город Москва |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А40-84758/14-121-719 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед": Попкова Е.Э. (дов. от 15.12.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Фроловой Н.М. (дов. N 21696/2015 от 09.10.2015 г.);
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Атлант Оценка": не явились, извещены;
рассмотрев 15 декабря 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2015 г.,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-84758/14-121-719
по заявлению частной компании с ограниченной ответственностью "C&T Инвестментс Лимитед"
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения от 12 мая 2014 г. N 51-485/2014,
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра"; Правительство Москвы; ООО "Атлант Оценка"; ООО "Российское общество оценщиков"; Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ: частная компания с ограниченной ответственностью "C&T Инвестментс Лимитед" (далее - ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед", заявитель) на основании заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) договора аренды земельного участка N М-07-021093 от 30 мая 2002 г. (в редакции дополнительного соглашения N М-07-021093/02 от 09 апреля 2008 г.) (далее - Договор) является арендатором земельного участка площадью 51 331 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006004:188, из состава земель населенных пунктов, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1 - 26, представляемый в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства жилых объектов, детского дошкольного учреждения, отдельного гаража, физкультурно-оздоровительного комплекса, объектов торговли для обслуживания населения (в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка) со следующими характеристиками: предельная высота зданий, строений, сооружений не более 35 м; наземная площадь жилых объектов - 49 000 кв.м, подземная площадь для размещения автостоянок и технических помещений - 25 500 кв.м; наземная площадь нежилого фонда - 5 400 кв.м; количество машиномест - не менее 350 м/м.
Согласно пункту 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор. При этом, в случае принятия таких актов, исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
Первый арендный платеж по новым правилам исчисления арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая, при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
На основании Постановления Правительства Москвы N 751-ПП от 26 ноября 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006004:188, арендатором которого является истец, была установлена в размере 4 233 490 859,85 руб. (удельный показатель в размере 82 474,35 руб.).
08 апреля 2014 г. ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре установленной кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной стоимости 2 044 471 123 руб., определенной на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Атлант Оценка" (далее - ООО "Атлант Оценка") N АЮ-101-884/1213 от 13 января 2014 г.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве N 51-485/2014 от 12 апреля 2014 г. заявление ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" отклонено со ссылкой на несоответствие отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Полагая, что указанное решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/481 при территориальном органе в городе Москве, от 12 мая 2014 г. N 51-2014 об отклонении заявления ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка общей площадью 51 331 кв.м с кадастровым номером 77:07:0006004:188.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительство Москвы, ООО "Атлант Оценка", ООО "Российское общество оценщиков" и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 марта 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 03 сентября 2014 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда о от 25 ноября 2014 г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что право на обращение в арбитражный суд с требованием об оспаривании решения комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было предусмотрено в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Между тем, суды обеих инстанций вопреки требованиям статей 167, 168, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассмотрели спор по существу, законность оспариваемого решения комиссии не проверили, доводы и возражения оставлены без надлежащей оценки и рассмотренияю.
При новом рассмотрении суду предложено учесть изложенное, и с учетом указанного и требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно, объективно исследовать имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, правильно применив положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона об оценочной деятельности, принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с требованиями процессуальных норм.
При новом рассмотрении дела протокольным определением от 16 апреля 2015 г. судом приняты к рассмотрению уточненные требования ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым заявитель просил признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/481 при территориальном органе в городе Москве, от 12 мая 2014 г. N 51-485/2014 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка площадью 51 331 кв.м с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26, и обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/481 при территориальном органе в городе Москве, принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 51 331 кв.м с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26, в размере его рыночной стоимости - 2 044 471 123 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г.; применить сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, площадью 51 331 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26, установленной равной его рыночной стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/481 при территориальном органе в городе Москве от 12 мая 2014 г. N 51-485/2014 об отклонении заявления ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" от 08 апреля 2014 г. N 19 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка площадью 51 331 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26. Суд обязал Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/481 при территориальном органе в городе Москве, принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 51 331 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26, в размере его рыночной стоимости - 2 044 471 123 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 г. Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка подлежат внесению Комиссией в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от "24" июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Применить сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, площадью 51 331 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26, установленной арбитражным судом равной его рыночной стоимости, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с 01 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.
На основании определения Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2015 г. в связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (отпуск судьи), произведена замена председательствующего-судьи Латыповой Р.Р. на судью Ананьину Е.А.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра", ООО "Атлант Оценка", ООО "Российской общество оценщиков" не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ЧКОО "С & Т Инвестментс Лимитед" против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Представитель Управления Росреестра по Москве с доводами кассационной жалобы согласился.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Ролсреестра", ООО "Атлант Оценка" и ООО "Российской общество оценщиков" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Законом об оценочной деятельности.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что представленный компанией отчет об оценки N АЮ-101-884/1213 от 13 января 2014 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006004:188 соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, а также установленным федеральными стандартами оценки требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, в том числе принципам существенности, однозначности, обоснованности, проверяемости и достаточности.
При этом судами установлено, что согласно указанному отчету об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006004:188 рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. составляет 2 044 471 123 руб.
Отклоняя доводы Комиссии о том, что оформление и содержание отчета не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, суды указали, что такой вывод не является мотивированным и обоснованным.
Положительное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Комиссией не были установлены несоответствия требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушений прав и законных интересов компании суд обязал Комиссию рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. N П/481 при территориальном органе в городе Москве, принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 51 331 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26, в размере его рыночной стоимости - 2 044 471 123 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г. Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка подлежат внесению Комиссией в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от "24" июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Применить сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, площадью 51 331 кв.м с кадастровым номером 77:07:0006004:188, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Минская, корпус 1-26, установленной арбитражным судом равной его рыночной стоимости, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с 01 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.
Избранный судом способ приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г. по делу N А40-84758/14-121-719 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.