказанного им Отчета об оценке и судебной экспертизы требует установления по суду рыночной стоимости участка и внесения ее в ГКН в качестве кадастровой стоимости для целей налогообложения, то есть, фактически имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства, без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Заявитель жалобы, ответчик, ИФНС России N 28 по г. Москве в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Истец возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что истец является собственником нежилого здания общей площадью 8 293,8 кв. м, с кадастровым номером 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", вступившим в силу с 01.01.2014, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, в том числе утверждена кадастровая стоимость объекта, принадлежащего истцу на праве собственности, в размере 1 440 374 127 руб. 56 коп. по состоянию на 01.01.2013.
Заявляя, что кадастровая стоимость здания значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как собственника данного имущества, так и плательщика налога на имущество организаций, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта, владельцем которого является истец, определена на основании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлена в размере 1 440 374 127 руб. 56 коп. по состоянию на 01.01.2013.
Истцом в обоснование иска представлен составленный ООО "Оценочная компания Альфа" от 05.05.2014 N 14762/1 об определении величины рыночной стоимости объекта оценки: нежилого здания общей площадью 8 293,8 кв. м, с кадастровым номером 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, согласно которому рыночная стоимость данного здания по состоянию на 01.01.2013 составляет 1 043 002 012 руб.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 24.18 указанного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Судом при рассмотрении настоящего дела для определения рыночной стоимости нежилого здания площадью 8 293,8 кв. м, с кадастровым номером 77:06:0003013:1125, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, по состоянию на 01.01.2013 назначена судебная экспертиза.
Из заключения эксперта N 2015-1004-СЭ следует, что рыночная стоимость объекта экспертизы по состоянию на 01.01.2013 составляет 662 290 847 руб. без стоимости земельного участка под ним.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки. Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не закрепляет приоритет заключения судебного эксперта перед иными полученными в установленном порядке доказательствами (статьи 71 и 86 Кодекса), заключение эксперта оценивается наряду с другими имеющимися в деле доказательствами.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что кадастровая стоимость вышеназванного нежилого здания, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы истца, суд установил кадастровую стоимость объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером 77:06:0003013:1125, площадью 8 293,8 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д. 101, равной рыночной стоимости объекта капитального строительства в городе Москве по состоянию 01.01.2013 в размере 662 290 847 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов (несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права) не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2015 года по делу N А40-92043/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О. И. Комарова |
Судьи |
С. В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.