г. Москва |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А40-46760/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Каюм Нефть" - Говорина Д.А. по дов. от 21.01.2015,
от заинтересованного лица - Федерального агентства по недропользованию - Савиной М.Д. по дов. от 13.07.2015 N ВП-01-32/7689,
рассмотрев 17 декабря 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Каюм Нефть"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 03 августа 2015 года,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Якутовым Э.В., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Каюм Нефть" (ОГРН: 1108606000920)
о признании незаконным отказа Федерального агентства по недропользованию
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Каюм Нефть" (далее - ЗАО "Каюм Нефть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному агентству по недропользованию (далее - Роснедра) с заявлением:
- о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 28.01.2015 N ОК 03-31/649, выделить Лумутинское месторождение Западно-Каюмовского участка, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, в отдельную лицензию,
-обязании Роснедра принять решение об оформлении лицензии на пользование недрами ЗАО "Каюм Нефть" с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Каюмовского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения (формирование участка недр по состоянию на дату учета начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N 1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ;
-обязании Роснедра принять решение об оформлении лицензии на пользование недрами ЗАО "Каюм Нефть" с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Лумутинского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения формирование участка недр по состоянию на дату учета начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N 1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2015 требования заявителя удовлетворены: отказ Роснедра, оформленный письмом от 28.01.2015 N ОК 03-31/649, признан недействительным, несоответствующим Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Суд обязал Федеральное агентство по недропользованию в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решения об оформлении ЗАО "Каюм Нефть":
- лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Каюмовского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения (формирование участка недр по состоянию на дату учета начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N 1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ;
- лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Лумутинского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения (формирование участка недр по состоянию на дату учета начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N 1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2015 года решение суда отменено, требования общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми постановлением суда, заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, а также отменить решение суда, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (с учетом уточнения требований кассационной жалобы в судебном заседании).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Роснедра против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Представленный Роснедра отзыв на кассационную жалобу возвращен, поскольку подан с нарушением требований части 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о его заблаговременном направлении участвующим в деле лицам.
Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит основания для их отмены.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "Каюм Нефть" является владельцем лицензии на пользование недрами N ХМН 15261 НЭ от 01.12.2011 (далее - Лицензия) на Западно-Каюмовском участке, расположенном на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
В состав участка, выделенного обществу по условиям указанной Лицензии, входят два геологически обособленных месторождения:
- Каюмовское месторождение (по Государственному балансу запасов полезных ископаемых России: номер залежи 6871, по кадастру "П", начальные геологические запасы С1 + С2 12012 тыс. т, извлекаемые С1 + С2 4342 тыс. т, растворенного газа С1 + С2 491 млн. м3);
- Лумутинское месторождение (по Государственному балансу запасов полезных ископаемых России: номер залежи 6872, по кадастру "Ю2", начальные геологические запасы С1 + С2 14978 тыс. т, извлекаемые С1 + С2 4035 тыс. т, растворенного газа С1 + С2 137 млн. м3).
03 декабря 2013 года Приложением 9 к Лицензии принято Дополнение N 1, которым, в том числе, изменены границы участка недр, включены в состав Лицензии в качестве неотъемлемой составной части "Схема расположения Западно-Каюмовского лицензионного участка" (приложение 10) и "Сведения об участке недр" (приложение 11).
12 января 2015 года ЗАО "Каюм Нефть" обратилось в Федеральное агентство по недропользованию с заявлением (исх. N 1040 от 30.12.2014) о выделении в качестве исключения в отдельную лицензию Лумутинского месторождения без изменения собственника (недропользователя), условий действующего лицензионного соглашения и в рамках существующих внешних границ участка недр.
Общество мотивировало свое обращение тем, что учет запасов по данным месторождениям на Государственном балансе ведется раздельно. В процессе разработки месторождений на основании указанной Лицензии выяснилось, что различные геологические условия и характер вмещающих углеводороды пород, свойства самих нефтей, другие особенности залежей диктуют необходимость применения на этих месторождениях принципиально различных технологий извлечения.
28 января 2015 года письмом N ОК-О3-31/649 Роснедра отказало заявителю в удовлетворении требований со ссылкой на то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит механизмов выделения участков недр из лицензионных участков, ранее предоставленных в пользование, с выдачей в их отношении отдельной лицензии.
Не согласившись с отказом Федерального агентства по недропользованию, ЗАО "Каюм Нефть" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно абзацу 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр вправе обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293 утверждено Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, согласно которому Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Согласно пунктам 5.3.8 и 5.3.9 данного Положения Роснедра выдает, оформляет и регистрирует лицензий на пользование недрами, а также осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2009 N15837) утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе, по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент).
Указанный Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе, по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Исполнение государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр осуществляется в соответствии, в том числе с Законом о недрах, а также настоящим Административным регламентом.
Пунктом 37 Административного регламента установлено, что внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами):
-в случае значительного изменения объема потребления производственной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов;
-при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно пункту 38 Административного регламента основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются:
-заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (далее - заявка на внесение изменений и дополнений);
-обращение Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участком недр.
Порядок подачи заявки установлен пунктом 39 Административного регламента, согласно которому заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр.
Заявка на внесение изменений и дополнений в лицензию должна содержать, в том числе, просьбу о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием вида, номера, даты государственной регистрации лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр; краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений.
К заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы: 1) предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта; 2) краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде); 3) копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке; 4) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки на внесение изменений и дополнений в территориальном органе Роснедр; 5) копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления); 6) справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами; 7) справка федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр; 8) доверенность в случае, если заявка подписана не руководителем заявителя; 9) проект изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (на бумажном носителе и в электронном виде).
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами настоящего дела, заявка о внесении изменений и дополнений в действующую Лицензию N ХМН 15261 НЭ обществом в установленном Административным регламентом порядке не подавалась, соответствующие сведения и документы к обращению заявителя (исх. N 1040 от 30.12.2014) не прилагались.
В этой связи отказ Роснедра в рассмотрении по существу обращения заявителя является правомерным, а права и законные интересы общества нельзя признать нарушенными.
В свою очередь в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемого постановления.
Несогласие общества с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2015 года по делу N А40-46760/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.2009 N15837) утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе, по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент).
...
Исполнение государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр осуществляется в соответствии, в том числе с Законом о недрах, а также настоящим Административным регламентом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2015 г. N Ф05-18087/15 по делу N А40-46760/2015