Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции изменено
город Москва |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А40-56217/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2015 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2016 г. N 305-КГ16-2120 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РН Холдинг": Гричанина К.В. (дов. от 10.11.2015 г.);
от истца (заявителя) ОАО "НК Роснефть": Суругина Д.Н. (дов. от 01.10.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства энергетики Российской Федерации: Лавриненко Д.Ю. (дов. N АН-9922/03 от 09.09.2014 г.), Джавахян А.О. (дов. N АН-12163/03 от 26.10.2015 г.), Семейкина А.Ю. (дов. N АН-4584/03 от 27.04.2015 г.);
от третьего лица ПАО "Верхнечонскнефтегаз": Гричанина К.В. (дов. N 177 от 12.05.2015 г.);
рассмотрев 10 декабря 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-56217/2015
по заявлению открытого акционерного общества "РН Холдинг" (ОГРН 1047200153770; 626170, Тюменская область, с. Уват, ул. Октябрьская, д. 60), открытого акционерного общества "Нефтяная компания Роснефть" (ОГРН 1027700043502; 115035, г. Москва, Софийская наб., д. 26/1)
к Министерству энергетики Российской Федерации (ОГРН 1087746777205; 109074, г Москва, Китайгородский проезд, д. 7)
о признании незаконными действий,
третье лицо: публичное акционерное общество "Верхнечонскнефтегаз" (ОГРН 1023801017580; 664050, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 95 "б")
УСТАНОВИЛ: в период с 2011 по 2013 г.г. включительно публичное акционерное общество "Верхнечонскнефтегаз" (далее - ПАО "Верхнечонскнефтегаз") являлось пользователем недр Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения (далее - ВЧНГМ) в соответствии с лицензией серии ИРК N 11287 НЭ на добычу углеводородного сырья и геологическое изучение недр Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и осуществляло добычу нефти сырой, с особыми физико-химическими характеристиками (плотностью при 20°С не менее 694,7 кг/мЗ, но не более 887,6 кг/мЗ и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.% (далее - нефть ВЧНГМ).
Экспорт указанной нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза осуществлялся заявителями в подсубпозиции ТН ВЭД ТС 2709 00 9 006 либо 2709 00 9 009 с уплатой таможенных пошлин по общим ставкам, предусмотренным соответствующими ежемесячными постановлениями Правительства Российской Федерации об установлении ставок вывозных таможенных пошлин, а также информацией Минэкономразвития России от 15 апреля 2013 г.
Согласно примечанию N 8 к Единому таможенному тарифу Таможенного союза, в редакции решения Комиссии Таможенного Союза (далее - КТС) от 18 ноября 2011 г. N 850, решения Совета Евразийской Экономической Комиссии (далее - ЕЭК) от 16 июля 2012 г. N 54, решения Коллегии ЕЭК от 24 апреля 2013 г. N 93, ежемесячными Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также информацией Минэкономразвития России, в период с 01 января 2012 г. по 26 мая 2013 г. имелись правовые основания для классификации вывозимой открытым акционерным обществом "Нефтяная компания Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть") и открытым акционерным обществом "РН Холдинг" (далее - ОАО "РН Холдинг") нефти в подсубпозиции ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3, предусматривающей применение пониженных ставок вывозных таможенных пошлин, поскольку нефть ВЧНГМ была включена в перечень месторождений Примечания 8 к ТН ВЭД ТС и ВЧНГМ не было исключено из этого кода ежемесячными постановлениями Правительства Российской Федерации, информацией Минэкономразвития России от 15 апреля 2013 г.
В соответствии с действующим в рассматриваемый период законодательством реализация права на применение пониженных ставок вывозных таможенных пошлин была возможна, в том числе, при подтверждении Минэнерго сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза (далее - Справки).
Порядок подтверждения указанных Справок в рассматриваемый период был регламентирован Приказом ФТС России, Минэнерго России, Минтранса России и Роснедр от 03 ноября 2009 г. N 1998/471/1088/196 "Об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС" (далее - Приказ N 471).
ОАО "РН Холдинг" и ОАО "НК Роснефть" обратились в Минэнерго с письмами от 27 января 2015 г. N 73-4266 и от 27 января 2015 г. N 0031-ДК соответственно.
Со ссылкой на применимый к рассматриваемому периоду Приказ N 471, а также впоследствии действующие (с 01 апреля 2013 г.) Правила контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 277 (далее - Правила N 277), письмом от 10 марта 2015 г. N КМ-2319/06 (вх. от 10 марта 2015 г. N 2-20496) Минэнерго было отказано заявителям в подтверждении Справок, в связи с невозможностью подтверждения достоверности содержащихся в них сведений, вызванной нарушением установленных сроков обращения более чем на два года.
Далее, в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин за период 2012 - 26 мая 2013 г., возникших в связи с применением ненадлежащих ставок вывозной таможенной пошлины по причине указания ненадлежащего кода ТН ВЭД ТС к вывезенной за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти (указание ненадлежащего кода ТН ВЭД ТС 2709 00 9 006 либо 2709 00 9 009 вместо надлежащего кода ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3), ОАО "РН Холдинг" обратилось с письмом от 25 февраля 2015 г. N 0034-ДК1 "О направлении корректировок к ПВД" (вх. ЦЭТ от 10 марта 2015 г. N 1663) и ОАО "НК Роснефть" с письмом от 25 февраля 2015 г. N 73-11562 "О направлении корректировок к ПВД" (вх. ЦЭТ от 10 марта 2015 г. N 1664)) в Центральную энергетическую таможню (далее - ЦЭТ) о корректировке полных грузовых таможенных деклараций.
К обращению заявители приложили полный пакет документов.
Рассмотрев обращения заявителей, письмами от 10 апреля 2015 г. N 01-17/2988 и N 01-17/2993 Центральная энергетическая таможня указала на отсутствие оснований для внесения изменений в декларации, поскольку в представленном комплекте документов отсутствуют экспортные Справки, подтвержденные Минэнерго, в порядке предусмотренном Приказом ФТС России N 1998, Минэнерго России N 471, Минтранса России N 1088, Роснедра N 196 от 03 ноября 2009 г., а также подтверждение Минэнерго и Роснедра факта добычи на ВЧНГ нефти сырой, обладающей особыми физико-химическими характеристиками.
ОАО "РН Холдинг" и ОАО "НК Роснефть" обратились в ФТС России с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Письмами ФТС России от 11 марта 2015 г. N 05-74/10913 и N 05-74/10825 со ссылками на положения статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) и пункта 1 статьи 176, пункта 2 статьи 181, пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, заявления обществ о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин оставлены без рассмотрения. Решение мотивировано тем, что сведения, содержащиеся в представленных ОАО "РН Холдинг", ОАО "НК "Роснефть" документах (формы корректировок деклараций на товары) не подтверждены в порядке, установленном примечанием 8 к ТН ВЭД ТС и совместным Приказом ФТС России, Минэнерго России, Минтранса России и Роснедр от 03 ноября 2009 г. N 1998/471/1088/196, в связи с чем у ОАО "РН Холдинг" и ОАО "НК Роснефть" отсутствуют обстоятельства, влекущие за собой внесение изменений в сведения, указанные в декларациях на товары, поименованных в обращении, и, как следствие, факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РН Холдинг" и ОАО "НК Роснефть" в Арбитражный суд города Москвы к Министерству энергетики Российской Федерации о признании незаконными выраженных в письме Министерства энергетики Российской Федерации от 10 марта 2015 г. N КМ-2319/06 в ответ на обращения ОАО "НК Роснефть" письмом от 27 января 2015 г. N 73-4266 и ОАО "РН Холдинг" письмом от 27 января 2015 г. N 0031-ДК действий по отказу в подтверждении соответствия сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года и обязании Министерство энергетики Российской Федерации подтвердить в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения Арбитражного суда города Москвы по настоящему делу в законную силу соответствие сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года включительно согласно обращениям ОАО "НК Роснефть" (письмо от 27 января 2015 г. N 73-4266), ОАО "РН Холдинг" (письмом от 27 января 2015 г. N 0031-ДК).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Верхнечонскнефтегаз".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2015 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными выраженные в письме Министерства энергетики Российской Федерации от 10 марта 2015 г. N КМ-2319/06 в ответ на обращения ОАО "НК Роснефть" письмом от 27 января 2015 г. N 73-4266 и ОАО "РН Холдинг" письмом от 27 января 2015 г. N 0031-ДК действий по отказу в подтверждении соответствия сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года.
Суд обязал Министерство энергетики Российской Федерации подтвердить в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения Арбитражного суда города Москвы по настоящему делу в законную силу соответствие сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года включительно согласно обращениям ОАО "НК Роснефть" (письмо от 27 января 2015 г. N 73-4266), ОАО "РН Холдинг" (письмом от 27 января 2015 г. N 0031-ДК).
В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "НК Роснефть", ОАО "РН Холдинг", ПАО "Верхнечонскнефтегаз" просят постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представители Министерства энергетики Российской Федерации поддержали доводы кассационной жалобы. Представители ОАО "НК Роснефть", ОАО "РН Холдинг", ПАО "Верхнечонскнефтегаз" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Порядок установления и применения ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о таможенном тарифе (в редакции Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 409-ФЗ) ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в этом пункте.
В свою очередь, пункт 4 статьи 3 Закона определял порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) 2709 00) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно установленным в Законе о таможенном тарифе правилам, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются на срок один календарный месяц.
Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за один день до дня вступления в силу указанных решений.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливались Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" с учетом изменений, вносимых в него ежемесячными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 695, а также вносящими в него изменения ежемесячными Постановлениями Правительства Российской Федерации, для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определялись исключительно кодами ТН ВЭД ТС.
Коды ТН ВЭД ТС были установлены Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (далее - ТН ВЭД ТС), утвержденной решением Комиссии Таможенного Союза от 18 ноября 2011 г. N 850, а затем в новой редакции решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.
В соответствии с положениями ТН ВЭД ТС нефть сырая имеет код 2709, а нефть сырая с особыми физико-химическими характеристиками (особые параметры плотности и количество серы), добытая на месторождениях, перечень которых содержится в Примечании 8 к ТН ВЭД ТС (далее - Примечание 8) имела код 2709 00 900 3.
Так, к коду ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3 относилась добытая на месторождениях Примечания 8 нефть сырая плотностью при 20°С не менее 694,7 кг/м3, но не более 887,6 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас. %.
В ежемесячных Постановлениях Правительства Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин устанавливались применительно к кодам ТН ВЭД ТС. При этом нефть, соответствующая вышеуказанным характеристикам и имеющая код ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3, относилась Правительством Российской Федерации к товарам, облагаемым вывозными таможенными пошлинами в пониженном размере.
При этом при разработке текстов Постановлений Правительства Российской Федерации использовалась следующая техника:
- в случае если льгота предоставлялась в, отношении нефти, добытой на всех без исключения месторождениях, перечисленных в Примечании 8, размер пониженной ставки таможенной пошлины указывался напротив кода 2709 00 900 3 без каких-либо дополнительных пояснений, сносок и пр.;
- в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о прекращении предоставления таможенной льготы в отношении нефти, добытой на каком-либо месторождении, включенном в перечень, предусмотренный Примечанием 8, напротив кода 2709 00 900 3 в текст постановления включалось примечание, исключающее возможность применения пониженной ставки пошлины к нефти конкретного месторождения.
Начиная с 01 апреля 2013 г. в связи с внесением Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 239-ФЗ в Закон о таможенном тарифе статьи 3.1 изменился порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую.
С учетом требований пункта 3.1 Закона о таможенном тарифе, начиная с 01 апреля 2013 г. до настоящего времени ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую рассчитываются Минэкономразвития России по формулам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно опубликованной информации Минэкономразвития России от 15 апреля 2013 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти на период с 1 по 31 мая 2013 г." в отношении нефти, относимой к подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, применялась пониженная ставка вывозной таможенной пошлины. Применительно к нефти ВЧНГМ:
- ВЧНГМ включено в Примечание N 8 ТН ВЭД ТС с 01 января 2012 г. решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 850 (вступило в силу с 01 января 2012 г., действовало до 22 августа 2012 г.), решением ЕЭК от 16 июля 2012 г. N 54 (вступило в силу с 23 августа 2012 г.) и исключено из него с 26 мая 2013 г. решением ЕЭК от 24 апреля 2013 г. N 93 (вступило в силу 26 мая 2013 г.);
- ежемесячными постановлениями Правительства Российской Федерации с 01 января 2012 г. по 01 апреля 2013 г. (Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2012 г. N 3, от 24 февраля 2012 г. N 163, от 21 марта 2012 г. N 205, от 23 апреля 2012 г. N 352, от 23 мая 2012 г. N 503, от 25 июня 2012 г. N 618, от 23 июля 2012 г. N 758, от 25 августа 2012 г. N 850, от 22 сентября 2012 г. N 954, от 24 октября 2012 г. N 1090, от 22 ноября 2012 г. N 1201, от 21 декабря 2012 г. N 1368, от 23 января 2013 г. N 27, от 25 февраля 2013 г. N 150, от 27 марта 2013 г. N 261) ВЧНГМ не исключалось из перечня льготируемых месторождений;
- информация Минэкономразвития России от 15 апреля 2013 г. не содержит каких-либо исключений в отношении ВЧНГМ, нефть которых может быть отнесена к коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС.
Пунктом 3 Приказа N 471 от 3 ноября 2009 г. "Об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС" (далее - Приказ N 471) установлено, что необходимыми условием реализации права на применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины являлось представление экспортером в таможенные органы, в том числе, подтвержденной Минэнерго России Справки о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза.
В период с 03 ноября 2009 г. по 01 апреля 2013 г. подтверждение Справок осуществлялось Минэнерго России в соответствии с Приказом N 471.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 471 экспортеры нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, ежеквартально, не позднее 15 дней до начала соответствующего квартала вывоза добытой нефти с таможенной территории Российской Федерации, представляют в Министерство энергетики Российской Федерации справку о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации, утвержденному Министерством энергетики Российской Федерации, согласно приложению.
Министерство энергетики Российской Федерации в 5-дневный срок проводит проверку сведений, содержащихся в справке, с целью их подтверждения (неподтверждения) (пункт 2 Приказа N 471).
Таможенное оформление такой нефти производится таможенными органами при представлении декларантом (таможенным брокером (представителем)) Справки, подтвержденной Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 3 Приказа N 471).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых действий незаконными, поскольку нарушение сроков обращения за подтверждением факта добычи нефти и ее физико-химических характеристик законодательством Российской Федерации в качестве основания для отказа не установлено.
При этом судом установлено, что ОАО "НК Роснефть" и ОАО "РН Холдинг", как экспортеры вывезенной в период с 01 января 2012 г. по 26 мая 2013 г. нефти ВЧНГМ, правомерно обратились в Минэнерго за подтверждением соответствующих Справок.
Приложенные к обращениям обществ ежеквартальные (за каждый квартал с 01 января 2012 г. по 31 мая 2013 г.) Справки составлены в надлежащей форме, предусмотренной приложением к Приказу N 471, содержат необходимые для проверки сведения об экспортере нефти (ОАО "НК Роснефть" и ОАО "РН Холдинг"), добывающей организации (ОАО "ВЧНГ"), месторождении добычи нефти (Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение), экспортных объемах нефти и периоду поставки нефти с разбивкой по месяцам внутри каждого квартала.
В письме Минэнерго от 10 марта 2015 г. N КМ-2319/06 иных оснований, кроме пропуска обществами срока обращения за подтверждением соответствующих Справок для отказа в их подтверждении, не содержит.
Отклоняя довод Минэнерго со ссылкой на вступившие в силу с 01 апреля 2013 г. Правила контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 277 от 29 марта 2013 г. (далее - Правила N 277), суд апелляционной инстанции указал на то, что порядок подтверждения количества экспортированной нефти, установленный указанными Правилами, в части, касающейся надлежащего заявителя и сроков подачи обращения, соответствует порядку, предусмотренному Приказом N 471.
При этом судом принято во внимание, что в отличие от порядка, установленного Приказом N 471, пункт 6 Правил N 277 освобождает экспортера, осуществляющего вывоз нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации иными видами транспорта помимо трубопроводного, от обязанности представления для целей оформления временных таможенных деклараций справки, подтвержденной Минэнерго, заменяя информацией о плановых объемах экспорта с приложением подтверждающих документов.
Правила контроля количества нефти применяются исключительно в отношении нефти, в отношении которой могут применяться формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в соответствии с пунктом 5 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе, при том, что пункт 5 статьи 3.1 введен Федеральным Законом от 23 июля 2013 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", вступил в силу с 01 апреля 2013 г. и распространяется на ситуации установления особых формул расчета ставок вывозных пошлин в отношении сырой нефти с особыми физико-химическими свойствами, добытой на территории, в том числе Иркутской области, что не позволяет применить их для целей подтверждения нефти, в отношении которой таможенные льготы установлены в соответствии с нормами законодательства, действовавшими до введения статьи 3.1 в Закон о таможенном тарифе, то есть в отношении нефти, вывезенной с 01 января 2012 г. по 26 мая 2013 г., ставки вывозных таможенных пошлин по которой устанавливались без механизма "особых формул расчета".
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что заявителями обоснованно его право на подтверждение Минэнерго Справок о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы Таможенной территории Российской Федерации за первый квартал 2012 и второй квартал 2013.
Судом также указано, что Минэнерго в нарушение пункта 2 Приказа N 471 и пункта 4 Правил N 277 не подтвердил Справки о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы Таможенной территории Таможенного союза за первый квартал 2012 и второй квартал 2013.
Отказывая в подтверждении Справок, Минэнерго указало на нарушение срока обращения, в то время как такое основание для отказа в подтверждении Справок, как нарушение сроков обращения за подтверждением Справок, ни Приказом N 471, ни Правилами N 277 не предусмотрено.
Приказ N 471 и Правила N 277 не содержат положений о том, что подтверждение Справок не может быть произведено по прошествии установленных сроков обращения экспортеров нефти.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт пропуска срока не позволяет Минэнерго отказать в подтверждении документов.
Приняв во внимание, что заявители просят подтвердить информацию, указанную в Справках о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по субпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза, информации содержащейся в ранее утвержденных Минэнерго графиках транспортировки нефти, а Минэнерго обладало достаточной информацией, необходимой для подтверждения справки о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 03 графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза и, соответственно, проверка этих сведений не представляется затруднительной или не возможной, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Минэнерго в подтверждении Справок о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по субпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза является незаконным.
Поскольку ответчиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о превышении объемов фактически экспортированной нефти над объемами нефти, заявленными к экспорту в соответствии с графиками транспортировки, суд апелляционной инстанции обязал Министерство энергетики Российской Федерации подтвердить в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствие сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года включительно согласно обращениям ОАО "НК Роснефть" (письмо от 27 января 2015 г. N 73-4266), ОАО "РН Холдинг" (письмом от 27 января 2015 г. N 0031-ДК).
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный судом апелляционной инстанции способ приведет к восстановлению нарушенных прав заявителей.
В кассационной жалобе Минэнерго указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, поскольку не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности подтвердить соответствие сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года включительно согласно обращениям ОАО "НК Роснефть" (письмо от 27 января 2015 г. N 73-4266), ОАО "РН Холдинг" (письмом от 27 января 2015 г. N 0031-ДК).
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку каких-либо данных, указывающих на несоответствие представленных сведений, суду представлено не было.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 г. по делу N А40-56217/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 г. по настоящему делу, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 13 ноября 2015 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила контроля количества нефти применяются исключительно в отношении нефти, в отношении которой могут применяться формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в соответствии с пунктом 5 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе, при том, что пункт 5 статьи 3.1 введен Федеральным Законом от 23 июля 2013 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", вступил в силу с 01 апреля 2013 г. и распространяется на ситуации установления особых формул расчета ставок вывозных пошлин в отношении сырой нефти с особыми физико-химическими свойствами, добытой на территории, в том числе Иркутской области, что не позволяет применить их для целей подтверждения нефти, в отношении которой таможенные льготы установлены в соответствии с нормами законодательства, действовавшими до введения статьи 3.1 в Закон о таможенном тарифе, то есть в отношении нефти, вывезенной с 01 января 2012 г. по 26 мая 2013 г., ставки вывозных таможенных пошлин по которой устанавливались без механизма "особых формул расчета".
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что заявителями обоснованно его право на подтверждение Минэнерго Справок о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы Таможенной территории Российской Федерации за первый квартал 2012 и второй квартал 2013.
Судом также указано, что Минэнерго в нарушение пункта 2 Приказа N 471 и пункта 4 Правил N 277 не подтвердил Справки о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы Таможенной территории Таможенного союза за первый квартал 2012 и второй квартал 2013.
Отказывая в подтверждении Справок, Минэнерго указало на нарушение срока обращения, в то время как такое основание для отказа в подтверждении Справок, как нарушение сроков обращения за подтверждением Справок, ни Приказом N 471, ни Правилами N 277 не предусмотрено.
Приказ N 471 и Правила N 277 не содержат положений о том, что подтверждение Справок не может быть произведено по прошествии установленных сроков обращения экспортеров нефти."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф05-17747/15 по делу N А40-56217/2015
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56217/15
14.11.2016 Определение Заместителя Председателя Верховного Суда России N 305-КГ16-2120
17.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17747/15
24.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37999/15
03.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56217/15